Противостоять новой волне

Не исключено, что финансовому сектору предстоит пройти через новую волну кризиса, причиной которой могут стать нерешенные внутренние проблемы сектора. Какие проблемы, связанные с ИТ-поддержкой бизнеса и ее развитием, предстоит решить в первую очередь?
Михаил Зырянов
Не исключено, что финансовому сектору предстоит пройти через новую волну кризиса, причиной которой могут стать, прежде всего, нерешенные внутренние проблемы сектора. Какие проблемы, связанные с ИТ-поддержкой бизнеса и ее дальнейшим развитием, предстоит решить в первую очередь в ИТ-службах финансовых организаций и какую среднесрочную стратегию следует выбрать? Вот что говорят эксперты.
Артак Оганесян, директор по развитию бизнеса компании EPAM Systems:
Как
ни банально звучит, но на первый план в кризис выходят вопросы повышения
эффективности и оптимизации процессов. Поскольку в банках ИТ — это большая
часть инфраструктуры, обеспечивающей процессы банка, то львиная доля
ответственности за проекты оптимизации ложится именно на руководителей подразделений
ИТ.
Сейчас правильная стратегия развития ИТ-служб заключается в применении проактивного подхода, основанного на умении выявлять «узкие места» для сокращения затрат или улучшения обслуживания бизнеса. Из оптимизационных мер можно отметить сокращение штата ИТ-подразделения и концентрацию на решении критичных с точки зрения бизнеса задач. В портфеле стратегических проектов стоит оставить только те, под которые уже выделены бюджеты или без реализации которых бизнес абсолютно точно не сможет нормально функционировать в ближайшем будущем. Кроме того, необходимо сосредоточиться на повышении эффективности работы с бизнес-заказчиками, оптимизации процедур внесения изменений в планы и определении приоритетов задач, а также вести мониторинг ключевых показателей деятельности ИТ-службы. Каждая инициатива в сфере ИТ должна сопровождаться технико-экономическим обоснованием, в котором будет четко показана отдача от требуемых вложений.
Наконец, стоит подумать о передаче части функций на аутсорсинг. ИТ-служба сможет сосредоточиться на работе с бизнес-заказчиками, глубже вникать в его проблемы и больше внимания уделять качественной постановке задач для разработчиков и других привлекаемых ИТ-специалистов.
Михаил Шухардин, руководитель отдела продаж компании DIRECTUM:
В
сложившихся условиях можно отметить три стратегических направления для
финансового сектора. Во-первых, следует сосредоточиться на решении конкретных
бизнес-задач, имеющих явно выраженные цели и заинтересованных бизнес-заказчиков
(например, управление договорной работой, создание финансового архива и т.д.).
Не стоит пытаться автоматизировать все и сразу — такая стратегия в новых
условиях не будет панацеей. В области ЭДО важно сосредоточиться на
автоматизации административных бизнес-процессов для обеспечения их прозрачности
и повышения исполнительской дисциплины. Для банков с филиальной структурой
важна возможность не только обмениваться юридически значимой электронной
документацией, но и поддерживать сквозные бизнес-процессы между удаленными
подразделениями.
Во-вторых, необходимо оценить затраты на сопровождение имеющейся инфраструктуры и сопоставить их с инвестициями в новые продукты, решающие аналогичные задачи. Новые, разработанные с использованием последних технологий продукты могут даже с учетом стоимости их внедрения обходиться дешевле.
В-третьих, можно воспользоваться аутсорсинговыми моделями (типа SaaS) или продолжить работать с традиционным коммерческим ПО, но на других условиях (например, не покупая такое ПО сразу, а беря его в аренду). Аренда ПО обеспечит экономию бюджета текущего года, даст практическую возможность оценить качественный и количественный эффект от внедрения ПО, попробовать и выбрать необходимый для работы функционал.
