Работа и переработки: мнение HRD
Не так давно по СМИ разлетелась новость о том, что австралийские власти разрешили гражданам игнорировать служебные звонки и письма после окончания рабочего дня. Сообщение стало причиной разговоров о том, как ситуация обстоит в России, готовы ли работники подключаться к задачам в свое личное время и стоит ли законодательно урегулировать эти вопросы. Экспертным мнением поделилась руководитель линии HR компании Directum Евгения Венина.
Почему сотрудники в российских компаниях перерабатывают и отвечают на звонки руководства даже после окончания рабочего дня?
Один из трендов последнего времени — максимальная скорость работы и ориентация на эффективность. Как следствие, руководители предъявляют высокие требования как к самим себе, так и к своим подчиненным.
По щелчку мыши. Шесть признаков магических способностей у директора по персоналу Понятно, что каждому работодателю хочется, чтобы его сотрудники трудились как можно больше. Но и работники зачастую поддерживают такое поведение и отвечают на звонки и сообщения руководства в любое время суток. Тому есть несколько причин.
Во-первых, это связано с воспитанием и установками, которые формировались еще в советское время. Тогда особый вес имели слова «надо», «должен» и «обязан». Поэтому, когда людям, которым сейчас около сорока, приходит сообщение от начальства, у них подсознательно возникает порыв ответить, потому что они должны и обязаны. И они, собственно, отвечают.
Во-вторых, есть процент людей, действительно увлеченных своей работой. Для них профессия — это жизнь, поэтому они готовы трудиться всегда: утром, днем и вечером. Иногда это не связано со стремлением получить премию или повышение, а определяется мотивацией человека: он измеряет свою эффективность по количеству выполненных задач или отработанных часов.
Наконец, конечно, роль играет и уровень ответственности человека.
Где же та грань, за которой при работе 24/7 и постоянном присутствии в рабочих чатах и почте начинается выгорание?
В экономике, где во главе угла — результат, может показаться, что чем больше человек думает о работе вне рабочего времени, тем лучше будет результат. На самом деле, это ловушка. Такое отношение на деле часто приводит к выгоранию и снижению производительности, лояльности и мотивации.
Когда начальник ставит задачи на выходные или звонит поздно вечером, сотрудник в большинстве случае чувствует давление и стресс. Это ведет к тому, что он начинает работать еще больше, но качество при этом снижается.
Чтобы поддерживать эффективность, важно, чтобы на уровне компании HR-менеджеры помогали руководителям действовать более экологично по отношению к сотрудникам.
Евгения Венина
руководитель линии HR компании Directum
Как вариант, можно использовать отложенные сообщения в Telegram. Понятно, что скорее руководитель делает это для себя — потому что много задач, он боится замотаться и забыть передать работнику важную информацию. Но с точки зрения коммуникации отложенные сообщения — удобный инструмент, который помогает поддерживать баланс между эффективностью и соблюдением личных границ.
Правда ли, что письма и звонки в нерабочее время — это обратная сторона гибкого графика?
Гибкий график дает сотрудникам возможность самостоятельно решать, как выстроить свой день и в какое время работать. В то же время, если человек трудится в таком формате, это может создать у руководителя иллюзию того, что беспокоить сотрудника по рабочим вопросам можно в любое время.
Чтобы избежать проблем, нужно договариваться. К примеру, в нашей компании есть такая практика: мы обсуждаем с удаленщиками их график и решаем все вопросы в указанное время.
Евгения Венина
руководитель линии HR компании Directum
Я, как руководитель, уважаю своего сотрудника, уважаю его время и стараюсь не беспокоить его за рамками рабочих часов. Если мне надо что-то написать, пользуюсь отложенными сообщениями или обычными корпоративными инструментами, но при этом не жду, что сотрудник мне ответит в тот же момент.
Нужно ли в России разработать законы, которые разрешат сотрудникам игнорировать звонки и сообщения от работодателей после окончания рабочего дня?
Такие вопросы должны решаться внутри компании. Важно установить общие правила взаимодействия и транслировать их всем работникам.
Нужно понимать, что если руководитель позволяет себе писать подчиненному ночью, то и сам сотрудник, скорее всего, будет поступать так же, когда займет руководящую должность. Это пример ролевой модели поведения. Поэтому важнее повышать культуру руководителей, которые своим примером будут показывать, как себя вести.
Закон может помочь, но взрослым людям, способным договариваться, он не всегда необходим. Лучше обсуждать и вырабатывать правила внутри коллектива.
Изображение на обложке от freepik
Комментарии 0