Обзор новостей электронного правительства за 2 квартал 2020 года
Автомобиль в залоге, собрания жильцов и поступление в вузы онлайн, номер мобильного телефона в собственности, цифровизация в центрах занятости и не только. Все важные события за апрель-июнь 2020 года, мы собрали в одной статье.
Электронные Госуслуги
Находится ли авто в залоге, теперь можно будет проверить на портале
В ближайшее время на Госуслугах появится сервис, объединяющий реестр уведомлений о залоге движимого имущества и единый федеральный реестр о фактах деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. С его помощью граждане, например, при покупке автомобиля, смогут проверить, находится ли он в залоге или лизинге, и тем самым защититься от недобросовестных продавцов. Подробнее
Электронная трудовая стала доступна в личном кабинете на Госуслугах
Если граждане дали согласие на ведение трудовой книжки в электронном виде, то они уже могут получать сведения о своей трудовой деятельности на Едином портале госуслуг. Достаточно войти в личный кабинет. Подробнее
Проводить собрания собственников жилья теперь можно не выходя из дома
На самом деле делать это можно было и раньше. Но только в том случае, если заранее на обычном очном собрании было решено, что в будущем можно проводить заочные голосования в сети. Таким образом, если большинство собственников было против «цифровизации» собраний, то возможность веб-голосования блокировалась полностью. При этом не имело никакого значения, в какой именно информационной системе предполагалось голосование.
Теперь законом внесены изменения, упрощающие порядок проведения общего собрания собственников в форме заочного голосования с использованием государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ) либо региональной системы. Предусмотрен чёткий механизм проведения первого собрания в режиме онлайн, уведомления собственников о нём и процедуре отказа жителей от формы голосования, а также общих сроках встречи.
Также стало известно, что сервис по проведению онлайн-собраний жильцов планируется разместить на портале Госуслуг. Подробнее
Цифровое взаимодействие граждан с банками
На Госуслугах запущен новый сервис, через который финансовые организации могут получать необходимые сведения о гражданах. Речь идёт о данных, хранящихся в различных базах ФНС, Росреестра, МВД, ПФР и др. организаций.
Таким образом, будет реализовано дистанционное взаимодействие клиентов и банков без необходимости дополнительного предоставления документов. Получить такую информацию можно только с согласия клиента. Сам сервис на Госуслугах пока не виден. Чтобы заполнить заявление на предоставление кредита, клиенту надо будет сделать это на сайте банка, и оттуда он будет перенаправлен в необходимый раздел портала Госуслуг. Подробнее
Идентификация в ЕСИА для пользователей сайтов объявлений
Минкомсвязь планирует провести эксперимент по идентификации и аутентификации пользователей платформ объявлений с использованием ЕСИА. Делается это в целях совершения сделок купли-продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг), аренды имущества и иных юридически значимых действий посредством агрегаторов информации о товарах (услугах).
Предложением заинтересовались в Avito, Авто.ру и ЦИАНе. В частности, в ЦИАНе считают, что такая проверка позволит повысить уровень доверия к клиентам и продавцам и снизить объёмы мошенничества. В Avito рассчитывают за счёт эксперимента упростить внутренний документооборот, а также сделать более удобным и безопасным взаимодействие пользователей. Подробнее
Сервис «Поступление в вуз онлайн» запущен на Госуслугах
Он позволяет абитуриентам:
- выбрать вузы для поступления;
- направить заявление о зачислении с приложением необходимых документов;
- узнать о датах дополнительных вступительных испытаний;
- отслеживать свое место в конкурсных списках;
- управлять согласием на зачисление;
- внести изменения в заявление;
- узнать о зачислении, получив уведомление от вуза.
Все эти функции доступны из личного кабинета пользователям, зарегистрированным на Госуслугах, и не требуют очного присутствия абитуриента в вузе. Подробнее
Важно для граждан и организаций
Номер мобильного телефона станет собственностью абонента
В Госдуму внесен законопроект, который направлен на закрепление за абонентами возможности получить телефонный номер в собственность с правом дальнейшего распоряжения им. Согласно законопроекту, пользователь мобильной связи вправе сохранить выделенный абонентский номер за собой, а также распоряжаться им, в том числе передавать третьему лицу на возмездной или безвозмездной основе.
По мнению авторов законопроекта, часто возникают проблемы, если гражданин ведёт канал в мессенджере или социальной сети, является участником криптовалютных бирж, у него есть онлайн-бизнес или же аккаунт с большим количеством подписчиков. Лишившись абонентского номера, пользователь может потерять доступ к ресурсам и понести финансовые убытки. Подробнее
Цифровизация деятельности центров занятости населения
С начала апреля 2020 года они работают в онлайн-режиме. При постановке на учёт безработных теперь центры занятости будут запрашивать данные у МВД, ФНС и в Едином государственном реестре ЗАГС. Это позволит проверить предоставленные человеком данные, а также перерегистрировать граждан, признанных безработными, без личного посещения ими центров занятости населения.
Граждане могут подать заявление в электронной форме на портале «Работа в России», а также через Единый портал госуслуг. С этой целью там появился новый сервис. В нём можно подать заявление на получение пособия по безработице и встать на учёт в центре занятости.
Гражданин вправе также лично обратиться в центр занятости. В этом случае ему помогут оформить заявление в электронной форме с использованием личного кабинета соискателя на портале «Работа в России» или на портале Госуслуг.
Если у гражданина нет подтверждённой учётной записи в ЕСИА, центр занятости населения теперь обязан зарегистрировать его в указанной системе. Подробнее
Оформлять пособия и выплаты теперь возможно дистанционным способом
Правительство закрепило такую возможность. То есть обращаться за услугами, связанными с назначением и выплатой пенсий, пособий, компенсаций, обеспечением средствами реабилитации, теперь можно в упрощённом порядке. В том числе по электронной почте, телефону и иным средствам связи.
Идентификация заявителей в таких случаях будет осуществляться посредством проверки представленных ими сведений в государственных информационных системах. В отдельных случаях гражданину могут направить кодовое слово или контрольный вопрос.
Данные изменения связаны с установлением права уполномоченным МФЦ, ПФР и ФСС вводить до конца 2020 года особый порядок осуществления своей деятельности исходя из текущей санитарно-эпидемиологической обстановки. Подробнее
Мобильное приложение для обратной связи с органами власти заработало в 10 регионах
Оно позволяет просматривать на карте сообщения других пользователей и следить за ходом их решения, отслеживать статус своих обращений в личном кабинете. Также там можно получать уведомления о ходе работы и отчёты о принятых решениях, оценивать полученные ответы. Подробнее
Автор: Артем Занин, специалист по внедрению Directum для государственного сектора
Комментарии 1
Сейчас мобильный оператор, при отсутствии платных операций с использованием номера мобильного телефона, деактивирует его без возможности восстановления предыдущим владельцем. Как следствие, пользователь теряет доступ ко всем информационным ресурсам, где использовал номер при регистрации. При этом восстановить доступ к таким ресурсам появляется у будущего владельца номера. Надеюсь, что инициатива позволит решить эту проблему.