Наверх

На рынке BPM продолжится рост. Интервью Елены Истоминой, Directum

Время чтения: 9 минут
0
На рынке BPM продолжится рост. Интервью Елены Истоминой, Directum

Бизнес-процессы в российских компаниях трансформируются, их активнее переводят в цифру. Виной тому не только пандемия. О факторах развития рынка BPM, технологических трендах и будущем рассказала Елена Истомина, директор департамента консалтинга и внедрения компании Directum.

— Елена Сергеевна, какие факторы способствовали росту российского рынка BPM в текущем году?

— На рост оказали влияние те же драйверы, что были в 2020 году. Первый — это пандемия и общая тенденция на усиление цифровизации. Относительно своих продаж мы прогнозируем рост на 25-30% в части софта.

Локдаун 2020 года остался в прошлом, но мир успел измениться, и сейчас есть понимание, что мы навсегда останемся в гибридном режиме работы — онлайн/офлайн. Задача удалённого взаимодействия становится перманентной, потребность в её решении окрепла, пришло осознание, что стоять нельзя, нужно выстраивать дальнейшую работу и инвестировать в цифровизацию процессов.

Второй драйвер — это цифровые HR-процессы и эксперимент Минтруда. Мы видим положительные результаты: компании поняли, что с сотрудниками можно взаимодействовать в электронном виде, оставаясь в юридически значимом поле. Это реально удобнее и в конечном счете выгоднее.

При этом постепенно снимаются стопоры со стороны государства и внешнего окружения для цифрового межкорпоративного взаимодействия. Поэтому компании начинают охватывать цифровизацией все больше процессов, подтягивая закупки, финансовые процессы и т. д.

— В каких отраслях российской экономики наблюдается наибольший спрос на BPM-системы?

— Я бы сказала, что к BPM есть общий интерес. Выделить можно, например, фармацевтику и торговлю, для них критично не останавливаться и наращивать скорость процессов. Если говорить о задачах управления персоналом, то интерес наблюдается у разных сегментов. Это и банки, и торговля, и производственные предприятия. Особенно заметен спрос со стороны территориально распределённых компаний с большим числом сотрудников, которые могут теперь работать с документами дистанционно — в цифровом виде.

— Для каких задач чаще используются BPM-системы?

— Если говорим про 2020–2021 годы, то скорее речь идёт о кадровых процессах. Они имеют большой потенциал цифровизации, так как охватывают не только задачи вокруг движения сотрудников (приём/ увольнение/ перемещения), но и заявки на подбор персонала, работу с кандидатами, развитие сотрудников — аттестации, переоценки и т. д. Здесь много взаимодействия, согласований, напоминаний и других действий, которые удобно переводить в информационную систему. Также актуальны процессы, связанные с командировками и авансовыми отчетами.

Растет интерес к работе с сервисными заявками. В цифровое взаимодействие вовлекаются сотрудники через личные кабинеты и сервисные порталы. Как говорили выше, здесь затрагиваются HR-процессы, например, заявления на отпуск, и множество различных заявок, включая спецодежду, служебный транспорт, справки из бухгалтерии т. д.

Ещё одно направление — процессы закупок. Они часто бывают сложными и при этом требуют контроля и прозрачности. Поэтому идеально использование BPM с возможностью настройки и гибкого изменения регламентов. Сюда же можно отнести цепочки взаимодействия с контрагентами.

Также очень востребована цифровизация в процессах общих центров обслуживания (ОЦО). В том числе для отслеживания эффективности и KPI внутри процесса вплоть до каждого этапа и человека. ОЦО заинтересованы по своей сути в оптимизации и контроле исполнения SLA по потоку повторяющихся операций.

— Как оцениваете ситуацию на российском рынке BPM? Есть ли конкуренция с ECM-системами?

— Можно отметить, что смыкание BPM и ECM усилилось, но заказчикам это не так важно. Классы и границы систем всё больше размываются. И эта тенденция существует давно. При этом говорить, что BPM поглотил СЭД/ECM, тоже нельзя. Например, есть задачи юридически значимой работы с документами, в том числе их долговременное хранение. Такие задачи стандартная BPM никак не закрывает. Можно делать интеграцию разных систем, а можно иметь одну «гибридную» систему, которая позволяет работать с неструктурированной информацией, умеет выстраивать процесс с привязкой цифровых юридически значимых документов и обеспечивать их хранение.

