Наверх

Лёд тронулся? Как импортозамещение ПО становится реальностью

Время чтения: 15 минут
0
Лёд тронулся? Как импортозамещение ПО становится реальностью

Переход на отечественные ИТ-продукты в России – длинная история. Но эксперты уверяют: именно сейчас импортозамещение вышло на новый уровень. Теперь это не просто политический лозунг, а реальный опыт госкомпаний и органов власти.

Переход на отечественные ИТ-продукты в России – длинная история. Но эксперты уверяют: именно сейчас импортозамещение вышло на новый уровень. Теперь это не просто политический лозунг, а реальный опыт госкомпаний и органов власти. Что изменилось на самом деле и каких перемен ждать ещё – в обзоре ECM-Journal.

Утром – деньги, вечером – импортозамещение

Сейчас в органах власти уже никто не задаёт вопрос «заменять иностранное ПО на наше или нет». Хотя совсем недавно разговоры об импортозамещении ИТ-решений многим казались только пропагандой.

«Ещё 6 лет назад никто не верил в потребность импортозамещения. В 2018 году появились мысли, что оно когда-то станет актуальным, но «нас не коснётся» или «мы найдём лазейку», – рассказывает Максим Степченков, генеральный директор компании RuSIEM. – Теперь пришло осознание, что уже надо жить в новой парадигме и строить стратегию, исходя из текущего положения дел».

Под «текущим положением дел» эксперт подразумевает как внешнеполитическую ситуацию РФ, так и осознание грядущих рисков государством и компаниями. «Когда в прошлом году пришла пандемия, мы побежали скупать тушёнку и гречку, а не скоропортящиеся продукты. Точно так же произошло и с иностранным ПО. Без поддержки из заграницы и при наличии санкций оно может всегда превратиться в тыкву», – добавляет Максим Степченков.

Безусловно, на ситуацию повлияли и ограничительные процедуры, которые реализует федеральная власть.

«Одной из мер, которые существенно повлияли на импортозамещение в последние годы, является то, что иностранным компаниям теперь нельзя поставлять государству ПО и услуги напрямую. Сейчас это можно делать только если есть российская компания или представительство в России», – напоминает Дмитрий Нор, директор компании SkySoft.

Важно, что государство вовремя не только осознало необходимость в импортозамещении ПО и предприняло меры, но и стало финансировать такие проекты. Об этом говорит Константин Лянгузов, руководитель отдела внедрения Directum в органах государственной власти.

«Сомнений у клиентов в потребности перехода на отечественные ИТ-продукты сейчас действительно нет. На практике мы встречаем два разных подхода: проактивный поиск вариантов – «как импортозаместиться в существующих условиях и ресурсах», и реактивный, когда «утром – деньги, а вечером – импортозамещение. Результативность импортозамещения организаций складывается из проработанного долгосрочного плана перевода информационных систем и грамотного финансового планирования этого мероприятия», – комментирует Константин Лянгузов.

Мощным стимулом что-то менять также стала пандемия 2020 года. Развивалась она стремительно. Настолько, что после объявления в России локдауна госструктурам и коммерческим организациям в считанные дни пришлось перевести персонал на «удалёнку».

«Срочно возникла задача развернуть полноценные рабочие места на домашних компьютерах и обеспечить дистанционный защищённый доступ к корпоративным информационным ресурсам. Практически у всех организаций возникли проблемы с информационной безопасностью, ведь реализовать корпоративные политики безопасности на домашних компьютерах крайне сложно. И тогда на помощь пришли разработчики российских операционных систем и прикладного ПО», – комментирует Григорий Сизоненко, генеральный директор ГК ИВК.

Перевод госструктур на удалёнку спровоцировал интерес к многим отечественным решениям – от электронного документооборота и дистанционного управления бизнес-процессами до видеоконференцсвязи (ВКС).

«По данным TAdviser, в 2020 году сегмент ВКС занял 2-е место по числу проектов, выполненных в госсекторе. Теперь фактически большинство организаций в рамках импортозамещения используют российские решения. Например, суды в период самоизоляции успешно проводили дистанционные процессы на отечественных платформах. И они продолжают это делать дальше», – рассказывает Борис Попов, директор по развитию бизнеса компании Vinteo.

При этом, по его словам, ещё в апреле 2020 года у многих были сомнения в возможностях импортозамещения в ВКС. Тогда же волну вопросов вызвало засветившееся иностранное решение (Zoom), с помощью которого проводилось совещание на государственном уровне. Однако уже в апреле 2021 года зарубежная компания ушла с российского рынка, и многим пришлось всерьёз задуматься о переменах.

Ключ от госзакупок, где деньги лежат

Все эксперты уверяют, что за последние три года госструктуры активнее перестраивали и обновляли ИТ-инфраструктуру. При этом постепенно менялась нормативная база.

