Рынок ECM: взгляд из-за океана
Автору довелось побывать на крупнейшем ежегодном ECM-мероприятии AIIMexpo'2007 в Бостоне (США), которое представляет собой сочетание выставки и конференции.
Алексей Колесов
Сфера средств документооборота, или, как ее принято называть в международной терминологии, Enterprise Content Management (ECM), является одним из наиболее интересных сегментов российского рынка корпоративного ПО. Но чтобы понять процессы, происходящие у нас дома, их нужно рассматривать в контексте общемировых событий и технологических тенденций в данной области. Между тем одно дело — знать о “той” жизни из Интернета и из рассказов заморских гостей, и совсем другое — посмотреть на нее живьем. И недавно такая возможность представилась: автору довелось побывать на крупнейшем ежегодном ECM-мероприятии AIIMexpo'2007 в Бостоне (США). Оно уже много лет проводится некоммерческой ассоциацией AIIM (Association for Information and Image Management) и представляет собой сочетание выставки и конференции. В нынешнем году свои продукты и технологии здесь представили более 220 компаний, в том числе практически все лидеры этого направления — Microsoft, EMC, IBM, Adobe и др.
О технологических предложениях ведущих ECM-поставщиков мы рассказывали в последнем обзоре по этой тематике (см. PC Week/RE, № 9/2007, с. 23), а также в ряде публикаций в более поздних номерах нашего еженедельника. Из заметных же новостей на AIIMexpo, наверное, стоит выделить сообщения об интеграции двух продуктов платформы EMC Documentum (Archive Services и Content Services) с Microsoft Office SharePoint Server 2007.
Но все же главные ожидания от участия в AIIMexpo были связаны не с конкретными объявлениями о выпуске тех или иных продуктов, а с возможностью ближе познакомиться с общей ситуацией на этом рынке и основными тенденциями его развития. В целом в тематике конференции этим вопросам было уделено много внимания.
В частности, президент AIIM Джон Манчини в своем выступлении на открытии AIIMexpo обосновал возможность повышения эффективности применения ECM-технологий за счет выработки целенаправленной стратегии в данном направлении. При этом он опирался на сведения, полученные в ходе проведенного в марте общемирового исследования (более 1200 опрошенных конечных пользователей из пятидесяти с лишним стран). Эти данные позволяют выделить четыре основные категории организаций по уровню зрелости применения ECM:
● нет ECM (еще вообще не занимались реализацией ECM-проектов) — 21%;
● тактическое ECM (выполнение отдельных ECM-проектов на уровне подразделений) — 29%;
● промежуточное ECM (интеграция ECM-проектов разных подразделений) — 19%;
● стратегическое ECM (развернутые решения масштаба предприятия) — 31%.
По критериям AIIM получалось, что по эффективности управления электронной информацией последняя группа превосходила первую в пять раз, а самое главное — отчетливо прослеживалась закономерность улучшения деловых показателей компаний по мере повышения уровня ECM-зрелости.
Еще интереснее выглядит перспективная оценка наиболее важных аспектов применения ECM на ближайшие год-полтора. Так, по мнению большинства опрошенных, главной задачей будет повышение эффективности управления электронной почтой (57%); далее идут вопросы соответствия требованиям регулирующих органов (37%) и обеспечения непрерывности бизнеса и управления рисками (36%).
Целую серию материалов и докладов представила исследовательская фирма InfoTrends -- традиционный участник и спонсор мероприятия (с ними можно познакомиться на ее сайте www.infotrends.com в разделе “Download”). В частности, по оценкам экспертов этой компании, основной объем затрат (до 45%) на эксплуатацию ECM-систем связан с решением задач, определяемых английским термином capture (захват, фиксация). Довольно часто его трактуют как ввод в систему и накопление в электронном виде документов с твердых носителей (бумага, микрофильмы и пр.). Но сегодня под этим понятием подразумевается более широкий спектр методов поступления информации из внешних источников в ИТ-систему предприятия. При этом значимость распределения разных каналов поступления новой информации по мнению заказчиков, опрошенных InfoTrends, выглядит следующим образом:
● электронная почта —58,4%;
● печатные документы — 51,4%;
● внутренние корпоративные Web-сайты — 48,1%;
● внешние Web-сайты — 40,4%;
● внутренние экстранет-источники с доступом по паролю — 38,9%.
