Пневмопочта
Пневматическая почта появилась в начале XIX века и получила широкое распространение к началу прошлого столетия. Но в 70-е - 90-е годы 20-го века пневматическая почта потеряла свою привлекательность. В России каждый может наблюдать краешек системы пневмопочты в банках.
Пневматическая почта появилась в начале XIX века и получила широкое распространение к началу прошлого столетия. Изначально пневматическая почта была ориентирована именно на почтовые передачи бумажных документов, денег и даже посылок — между конторами и частными домами. Существовали разветвленные сети пневмопочты в Лондоне, Париже, Праге, Берлине, Вене, Нью-Йорке, Риме, Рио де Жанейро и других крупных городах мира. Длина городских сетей пневмопочты достигала умопомрачительных 467 километров (в Париже), а удобство и эффективность пневмопочты были подтверждены десятилетиями ее использования. В частности, в том же Париже пневмпочта просуществовала почти 120 лет — с 1866 по 1984 г.г.
Но в 70-е — 90-е годы пневматическая почта потеряла свою привлекательность: она была вытеснена факсимильными сообщениями, затем — электронной почтой. В 2002 году в результате наводнения прекратила свое существование пражская пневмопочта. К концу XX века окончательно зафиксировалось сегодняшнее назначение пневмопочты: пересылка бумажных документов внутри организаций. Основные потребители — банки, больницы, крупные предприятия с большой территорией, т.е. организации, в которых объем бумажных документов очень велик, велика потребность в их передаче от офиса к офису, а бумажный документооборот невозможно полностью заменить на электронный. К слову, пневмопочтой передаются не только бумажные документы или деньги, но и, например, анализы в больницах или ценности в банках.
Пневмопочта — это на самом деле сложная система с довольно серьезной электронной начинкой (хм, интересно, как пневмопочта управлялась в начале XIX-го века?). Основные компоненты пневмопочты — это собственно трубопровод (состоящий из магистрального трубопровода и веток), компрессор, создающий разряжение в трубе, маршрутные стрелки, изменяющие направление движения капсул, центральный контроллер для маршрутизации и общего управления системой, рабочие станции — для приема и отправки капсул. Вес груза, который можно передавать в капсуле, легко может достигать двух килограммов. Можно увидеть, как работает пневмопочта, в небольшом фильме.
В России каждый может наблюдать краешек системы пневмопочты в крупных отделениях Сбербанка: у каждого оператора есть рабочая станция, а пневмопочтой к нему может приходить, например, договор из кредитного отдела, а затем направляться в кассу или другие подразделения. (И неважно, что при этом клиент банка мечется между точками обслуживания безо всякой пневмопочты, главное, что удалось автоматизировать текущий процесс, не изменяя его и его документооборот, бодро рапортуя о внедрении современных средств автоматизации).
Комментарии 3
СЭД- это автоматизация документооборота, а пневмопочту наверно правильно назвать механизацией документооборота (СМД). И неизвестно, что сложнее внедрить.
Интересно, а вопросы информационной безопасности для пневмопочты актуальны?
В одном магазине в Москве (не припомню в каком) довелось увидеть совмещение пневмопочты с учетной системой. К каждому кассиру подходила труба, которая засасывала копии чеков. Не могу судить, насколько это эффективно, но выглядит эффектно.