Роман Аминов, директор департамента банковского ПО компании «ITS — Системная Интеграция»:
В
среднесрочной перспективе главной целью ИТ-стратегии банков должен стать
максимальный упор на развитие клиентских сервисов. Банальная «резка» бюджета
может привести к плачевным последствиям, ведь для любого банка удовлетворенность
клиентов — главный фактор, позволяющий в кризисное время если не увеличивать,
то хотя бы удерживать свой уровень доходов. Стоит отметить отрадный факт — в
настоящее время мы наблюдаем активный интерес к разработке и внедрению систем
CRM-класса в тех банках, которые еще год-два назад не задумывались об этом.
Еще одна задача, требующая оперативного решения, — это соблюдение банками требований, направленных на обеспечение информационной безопасности, в частности ФЗ «О защите персональных данных» (N152-ФЗ). Наш анализ показывает, что большая часть банков абсолютно не готова это делать. Необходимо в кратчайшие сроки создать и сертифицировать полноценную систему информационной безопасности — это первоочередная задача всех банковских ИТ-служб.
Александр Маховский, коммерческий директор компании «Кворум»:
Финансовые
институты прекрасно понимают, что для получения прибыли в условиях нестабильной
экономической обстановки требуется сокращение затрат и оптимизация издержек, в
том числе за счет ИТ-подразделений. Поэтому на повестке дня наиболее остро
встает вопрос об эффективности ИТ. Любые глобальные изменения в
ИТ-инфраструктуре сегодня могут явиться только результатом тщательного
детального анализа потребностей бизнеса. Существенная разница с докризисными временами
в том, что средства выделяются и будут выделяться в ближайшем будущем на то,
что максимально повысит качество и эффективность уже созданной
ИТ-инфраструктуры. Если, конечно же, подобный подход не будет противоречить
потребностям бизнеса и сдерживать темпы его развития.
Сейчас требуются проекты, направленные на эффективное устранение наиболее уязвимых мест ИТ-поддержки. Внедряемые решения должны максимально безболезненно вписываться в имеющуюся ИТ-инфраструктуру, не требуя масштабных доработок, а лишь дополняя и оптимизируя ее.
Роман Ткачев, заместитель генерального директора компании «БиАй Телеком»:
В
среднесрочной перспективе ИТ-подразделениям банка необходимо готовить свою
инфраструктуру к быстрым изменениям, происходящим на рынке, так как потребности
в продуктах меняются с течением времени. Например, в 2009 году банки стали
меньше выдавать кредитов, а предложение депозитных продуктов увеличили.
Одна из наиболее острых задач, стоящих в настоящее время перед ИТ-службой, — обработка исходящих от бизнеса запросов более быстрыми темпами. Перейти к методу работы, отвечающему современным условиям, поможет система управления бизнес-процессами (BPM). Строить ИТ-архитектуру необходимо с использованием инструментов BPM и в соответствии с концепцией SOA. Этот переход не только позволит вывести взаимодействие ИТ-службы и бизнеса на качественно новый уровень, но и даст возможность оперативно реагировать на изменения рынка в любое, не только кризисное, время.
Анатолий Волков, исполнительный менеджер компании «РДТех»:
Для
большинства финансовых организаций сегодня на первый план выходят задачи,
связанные со своевременным и оперативным реагированием на ключевые изменения в
финансовой сфере. Участие ИТ-служб при этом сконцентрировано на расширении
аналитических возможностей существующих систем организации для последующего
предоставления информации аналитикам и менеджменту.
Исходя из этого, среднесрочная и долгосрочная стратегии ИТ-подразделения крупной компании, работающей в финансовом секторе, могут быть следующими: внедрение хранилища финансовых данных и поэтапное расширение спектра решаемых прикладных задач на его основе через наращивание функциональных модулей (различные виды отчетности, анализ рисков и др.). Таким образом, ИТ становятся отправной точкой для выявления существующих тенденций, прогнозирования ситуации и поддержки принятия управленческих решений. Результатом такого подхода будет минимизация возможных рисков, в наибольшей степени свидетельствующая об удачном взаимодействии бизнес- и ИТ-подразделений компании.