«Многократно озвучивалась и продолжает озвучиваться позиция государства и Правительства РФ, что необходимо развивать свои продукты и снижать зависимость от импортного ПО, – добавляет Виктор Петров, директор R&D-центра компании IVA Technologies. Например, многое было сделано в части работ с Реестром производителей российского ПО Минкомсвязи. Аналогично развивалась ситуация и с Реестром телекоммуникационного оборудования российского происхождения».

Как результат, по его словам, на рынке появилось много успешных внедрений российских решений. Потребители осознали, что некоторые отечественные ИТ-продукты действительно по своему качеству и функционалу не отстают от западных, а порой даже превосходят их. К ним эксперты относят решения в области документооборота, информационной безопасности и видеоконференцсвязи.

Тем временем в словах и делах государства по-прежнему обнаруживаются расхождения. «Полагаю, на федеральном уровне всё ещё не вполне чётко прописаны KPI, – рассуждает Михаил Филиппенко, генеральный директор Fast Reports. – Озвучивается только процент ПО, который нужно перевести на отечественные аналоги. Часто встречается «размытие» той инфраструктуры, по которой реально ведётся работа. Или задача по процентам выполняется, но без реального перевода инфраструктуры на отечественные платформы».

Несмотря на показательный рост в импортозамещении, оно пока не коснулось всех государственных структур и организаций.

«Учитывая, что многие органы до сих пор работают в полуаналоговом режиме и занимаются бумажной волокитой, для них стоит вопрос даже не импортозамещения, а вообще цифровизации. Это существенно облегчает задачу. Нецифровизованным организациям нет существенной разницы, импортное или отечественное ПО они будут применять.  

Тем, кто уже работают на зарубежном ПО, установив его на локальные серверы или облачно по подписке, переходить на российское больно и дорого. В любом случае пробежаться по полю из граблей, не ударив себя по лбу, не получается точно», – добавляет Алексей Рыбаков, генеральный директор IT-компании Omega.

Командовать парадом будет рынок

По данным Центра компетенций по импортозамещению в сфере ИКТ, в 2019 году объём отечественных программных продуктов в госкомпаниях составлял лишь 10%. «Думаю, показатель возрос, но не в разы. И это обусловлено значительными финансовыми затратами, которых требует замена иностранных систем, – комментирует Константин Лянгузов.Сегодня более успешно проводят импортозамещение те госкомпании и госкорпорации, которые были достаточно дальновидны, чтобы заранее предусмотреть внедрение российского софта в своей стратегии развития».

К компаниям, которые уже достигли максимальных успехов в импортозамещении, эксперты однозначно относят госкорпорации «Росатом» и «Ростех», лидеров нефтегазовой отрасли – «Газпром», «Роснефть», «Лукойл». В банковском секторе – Сбер.  

«Несмотря на то, что государственные структуры и компании с государственным участием стали узнавать всё больше об отечественных ИТ-решениях, темп импортозамещения пока в целом в РФ никто не признает удовлетворительным, – уверяет Ольга Молярчук, руководитель центра консалтинга «МДТ «ЦИФРА», технологического партнера ГК «РАМАКС». – При этом знания о российском ПО всё шире распространяются. И у игроков рынка формируется всё более чёткое понимание того, как этот рынок развивать дальше. До этого большого внимания отечественным разработкам по некоторым классам программного обеспечения не уделялось просто потому, что причин их изучать не было».

Дело помощи компаниям

Ещё одно важное событие, которое повлияло на ситуацию в 2020 году, – налоговый манёвр, простимулировавший развитие российских ИТ-продуктов. Он помог расширить рынок проверенного и гарантированно импортонезависимого ПО для нужд органов власти и госкомпаний.

«Немалую роль сыграла грантовая поддержка, охватывающая всё больше проектов разработки и внедрения импортонезавивисимых продуктов. Помощь, оказываемая как стартапам, так и крупным предприятиям, позволяет заменять иностранное ПО на отечественные программные продукты без потерь в функциональности и с повышением удобства для российского пользователя. Плюс уже действующие нормативно-правовые акты, ориентированные на импортозамещение, содействуют активному развитию отрасли», – напоминает представитель Directum. 

Сдерживающим фактором остаются опасения большинства госкомпаний – они не хотят быть первыми, кто опробует отечественные решения на себе. «Это боязнь быть полигоном для испытаний. Боязнь быть тем, на котором пробуют что-то новое. Даже за бесплатно», – делится наблюдениями Максим Степченков.

Страх «тормозит» импортозамещение не только на уровне рынка, но и на уровне руководства компаний и даже пользователей.

«Сейчас в госкорпорациях и окологосударственных компаниях принимают решения люди возраста 40+. Они выросли в 90-е годы, когда отечественные предприятия развалились, а рынок заполнили импортные товары. И у них остался стереотип, что всё наше — плохое, а всё иностранное — хорошее, – поясняет Олег Изумрудов, исполнительный директор Консорциума российских разработчиков систем хранения данных «РосСХД».  – При этом люди более старшего возраста помнят успехи большой страны и к возрождению отечественных технологий относятся совсем по-другому. Это касается и молодёжи: они не знают 90-х и доверяют российским продуктам».

