Наверх

Кто защитит данные граждан в век электронного правительства?

Архив
Время чтения: 6 минут
1
Кто защитит данные граждан в век электронного правительства?

Сегодня как никогда актуальна тема электронного правительства и оказания государственных услуг в электронном виде. Но, несмотря на то, что этот термин давно на слуху и прочно вошел в нашу лексику, далеко не все четко представляют, о чем идет речь.

Евгения Заяц, консультант по информационной безопасности ЗАО "ДиалогНаука"

Кто защитит данные граждан в век электронного правительства?Сегодня как никогда актуальна тема электронного правительства и оказания государственных услуг в электронном виде. Но, несмотря на то, что этот термин давно на слуху и прочно вошел в нашу лексику, далеко не все четко представляют, о чем идет речь.

Концепция электронного правительства, появившаяся в 1990-х годах, подразумевает максимальное использование в органах государственного управления современных технологий. Их цель — повышение эффективности работы на различных уровнях: между государством и гражданами (G2C — Government-to-Citizen), между государством и бизнесом (G2B — Government-to-Business), между государством и государственными служащими (G2E — Government-to-Employees), между различными ветвями государственной власти (G2G — Government-to-Government).

Степень внедрения электронного правительства считается важным показателем уровня развития каждой страны и периодически измеряется экспертами ООН, составляющими специальный рейтинг  E-government Index.w.

В рамках мировой тенденции в России была разработана федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002 - 2010 годы)», целями которой являются:

●    повышение качества взаимоотношений государства и общества путем расширения возможности доступа граждан к информации о деятельности органов государственной власти;

●    повышение оперативности предоставления государственных и муниципальных услуг;

●    внедрение единых стандартов обслуживания населения;

●    повышение эффективности межведомственного взаимодействия и внутренней организации деятельности органов государственной власти на основе организации межведомственного информационного обмена и обеспечения эффективного использования органами государственной власти информационных и телекоммуникационных технологий;

●    повышение эффективности управления внедрением информационных и телекоммуникационных технологий в деятельность органов государственной власти;

●    повышение эффективности государственного управления, обеспечение оперативности и полноты контроля за деятельностью органов государственной власти.

К 2010 году был утвержден ряд нормативных документов, определивших дальнейшее развитие России в этом направлении:

●    стратегия развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденная поручением Президента Российской Федерации от 7 февраля 2008 г. N Пр-212;

●    концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р;

●    основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1663-р;

●    план перехода на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде федеральными органами исполнительной власти, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2009 г. N 1555-р.

Приоритеты, направления и этапы формирования электронного правительства определены в «Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года».

Концепция определила электронное правительство как новую форму организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающую за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий качественно новый уровень оперативности и удобства получения организациями и гражданами государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов.

И хотя программа «Электронная Россия» заканчивается в 2010 году, реализация задач «Концепции формирования электронного правительства», будет продолжаться в рамках проекта долгосрочной целевой программы «Информационное общество (2011 - 2018 годы)».

Электронное правительство является не просто технологическим решением, а концепцией осуществления управления государством и этапом формирования и развития информационного общества в России, что в свою очередь подразумевает внесение изменений во все сферы общественной жизни.

Государственное управление в информационном обществе при применении информационно-коммуникационных технологий призвано обеспечить открытость информации о деятельности государственных органов, уменьшение времени на согласование и повышение оперативности и эффективности принимаемых управленческих решений, производительности труда государственных служащих, снижение затрат на содержание государственного аппарата, а так же борьбу с коррупцией.

Однако не стоит забывать, что стремительная интеграция в информационное общество открывает не только новые возможности для общества, но и ведет к появлению злоумышленников. Российское общество не готово к тотальной информатизации, большинство пользователей информационных технологий не осознают всей опасности последствий их неквалифицированного использования.

Не готовы не только пользователи. В России, до недавнего времени, большая часть всех законодательных требований в области информационной безопасности относилась только к государственным структурам, а для коммерческих носила рекомендательный характер. Без должного уровня информационной безопасности, технологические и социальные последствия компьютеризации и информатизации различных сфер общественной жизни весьма плачевны как для бизнеса и государства, так и для человека.

Неслучайно Правительство Российской Федерации все больше внимания уделяет вопросам обеспечения информационной безопасности. Серьезно повысило интерес к информационной безопасности и вступление в действие Федерального закона «О персональных данных». Несмотря на его неоднозначность, это действительно знаковое событие для России, уровень регламентации вопросов защиты информации в которой значительно уступает западным странам.

Принятый в 2006 году закон стал реализовываться лишь к концу указанного законодателем срока, и, к сожалению, в большинстве случаев скорее с целью ухода от ответственности, чем с целью защиты конституционных прав человека на неприкосновенность частной жизни.

А ведь любой и каждый из нас нуждается в гарантиях безопасности, тем более, если доверяет информацию о себе государству. Не смотря на это, ни для кого не секрет, что по доступной цене сейчас можно купить базы данных любых ведомств.

Обеспечение необходимого уровня информационной безопасности, в первую очередь персональных данных граждан, является одной из первоочередных проблем реализации программы электронного правительства, которая вызывает обоснованные опасения. И, несмотря на все преимущества электронного правительства, к вопросу информационной безопасности стоит подходить очень серьезно.

Информатизация общества вызывает противоречие между глобальностью и всепроникающим характером явлений и понятием неприкосновенности частной жизни. Одним из противоречий является электронное правительство.

Готово ли наше общество к переходу на электронную форму взаимодействия во всех сферах?

Готова ли Россия гарантировать и обеспечить безопасность персональных данных своих граждан, признание, соблюдение и защита прав и свобод которых, является прямой обязанностью и первоочередной задачей государства?

Источник: Руформатор, 9 августа 2010

Чтобы прочитать эту статью до конца,
или зарегистрируйтесь

Комментарии 1

В России, до недавнего времени, большая часть всех законодательных требований в области информационной безопасности относилась только к государственным структурам, а для коммерческих носила рекомендательный характер.
Разве сейчас для коммерческих организаций требования носят обязательный характер - врядли.
Есть стандарт: ГОСТ Р 50739-95 "Средства вычислительной техники. Защита от несанкционированного доступа к информации. Общие технические требования". А есть ли закон, в котором сказано что информационные систмы должны соответствовать стандарту? Если он есть, то многие его нарушили, начиная с того момента, как закон был принят.
Есть оранжевая и красная книга у США, и белая книга у европейского союза.
В любом случае, доведение информационных систем до соответствия конкретным стандартам будет стоить денег, поддержка информационной системы на высоком уровне безопаности тоже будет стоить денег. Кто-то скажет "... дак кризис же ... надо леса восстанавливать, пенсию повышать, дома строить ... вопрос безопасности отложим ... " и, вероятно, будет прав. Хотя, не знаю сколько имеется средств, может их хватит на всё, даже в текущих условиях - вопрос безопасности решить куда проще и дешевле, чем вопрос жилья и лесов.
Чтобы прокомментировать, или зарегистрируйтесь