Конечно, все хотят использовать максимально структурированные варианты документов, в том числе на базе XML, но в реальности заказчикам приходится иметь дело с очень широким спектром форматов данных, среди которых превалирует неструктурированный текст (см. рисунок).
В одном из докладов InfoTrends была предложена любопытная идея замены оценок эффективности использования ИТ: вместо ныне широко распространенной методики TCO (Total Cost of Ownership, общая стоимость владения) применять TVO (Total Value to an Organization -- общая значимость для работы организации), которая, по мнению докладчиков, должна учитывать, насколько в компании улучшилась реализация бизнес-процессов от внедрения новых технологий. Как идея такое предложение, конечно, выглядит привлекательно, но при этом не очень понятно, каким образом подобные оценки можно выполнять на практике, тем более учитывая, что и с использованием TCO дело обстоит совсем не просто.
Но несмотря на обилие конкретных данных в различных исследовательских отчетах, лично на меня наибольшее впечатление произвел пленарный доклад вице-президента подразделения Microsoft Office Business Platform Джеффа Тепера с красноречивым названием “От бизнес-аналитики к блогам, от Workflow к Wiki: ускорение через доверие”. Суть его кратко можно изложить таким образом: мы являемся свидетелями появления качественно новых средств коммуникаций, которые обеспечивают участие в формировании интернет-контента не только профессионалов, но и самой широкой общественности. Вопрос сегодня заключается в том, как данные возможности применить в корпоративной среде. Как, в частности, можно разрешить возникающие при этом противоречия между необходимостью поддержки “управляемости” бизнес-процессов и использования персональной активности сотрудников? Как в расширяющемся и слабо регулируемом потоке, идущем от широких масс, отделить зерна от плевел для использования в задачах по повышению эффективности бизнеса?
Если же говорить об общих впечатлениях от посещения AIIMexpo, то нужно сказать следующее. Сравнивая в самых общих чертах ситуацию на российском и американском рынках, можно констатировать, что мы с нашим “документооборотом” находимся еще только в начале пути освоения огромного круга задач, определяемых западным понятием ECM. В качестве же краткой характеристики различий нашего и западного ECM-сегментов я бы выделил вот что.
1. В нашей стране мы в целом только сейчас переходим от решения задач учета документов к собственно автоматизированной работе с ними.
2. Широкое использование термина “электронный документооборот” не должно никого вводить в заблуждение: в видимой перспективе в общем случае будет преобладать смешанный вариант систем с использованием традиционных бумажных и электронных носителей информации.
3. На Западе гораздо сильнее озабочены вопросами стандартизации в области ECM. Очень важную роль играет государственное регулирование: частые ссылки на законы типа Sarbanes -- Oxley или HIPAA делаются совсем не для красного словца. И вообще проблема “соответствия” (сompliance) в различных аспектах его понимания (с точки зрения заказчиков, стандартов, законов) — это одно из ключевых положений ECM. В то же время важно отметить, что регулирующие органы не занимаются мелочной опекой ИТ-отрасли, а определяют именно самые общие требования со стороны общества.
4. Круг решения ECM-задач постоянно расширяется, в его состав уже давно вошли вопросы управления не только Web-контентом, но и электронной почтой.
С учетом сказанного можно прогнозировать, что в нашей стране в видимой перспективе сложится ситуация, когда спрос на реализацию ECM-проектов будет опережать предложения; при этом сохранится возможность относительно мирного сосуществования множества игроков (а также появления новых). Интересы зарубежных и российских поставщиков также будут пересекаться в разумных границах, но все же доля присутствия “импорта” будет быстро повышаться. Принципиально важным является то, что мировой рынок ECM (круг и объем решаемых задач) продолжает динамично развиваться, и как отражение этого процесса на передовые ECM-позиции выходят поставщики инфраструктурного ПО вроде IBM и Microsoft.
В общем, застоя на ECM-рынке, и на мировом, и на российском, не предвидится.
Источник: PCWeek
Комментарии 0