Наверх

Новый тренд консьюмеризации ИТ – Bring Your Own Cloud

Время чтения: 6 минут
1
Новый тренд консьюмеризации ИТ – Bring Your Own Cloud

Большинство из нас не очень-то верило, но подспудно надеялось, что консьюмеризация информационных технологий не зайдет дальше, чем это случилось с BYOD. Пользователи принесли свои устройства в офис, мы внедрили MDM-решения, установили политики...

Большинство из нас не очень-то верило, но подспудно надеялось, что консьюмеризация информационных технологий не зайдет дальше, чем это случилось с BYOD. Пользователи принесли свои устройства в офис, мы внедрили MDM-решения, установили политики использования личных и корпоративных смартфонов и планшетов, ввели ограничения и разрешения (некоторые просто все запретили, но не будем о грустном) – словом, справились с напастью.

Но вот ведь в чем соль консьюмеризации – она против нашей воли развернула IT на 180 градусов. Раньше решения исходили от нас, как от проводников требований бизнеса или генерального руководства компании. Теперь исходящим потоком стали наши сотрудники и клиенты – именно они требуют те инструменты, которые им нравятся, с которыми они работают продуктивнее, чем с серыми корпоративными программами.

Поэтому совершенно неудивительно, что BYODом консьюмеризация не ограничилась. Куда она зайдет дальше – одному богу известно. Смогут ли IT-департаменты сохранять контроль над мракобесием разрозненных требований, исходящих с трех сторон (руководство, сотрудники, клиенты)? Сейчас, в мае 2013 уже трудно сказать что-то определенно. А все потому, что консьюмеризация преподнесла нам новый сюрприз, который складывается в аббревиатуру BYOC. Догадайтесь, как звучит полное название сего тренда? Правильно – Bring Your Own Cloud.

Раньше ИТ-департаменты попросту запрещали использовать персональные облачные приложения или личные аккаунты популярных сервисов на работе. Но использование облачных сервисов значительно труднее проконтролировать, нежели физические устройства, поэтому сотрудники все равно стали «протаскивать» на рабочее место те облачные инструменты, которые помогают им в работе, не особенно озадачиваясь корпоративными политиками безопасности.

Скотт Дэвис (Scott Davis), CTO одного из направлений в VMware, рассказывает очень простую историю о том, почему он начал использовать личный аккаунт в облачном сервисе, работая в компании, занимающейся виртуализацией. Скотт выступает с презентациями по всему миру и однажды он попросил ИТ-департамент сделать исключение для него и повысить стандартную квоту на email-вложение, принятую в компании. На что ИТ-департамент ответил предложением архивировать презентации, либо купить сумку и набить ее USB-носителями информации. «Так я начал использовать Dropbox, – говорит Скотт Дэвис – люди всегда находят способ решить свою задачу, если ИТ не помогает им».

Аналитик из Gartner, Майкл Гартенберг (Michael Gartenberg) соглашается: «IT приходится иметь дело не только с Bring Your Own Device, но и с Bring Your Own Service. Сотрудники обойдут даже работающее корпоративное решение, если найдут другое, более соответствующее их задачам. Если это сервис, который способен завоевать сердца потребителей, то он найдет путь в ваш офис».

Казалось бы, проблему можно легко решить просто запретив использование внешних сервисов на низком уровне. Но, во-первых, хорошие облачные сервисы едва ли перечтешь по пальцам одной руки, а во-вторых несостоятельность тотального запрета нам доказала еще практика сухого закона, простите за аналогию.

В чем вообще проблема BYOC? Нравится сотрудникам использовать какой-то облачный сервис, который помогает им в работе – так пусть используют! Но речь же идет о том, что с рабочих компьютеров в Сеть могут утечь корпоративные документы! Да, это будет закрытое личное облако отдельного сотрудника, но как вам перспектива синхронизации его папки «Документы» с удаленным каталогом, где-нибудь на стороннем дисковом хранилище в облаке? При том, что это довольно затруднительно проконтролировать, даже с помощью тотального запрета, о котором уже говорилось выше. Ибо сегодня это Dropbox, а завтра – SugarSync. Имя им – легион.

Тогда на ум приходит другая стратегия – собрать данные о том, какие именно инструменты используют сотрудники и наладить партнерские отношения с вендорами или, по крайней мере, купить бизнес-версию облачного инструмента. Но и здесь не все гладко, ведь вопросы лицензирования даже в случае с бизнес-подпиской на облачные сервисы, не вполне очевидны. Например, в Evernote Business персональные и рабочие документы хранятся в разных репозиториях – для корпоративного подразумевается настройка политик доступа. Но интерфейс программы для конечного пользователя унифицирован, сотрудник просто не делает различий между рабочим и личным Evernote.

«Мы наблюдаем переход от двух абсолютно раздельных миров к единому миру, где нет границы между тем, что хорошо для бизнеса и что хорошо для пользователя, – говорит вице-президент по маркетингу Evernote, Эндрю Синков (Andrew Sinkov) – и если пользователь покидает офис, то его аккаунт и бизнес-документы выходят из офиса вместе с ним».

Впрочем, если проблема такого «двоемирия» существует, то рано или поздно найдется и решение. Вот, например, Microsoft предпринимает шаги в этом направлении. Они создали раздельные репозитории для личного пользовательского хранилища SkyDrive и корпоративного SkyDrive Pro. Таким образом, активно продвигаемый облачный Office 365 может создавать и модифицировать документы в облаке, а Office 2013 может работать с теми же файлами локально, синхронизируя изменения в документах между репозиториями.

Это такая стратегия гаража с двумя автомобилями. Пользователь может находится в гараже (в общей папке с файлами), но он должен выбрать только одну машину, чтобы выехать из него (начать работу с файлами). Разумеется, файлы синхронизируются с сохранением корпоративных политик, запретом на печать или редактирование, например. И, хотя это не решает проблему полностью, это формирует определенный индустриальный стандарт, который необходимо доработать. Microsoft исторически создает офисные стандарты одной левой, так что есть вероятность, что проблема будет решена именно таким путем с синхронизацией не только файлов, но и обязательным сохранением корпоративных политик.

Но не все облачные инструменты будут подстраиваться под нужды бизнеса, многие из них останутся исключительно клиентскими, персональными. Очевидно, ИТ-департаменту не остается ничего, кроме как перестраивать сознание и менять отношение к внешним облачным сервисам, которые сотрудники используют в работе. Кен Дулани (Ken Dulaney), аналитик Gartner, рекомендует вообще перестать беспокоиться о сторонних облачных инструментах: «Совершенно очевидно, что нужно перестать беспокоиться о сервисах и о том, где находятся корпоративные файлы. Гораздо важнее сосредоточиться на защищенности самих файлов».

Запрещать персональные облака в принципе, разрешать их полностью или работать исключительно над защищенностью самих документов – это задача, которую вскоре предстоит решить каждому CIO. А дальше… кто знает что еще пользователи захотят принести в офис!

Источник: CIO-World

Чтобы прочитать эту статью до конца,
или зарегистрируйтесь

Комментарии 1

Да, все так, проблемы с неудобными корпоративными системами давно назрели, а у людей наконец появляется возможность обойти их самостоятельно. Вот только может неверно это называть трендом, а просто "некуда деваться"? :)

Чтобы прокомментировать, или зарегистрируйтесь