Прощай, бумага: больничные ушли в цифру
С 1 января 2022 года вступят в силу поправки в 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» — листы нетрудоспособности будут формироваться только в электронном виде.
Изменения внесены 126-ФЗ от 30 апреля 2021 года. Также меняется порядок взаимодействия ФСС, работодателя и работника (Постановление Правительства РФ от 23.11.2021 № 2010).
Как это работает сейчас:
- медицинская организация передаёт данные о листке нетрудоспособности (ЛН) в ФСС;
- работник предоставляет номер ЛН работодателю;
- работодатель рассчитывает размер выплат, после чего передаёт данные в ФСС;
- ФСС проверяет данные, в том числе сверяет с тем, что поступило от медицинской организации, и выплачивает больничные.
Как будет теперь:
- медицинская организация передаёт данные об электронном ЛН в ФСС;
- ФСС уточняет у ПФР, точно ли такой работник есть у работодателя;
- ФСС передаёт данные, которые будут использоваться для начисления больничных, работодателю на проверку, последний может внести правки или дополнить данные, после чего возвращает их в ФСС;
- после закрытия ЭЛН ФСС рассчитывает размер выплат и производит отчисления.
Чтобы новая схема работала, работодатель обязан будет заранее — при приёме сотрудника или хотя бы сразу после открытия ЭЛН — передать в ФСС все необходимые для расчёта больничных данные (о стаже, о доходах за предыдущие периоды и т. д.). На уточняющие запросы ведомства работодатель обязан оперативно реагировать, иначе ему светит штраф.
Получается, что ФСС будет заранее аккумулировать всю информацию у себя — это должно сделать процесс работы с листами н6етрудоспособности более прозрачным и ускорить начисление больничных.
СЭДО для обмена документами с ФСС
Ещё одно нововведение, над которым ФСС работает с 2020 года, — система социального электронного документооборота (СЭДО) для обмена юридически значимыми электронными документами с организациями-работодателями.
Для работодателей сервис бесплатен. Работу с ним уже поддерживают некоторые сервисы обмена документами и учётные системы. Кроме того, компании могут своими силами наладить интеграцию между учётной системой и СЭДО.
У работника не будет доступа к самой системе социального электронного документооборота, но он сможет обратиться к данным по ЭЛН на сайте Госуслуг либо в личном кабинете ФСС.
В конечном счёте новая схема и инструмент взаимодействия должны снизить нагрузку на работодателей и исключить ненужные действия по передаче номера ЭЛН со стороны работника.
Открытые вопросы
Где взять гарантию, что все медицинские организации смогут формировать и передавать в ФСС листки нетрудоспособности именно в электронном виде с 1 января 2022-го? Наверняка найдутся те ЛПУ, которые по каким-либо причинам не смогут наладить обмен с ФСС и продолжат выдавать бумажные ЛН.
Непонятно, как в таком случае поступать работникам и работодателям. Работать по привычной схеме, как сейчас с бумажными ЛН? Не будут ли штрафовать работодателей в таких случаях? К тому же работодателям придётся поддерживать две схемы работы: по-новому с электронными листками нетрудоспособности и по-старому с бумажными. Трудоёмко, неудобно, могут быть ошибки.
Законодательство не предусматривает никаких переходных периодов. Работодатели должны поддержать нововведение с 1 января 2022 года. Часть работодателей уже участвовала в пилотном проекте «Прямые выплаты», им будет гораздо легче, чем тем, что в проекте не участвовал и вынужден отстраивать взаимодействие с ФСС по-новому практически с нуля. Успеют ли?
К слову, мой работодатель, компания Directum, давно работает с электронными больничными. Уверена, что у нас и других таких же организаций сложностей в работе с ЛПУ будет точно меньше.
Комментарии 0