Александр Любинский, заместитель генерального директора по развитию бизнеса компании «Россервис»:
Финансовым
организациям надо еще раз проанализировать необходимость и сроки покупки нового
ИТ-оборудования и программного обеспечения. Нужно рассматривать возможность
бартерных сделок, рассрочек, аренды, использовать услуги ИТ-аутсорсинга.
Некоторые сервисные компании готовы обслуживать ИКТ-инфраструктуру,
предоставляя оборудование и ПО в аренду.
Одна из главных проблем, с которой в кризис столкнулись не только руководители ИТ-подразделений, — это разнарядки на сокращение персонала и уменьшение заработной платы. И здесь опять можно обратиться к аутсорсеру: готов ли он на период кризиса перевести в свой штат часть сотрудников заказчика и направить их на те же самые объекты. Правда, в этом случае аутсорсинговая компания будет заинтересована использовать данных специалистов еще и на площадках других заказчиков в зависимости от спроса на их услуги.
Ольга
Васильева, партнер группы компаний «БДО Юникон»:
В нынешней ситуации стратегия ИТ-служб финансового сектора вполне укладывается в рамки известного афоризма Ежи Леца: «Чаще всего выход там, где был вход». То есть пока не закончится кризис или, по крайней мере, не будет признака долгосрочного положительного тренда на финансовом рынке, ни о каких новых масштабных ИТ-проектах не может быть и речи.
Финансовые компании в настоящий момент «с холодком» относятся к инициативам запуска новых проектов в области ИТ, поскольку поддержка тех или иных проектов собственниками компаний зависит от того, насколько стабильно состояние компании в целом. Соответственно, в условиях кризиса новые ИТ-проекты служат своеобразным индикатором стабильного положения компании.
Уверена, что повод для оптимизма есть. Только часть компаний приостанавливает ИТ-проекты, остальные стремятся довести их до конца. Прежде всего это касается проектов, где стоимость их остановки с последующей «реанимацией» оценивается в суммы, сравнимые со стоимостью нового внедрения. Поиск инновационных решений, в том числе и в области ИТ, продолжается, но их стали рассматривать в первую очередь с точки зрения конкурентного преимущества для основного бизнеса.
Александр Селютин, президент компании S&T Россия:
Основой
ИТ-стратегии должно стать понимание того, что информационные технологии — это
не столько провода и компьютеры, но в первую очередь информация и способы
работы с ней. Данные должны быть собраны, сохранены и превращены в информацию,
из которой будут выделены знания, необходимые для принятия бизнес-решений. Это
особенно важно для финансового сектора, проходящего в условиях кризиса зону
«жесткой турбулентности», когда оперативное и адекватное реагирование на быстро
меняющуюся ситуацию становится жизненно необходимым.
ИТ-поддержка должна стать именно поддержкой со стороны современных информационных технологий, не ограниченной сервисом и эксплуатацией. ИТ-службы должны интегрировать технологии, системы, методы, коммуникационные каналы в интересах основного бизнеса, обеспечивая его стабильность и развитие.
Крайне необходимо, чтобы руководители понимали все возможности современных ИТ, их ценность для бизнеса, а ИТ-директора ясно видели реальные задачи и потребности бизнеса. Здесь кризис ничего не изменил, а только обострил ситуацию.
Андрей Наполов, директор по работе с клиентами компании «Эвола»:
В
первую очередь необходимо оптимизировать процессы в компании.
Процессно-ориентированный подход к деятельности позволяет сократить издержки,
снизить риски, увеличить эффективность управления бизнес-процессами. Такое
возможно в том числе за счет последовательного управления процессами, например,
в рамках решений BPM.
Снизить затраты позволяет передача непрофильных услуг на аутсорсинг и сосредоточение только на ключевых, необходимых для бизнеса проектах, а также минимизация затрат на «имиджевые» проекты.
Актуальной и необходимой для эффективной реализации стратегии становится методика управления по целям, когда каждому сотруднику ставятся цели на период (месяц, квартал, год), от достижения которых зависит в том числе его бонус. Очень важно обратить внимание на методологию этого процесса: цели сотрудников должны точно соответствовать целям компании.
Источник: Директор ИС, 14 ноября
Комментарии 0