Кроме того, сейчас есть тренд ухода от документов к «записям» (например, формализованные документы в XML-форматах). Их как-то тоже надо хранить с юридической значимостью, обеспечивать человекочитаемый формат — это переходит в Records Management. И вот снова перетекание классов!

Таким образом, основной тренд рынка — конкуренция систем разных классов.

Интерес к оптимизации и удешевлению процессов есть и у гигантов, и у среднего и малого бизнеса. Хотя способы достижения этой цели, стратегия и объёмы вложений — разные. Крупные компании оптимизируют процессы за счёт максимальной адаптации под свою специфику. При больших масштабах данных, числе пользователей, количестве однотипных процессов и возможности унификации существенный эффект может давать экономия в действиях пользователей даже на 1 минуту из-за меньшего числа кликов.

При этом есть небольшие и средние компании, готовые принимать новую систему и приспосабливаться под неё. Им важна невысокая цена и готовность «в коробке». В каждом сегменте есть свой набор конкурирующих продуктов и производителей.

— Какие технологические тренды преобладают в 2021 году?

— Главный тренд — встраивание интеллекта в процессы. Об этом говорят западные аналитики, это подтверждает и российский рынок — подобные решения уже зарекомендовали себя как работающие.

По данным исследования IDC Worldwide Artificial Intelligence Spending Guide, объём расходов на решения с применением технологий искусственного интеллекта (ИИ) в коммерческих и государственных организациях России по итогам 2020-го увеличился на 22,4% в сравнении с 2019 годом и достиг $291 млн.

Ещё один тренд — массовый выход в облака — касается не только BPM-систем. Заказчики сейчас больше доверяют облачным технологиям. Мы в том числе усиливали это направление — выпустили полностью облачный продукт для интеллектуальной обработки документов Ario One, и недавно он пополнился сервисом 100%-ного распознавания.

Отмечу ещё тренд развития систем в части low-code. Внедрение и изменение ИТ-систем должно идти максимально быстро, успевать за рынком и бизнесом. В Directum RX сделана ставка на готовые проработанные решения с элементами настройки (в современных терминах это no-code). А для более сложных и индивидуальных решений предоставляется предметно-ориентированная среда разработки. Она позволяет широко использовать визуальные инструменты, что сводит объём собственно программирования к минимуму (low-code). Когда же нужно разработать какую-то сложную бизнес-логику, программист может работать в полноценном редакторе кода, используя всю мощь технологий.

— Каким вы видите будущее BPM-систем?

— В концепции BPM становится тесно. Потребность изменяться и адаптироваться быстрее усиливает движение к ещё большей гибкости. Нужна уже не только гибкая настройка процессов, но принципиальная гибкость вне регламентов. Сейчас это выражается в растущей популярности практик и инструментов командной работы.

В поддержку этого тренда мы выпустили решение для Agilе-досок и усилили решение по работе с проектами. Важно, что они встроены в единый корпоративный контур управления процессами, задачами сотрудников и правами доступа.

Кроме того, будущее за интеллектуальными системами. Системы будут совершенствовать интерфейсы, станут ещё дружелюбнее к пользователю — будут подсказывать, подбирать варианты и т. д. В процессы будут встраиваться умные ассистенты. Будет ли там внутри ИИ или RPA, не важно. Вендоры — как эксперты и аналитики — должны продумать, в каких пользовательских процессах нужно подключать интеллект, какие задачи переходят в разряд рутинных и могут быть переданы роботам, где роль человека можно перевести в наблюдателя и контролера.

Интеллектуальные системы на предприятии смогут образовать целую экосистему, охватывающую различные сферы от снабжения, производства, до отгрузки со склада. Настанет момент, когда системы будут общаться между собой — это максимизирует эффект. Но пока до этого далеко. Мы на этапе, когда искусственному интеллекту поручают отдельные небольшие части в процессах.

Чтобы прочитать эту статью до конца,
или зарегистрируйтесь

Комментарии 0

Чтобы прокомментировать, или зарегистрируйтесь