Пусть и постепенно, но ИТ-директора госкомпаний, изменяя своим стереотипам, начинают верить в отечественное ПО. Хотя многие ещё считают импортозамещение политическими играми и стремятся обойти введённые правила любыми способами. «А когда им показывают полностью российскую систему хранения данных на российском процессоре, с отечественными системными платами, корпусом, операционной системой и ПО – они даже не пытаются разобраться и попробовать», – сетует Олег Изумрудов.

Тем не менее, по-прежнему ещё существует ряд ограничений, которые не позволяют обеспечить полное импортозамещение в ИТ.

«Ограничения сохраняются том числе в части операционных систем и инфраструктурных сервисов, – напоминает Олег Губка, директор по развитию бизнеса «Аванпост».Например, многие существующие ГИС работают только на базе платформы Microsoft. Решение этих вопросов ещё потребует времени. Но на мой взгляд, не стоит торопиться – это может нанести ущерб качеству государственных ИТ-сервисов».

Обучение на первое, политика – на второе

Что может ускорить ИТ-импортозамещение в ближайшем будущем? «Прежде всего – обучение. «Процесс перехода на отечественное ПО во многом тормозится из-за нехватки квалифицированных специалистов по разработке и поддержке продуктов на импортонезависимом технологическом стеке, – считает Константин Лянгузов. – Кроме того, пандемия и цифровизация привели к росту спроса на ИТ-специалистов на рынке труда в целом, что ухудшило и до того не самую радужную для работодателей картину доступности компетентных кадров. Необходимо усилить подготовку системных администраторов, инженеров поддержки и разработчиков по импортозамещённым продуктам и технологиям».

Координация обучения ИТ-специалистов на государственном уровне, по мнению экспертов, помогла бы значительно ускорить и упростить переход госструктур на отечественное ПО.

«Сейчас заказчикам важно поддержать процесс импортозамещения, – добавляет Олег Изумрудов. – Те, кто пытаются сдвинуть сроки, саботируют внедрение отечественного ПО, тормозят принятие решений на законодательном уровне, наносят колоссальный ущерб развитию страны и её суверенитету».

По его мнению, важны даже не законодательные инициативы, которые ограничивают применение зарубежного программного и аппаратного обеспечения, а соблюдение уже принятых законов. «И это касается не только организаций, но и самих государственных органов. Например, мы обнаружили, что Минпромторг в апреле 2020 года включил в Единый реестр российской промышленной продукции систему хранения данных (СХД) на иностранных процессорах. Хотя это запрещено постановлениями Правительства РФ», – сообщает эксперт.

Также, по словам Олега Изумрудова, в декабре 2020 года Минпромторг в рамках проведённых тендеров выделил средства на ОКР отечественных процессоров. Коллективы разработчиков приступили к работе, а потом «деньги отобрали и вернули в бюджет».

Кроме того, отечественному рынку необходимо стимулирование всей цепочки поставки и внедрения отечественных ИТ-решений конечным пользователям.

 «Нужно создать целостный отечественный ИТ-ландшафт. Без этого полномасштабное развитие ИТ-сектора не получится, – рассуждает Ольга Молярчук. – Отечественная продукция должна заинтересовать собой хотя бы крупный бизнес без государственного участия (лучше и средний), а не только замещать иностранные ИТ-системы в компаниях с государственным участием и в госорганах «по принуждению».

Также эксперты уточняют, что в ближайшие годы импортозамещение в ИТ будет расти за счёт новых регуляторных и стимулирующих мер государства. «К 2024 году доля российского ПО в госорганизациях должна превысить 70%, а в госкомпаниях составить не менее 50%. В 2024–2025 годах на российское ПО должны перейти организации, подпадающие под 187-ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры», в том числе крупнейшие промышленные и финансовые компании», – напоминает Юрий Востриков, операционный директор НОРБИТ.

«Ещё один тренд – обновление унаследованных решений. Например, крупные компании много лет назад внедрили ERP-системы, – говорит Юрий Востриков. – Срок поддержки таких решений подходит к концу, это вынуждает компании планировать переход на современные версии ПО. И у них появляется выбор между зарубежными и российскими решениями».

И наконец, на ситуацию с импортозамещением ПО в ближайшие два года может повлиять ещё один важный фактор. Все эксперты сходятся в одном – это политика, политика и ещё раз политика. А какой она будет дальше, покажет время.

Иллюстрация: кадр из к/ф «Золотой телёнок».

Чтобы прочитать эту статью до конца,
или зарегистрируйтесь

Комментарии 0

Чтобы прокомментировать, или зарегистрируйтесь