Наверх

Обзор круглого стола CNews "ИТ-инфраструктура банка: создание и управление"

Архив
Время чтения: 8 минут
0
Обзор круглого стола CNews

Российские банки продолжают наращивать затраты на аппаратные средства. Круглый стол, проведенный CNews Analytics и CNews Conferences, выявил ряд "проблемных точек" в отношении физической "оснастки" развивающегося бизнеса.

Мария Попова

Российские банки продолжают наращивать затраты на аппаратные средства. Инвестиции в построение ИТ-инфраструктуры и системы ее управления, вероятно, останутся в фокусе крупнейших игроков отрасли в ближайшие годы. Круглый стол, проведенный CNews Analytics и CNews Conferences, выявил ряд «проблемных точек» в отношении физической «оснастки» развивающегося бизнеса.

12 июля CNews Analytics и CNews Conferences провели круглый стол «ИТ-инфраструктура банка: создание и управление». В мероприятии приняли участие представители российских финансово-кредитных организаций, а также поставщики ИТ и телекоммуникационных решений для финансового сектора.

Исполнительный директор института банковского дела АРБ Борис Скородумов: Отечественные финансовые структуры пока не готовы обсуждать вопросы информационной безопасности. ecm-journal.ru

Исполнительный директор института банковского дела АРБ Борис Скородумов: Отечественные финансовые структуры пока не готовы обсуждать вопросы информационной безопасности

Основными темами обсуждения стали возможные векторы ИТ-инвестиций игроков отрасли с точки зрения «тяжелой» информатизации. Формат мероприятия предполагал, помимо рассмотрения в докладах вопросов и проблем общерыночного характера, представление реальных проектов, реализованных в конкретных банках.

Банки увеличивают затраты на «железо»

По данным CNews Analytics, банковский сектор опережает большинство отраслей российской экономки по доле ИТ-затрат в общих ИТ-затратах, осуществляемых всеми предприятиями — 11,5% против 3%, которые составляют долю торговли, или около 5% - добывающей промышленности и электроэнергетики. В последние три года (2004-2006 гг.) при продолжающейся и даже усиливающейся тенденции физического сокращения сектора затраты на ИТ здесь растут, что свидетельствует, видимо, о второй волне информатизации. При этом структура ИТ-расходов банковского сектора отличается несколько завышенной долей затрат на АО (61% против 52% по экономике в целом).

Динамика ИТ-затрат российских банков 2002-2006. ecm-journal.ru

Динамика ИТ-затрат российских банков 2002-2006. Источник: CNews Analytics, 2007

Ключевой задачей банков сегодня становится грамотный подход к выбору программных и аппаратных решений, адекватной методологии управления всеми системами организации, обеспечения бесперебойности их работы и безопасности. ИТ-инфраструктура организаций финансово-кредитной сферы – сложный организм, требующий внимательного комплексного подхода. Набор специализированного ПО, интеграционная платформа, аппаратный комплекс, системы хранения и резервирования данных, информационная безопасность, технические средства защиты, коммуникационные каналы в совокупности определяют надежность всей структуры и возможность ее развития. А значит, возможности роста всего бизнеса банка.

Банковские ЦОД эволюционируют

Из «тяжелых» инфраструктурных решений банки традиционно с интересом относятся к центрам обработки данных. В числе основных задач, реализуемых ЦОД, Даниил Плитман, директор центра компетенции Unix-технологий компании «Линкс», называет консолидированное хранение и обработку данных, предоставление пользователям прикладных сервисов, а также обеспечение функционирования корпоративных приложений. К организационным преимуществам этих решений традиционно относится снижение общей стоимости владения, быстрая внедряемость корпоративных приложений и повышение управляемости.

Александр Старыгин, начальник отдела подготовки технических решений НР, отметил, что в процессе эволюции ЦОД к настоящему моменту набрана критическая масса изменений, которая позволяет говорить о появлении нового поколения этих решений. Их большую эффективность обеспечивают инновационные технологии - консолидация, виртуализация, балансировка загрузки, отказо- и катастрофоустойчивость и др. Основу взаимодействия в схеме «бизнес – ЦОД» сегодня составляют сервисы. В целом же структура ИТ-затрат бизнеса, по мнению г-на Старыгина, требует смещения фокуса от техподдержки к инновациям. В частности, долю инфраструктурных инноваций, которую НР оценивает в настоящий момент в 5%, планируется увеличить до 10%, а долю инноваций в приложениях – с 23% до 45%. При этом должна сократиться доля поддержки приложений с 30% до 15%, а доля поддержки инфраструктуры – с 42% до 30%.

