Под влиянием кризиса российский рынок печатных устройств
впервые начал сокращаться, отмечают исследователи. При этом очевидно, что
сегмент принтеров будет падать быстрее, чем МФУ.
По данным IDC, в 3-м квартале 2008 г. впервые после
устойчивого роста, наблюдавшегося на рынке печатающих устройств (принтеры,
копиры и многофункциональные устройства) в течение 2 последних лет, отмечено
существенное снижение объёмов поставок по сравнению с аналогичным периодом
прошлого года. Объем российского рынка сократился на 17,4% в штучном и на 3,4%
в денежном выражении и составил 1,2 млн. единиц, причём 60,8% пришлось на МФУ,
37,6% – на принтеры и 1,6% – на копиры.
Снижение объясняется, в первую очередь, кризисом, который
еще слабо был заметен в июле и августе и по-настоящему проявился в сентябре.
Кроме того, сравнение проводилось с весьма успешным 3-м кварталом 2007 г. В тройку ведущих
поставщиков (по убыванию объёмов поставок в штучном выражении) по версии IDC
вошли HP, Canon, Samsung. Но по финансовым показателям лидируют HP,
Xerox и Canon.
Наиболее заметный спад в 3-м квартале 2008 г. IDC
отметила на рынке принтеров, объём которого снизился на 38,9% в штучном и 13,2%
в денежном выражении. При этом наиболее значительно «пострадали» поставки (в
штучном выражении) монохромных лазерных и струйных принтеров (-41,6 и -39,4%,
соответственно). В то же время, уверенно росли поставки МФУ – около 7% как в
штучном, так и в денежном выражении, даже по сравнению с 3-м кварталом 2007 г., а сегмент цветных
лазерных МФУ продемонстрировал просто выдающиеся темпы роста – в 1,5 раза по
сравнению с прошлогодними показателями.
Продажи
принтеров и МФУ в России в 1- 3 кварталах 2008 г., млн шт. Источник: OKIPrintingSolutions (со ссылкой на IDC), 2008 г.
IDC отмечает, что многие поставщики в
период спада начали переход на новые логистические схемы, оптимизацию
бизнес-процессов, поиск путей выхода из кризиса. «Спрос на устройства печати
сохранится на достаточно высоком уровне, но сместится в сторону недорогих
моделей начального уровня, одновременно увеличится потребность в техническом
обслуживании, ремонте и вырастет количество перезаправок, – считает Алина
Селиверстова, аналитик IDC по рынку устройств
печати. – В последующие год-два вновь начнет расти спрос на более дорогие
устройства, но с меньшей стоимостью отпечатка. Пользователи задумаются не о
сиюминутной экономии, а о повышении эффективности приобретенного оборудования,
что положительно скажется на структуре российского рынка».
По прогнозам IDC, в 4-м квартале 2008 г. спад на российском
рынке печатающих устройств продолжится. В результате снижения спроса со стороны
домашних пользователей, даже на фоне традиционных предновогодних продаж, наиболее
сильный спад ожидается в сегменте струйных устройств печати. А сокращение
ИТ-бюджетов приведет к уменьшению поставок монохромных лазерных принтеров. IDC
ожидает, что в 4-м квартале сократится и сегмент цветных лазерных печатающих
устройств (как моно-, так и многофункциональных), возможен только небольшой
рост монохромных лазерных МФУ, которые «перетянут» на себя часть спроса от
цветных МФУ и монохромных лазерных принтеров.
Но остались и островки стабильности. Например, Илья
Новохатский, пиар-директор «Эльдорадо», крупнейшей розничной сети
электроники России, утверждает, что пока в компании не наблюдают снижения
продаж в сегменте принтеров и МФУ. По итогам года «Эльдорадо» ожидает здесь
даже рост на 20%. «Можно прогнозировать некоторый отток покупателей из дорогого
сегмента в сторону более экономичных устройств с оптимальным соотношением
функциональности, цены и качества, - подтверждает выводы IDC
Новохатский. - Одно должно компенсировать другое».
Илья Сиротин, глава OKIPrintingSolutions в России, в интервью CNews подтвердил, что
результаты 4-го квартала 2008
г. будут ниже ожидаемого. Тем не менее, в компании
смотрят в будущее с оптимизмом. «Несмотря на последствия мирового финансового
кризиса, мы будем укреплять свои позиции на рынке и находить новые возможности
в новых условиях, - говорит Сиротин. – Так, в прошлом месяце представили ряд
новых принтеров сразу в нескольких сегментах. Жизнь продолжается!»
Ko Хасэгава, глава
московского представительства KonicaMinolta, отмечает, что за девять месяцев 2008 г. компания существенно
увеличила продажи по сравнению с предыдущим годом. «Но, к сожалению, в октябре
негативное влияние рынка и спад экономики коснулся и нашей отрасли», - признает
Хасэгава.
В компании НР, ссылаясь на данные IDC
(за 4-й квартал 2007 г.
– 3-й квартал 2008 г.
в штучном выражении), говорят, что за год поставки НР на рынке принтеров и МФУ
составили свыше 2,3 млн единиц, а их рост опережает показатель рынка в целом.
Компания сохранила за собой первое место на рынке устройств печати с долей
44,5%, что более чем в 2 раза превышает долю ближайшего конкурента (Canon). Стоит отметить, что в общих поставках устройств печати компании доля
МФУ выросла на 14 пунктов и составила 53%. По оценке IDC,
в этом быстрорастущем сегменте компания HP увеличила свою
долю на 5 пунктов – до 43%. «Это глобальная мировая тенденция, и мы участвуем в
ней на локальном рынке – в России», - отметил в интервью CNewsОуэн Кемп, генеральный директор HP
в России. Кемп уверен, что катастрофической ситуации для HP
в следующем году не будет: несмотря на трудности в экономике, многие ключевые
клиенты продолжат инвестировать в ИТ. Тем не менее, гендиректор HP
в России не исключает, что увольнения и сокращения зарплат могут привести к
снижению дохода населения и, как следствие, сокращению спроса.
«В
целом рынок периферии в третьем и четвертом квартале 2008 г. вошел новую фазу
своего развития, - комментирует Вадим Ференец, старший аналитик CNewsAnalytics. - Причиной тому
и кризис, и неизбежные изменения в логистике и дистрибуции с одной стороны, а
также удешевление устройств и технологические новинки с другой стороны».
Комментарии 0