Телекоммуникационная статья расходов устойчива

В условиях современного рынка, когда ни одно предприятие не может обойтись без адекватной телекоммуникационной инфраструктуры, с одной стороны, есть все предпосылки для постоянного развития инфраструктуры связи, а значит – увеличения расходов на эту статью. С другой стороны, по мере развития технологий телекоммуникационные услуги дешевеют. Это ставит новые задачи перед операторами, подталкивая их к разработке и выводу на рынок инновационных решений.

Об особенностях телекоммуникационных проектов, реализованных в Банке России, Среднерусском Банке Сбербанка РФ и «Межтопэнергобанке», рассказал Алексей Рубаков, начальник отдела маркетинга «Центрального телеграфа». Оператор предлагает сегодня банкам, помимо базового сервиса (построения корпоративных сетей передачи данных с резервированием - голос, видео и собственно данные), размещение оборудования на своих технологических площадках, организацию call-центров с «красивыми номерами» и подключением телефонных потоков по оптоволокну, все более дешевый и быстрый интернет, а также варианты многоадресных рассылок документов.

Электронные документы повышают качество работы

Дополнительным вектором дискуссии в рамках круглого стола CNews стал электронный документооборот. Николай Пестерев, руководитель проектов внедрения Directum, определяет решения этого класса как одно из звеньев инфраструктуры, которое составляет ее платформу, служит связкой систем и сотрудников.

Руководитель проектов внедрения Directum Николай Пестерев: Электронный документооборот служит связкой систем и сотрудников. ecm-journal.ru

Руководитель проектов внедрения Directum Николай Пестерев: Электронный документооборот служит связкой систем и сотрудников

Алексей Осотов, менеджер по продуктам отдела маркетинга компании «Электронные Офисные Системы», согласен, что это одна из ключевых технологий в условиях сегодняшних реалий, когда 80% информационных ресурсов предприятий сосредоточено в документах. На примере реализованных проектов автоматизации делопроизводства в ЦБ РФ, банках «Возрождение» и «Петрокоммерц», г-н Осотов приводит перечень преимуществ от использования электронного документооборота, в том числе повышение скорости принятия решений и их исполнения; реальное управление работой с документами; экономия значительных материальных и временных ресурсов; а также снижение зависимости от персонала - носителей технологических знаний по оформлению и учету документов.

Косвенные же эффекты подобных проектов выражаются в повышении прозрачности управления, контроле исполнительской дисциплины и общем повышении качества работы банка.

ИТ-ландшафт банка сложен в управлении

Примеры реализации современных подходов к эффективному управлению ИТ представил в конкретных кейсах Сергей Романов, руководитель направления ИТ-консалтинга и инфраструктурных решений Amphora Group. Приведенные в качестве примеров проекты ставили общие задачи – минимизировать простои в работе сотрудников, быстро решать проблемы и предоставлять бизнесу информацию для оперативного управления. Г-н Романов отметил необходимость построения эффективной модели взаимоотношений бизнеса (в данном случае банковского) и ИТ на базе четкой регламентации, разработанных оценок на основе SLA, а также связи показателей KPI - в ИТ и бизнесе.

Как ощутить масштаб опасности?

Важнейший аспект поддержки ИТ-инфраструктуры банка – обеспечение ее безопасности. По мнению Бориса Скородумова, исполнительного директора института банковского дела АРБ, отечественные финансовые структуры пока не готовы обсуждать вопросы информационной безопасности, как и открыто признавать сам факт существования таких проблем. Более того, по мнению г-на Скородумова, до сих пор нет четкого определения самого термина - «информационная безопасность».

Заинтересованность коммерческих банков (практиков) в решении проблем информационной безопасности. ecm-journal.ru

Заинтересованность коммерческих банков (практиков) в решении проблем информационной безопасности. Источник: АРБ, 2007

Говоря же о стандартах Банка России, ориентированных на обеспечение ИБ банковской системы РФ, он обращает внимание на некоторое расхождения в целях - Центробанка («обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы») и кредитных организаций («извлечение прибыли как основная цель деятельности»). Две разные цели, соответственно, предполагают и две разные архитектуры.

В ходе завершающей дискуссии в рамках круглого стола обозначились те темы, которые в наибольшей степени волнуют CIO российских банков. Перечень «горячих» вопросов на сегодня: как оценить и минимизировать риски, как управлять ресурсами (Asset management), как эффективно организовать работу Service-desk, как обеспечить надежную связь и бесперебойность работы банка. От их решения в значительной степени зависит активно развивающийся банковский бизнес.

Источник: CNews

Чтобы прочитать эту статью до конца,
или зарегистрируйтесь

Комментарии 0

Чтобы прокомментировать, или зарегистрируйтесь