Рынок СЭД в России надеется избежать спада
Игроки рынка систем электронного документооборота не предполагают пока и значительного падения спроса на СЭД – учитывая, что ключевыми потребителями систем до последнего времени оставались госструктуры...
Мария Попова
В 2008 году объем рынка СЭД в России составил, по предварительным оценкам CNews Analytics, около 210 млн. долл. Вероятно, зафиксированный рост в 23,5% вряд ли сохранится по итогам 2009 г. Однако игроки не предполагают пока и значительного падения спроса на СЭД – учитывая, что ключевыми потребителями систем до последнего времени оставались госструктуры.
Объем рынка систем электронного документооборота в денежном выражении в России в 2008 году составил, по предварительным оценкам CNews Analytics, около 210 млн. долл. Рост по отношению к показателю 2007 г. оказался меньше прогнозируемого – 23,5% против 25%. Некоторое торможение рынка началось в 4 квартале – на фоне изменения экономической ситуации в стране и в мире в целом.
Впрочем, до недавнего момента кризис не слишком страшил российских игроков – по данным CNews Analytics, они не отмечали резкого спада продаж и рассчитывали, что спрос сохранится на существующем уровне. Стимулировать его могут, по их ожиданиям, такие предпосылки, как общий курс рынка на снижение издержек, а также необходимость ИТ-поддержки процессам слияний и поглощений, которые в кризис довольно распространены. Кроме того, малый и средний бизнес, чьи бюджеты в изменившихся экономических условиях пострадали больше всего, в том числе и в части ИТ, до 2009 г. не успел занять значимую долю в потреблении СЭД. Крупные же предприятия, которые так и сохраняли за собой ядро целевой аудитории для поставщиков, по данным опроса CNews Analytics, пока не так массово и драматично, как опасались, «режут» свои расходы на ИТ – хотя все же в целом по рынку спад начинает просматриваться. Важно для рынка СЭД и то, что доминирующую позицию в потреблении систем до последнего момента занимал госсектор, которому свойственная достаточно высокая инерционность и медлительность в реализации изменений (которая в данном случае определенно идет в плюс).
Как бы то ни было, от 2009 г. игроки не ждут и значительного роста на рынке СЭД, осознавая всю сложность ситуации в стране. Очевидно, можно предполагать провалы потребления в ранее динамично растущих секторах – например, ритейла или промышленности. Надежды на избежание резкого спада связываются по-прежнему с госсектором, банками, телекомом и нефтегазом, изначально «поднявшим» этот рынок в России. Конкретные же цифры предполагаемого роста/спада по итогам года в 1 квартале 2009 г. вообще старались не озвучивать.
Рис.
1. Динамика
российского рынка СЭД
(источник:CNews Analytics, 2009)
Примечание: при расчете объема рынка СЭД в денежном выражении учитывались как стоимость лицензий, так и услуги, оказываемые разработчиками и их партнерами при внедрении систем.
Рис. 2. Динамика российского рынка СЭД на
фоне роста рынка ИТ, 2006-2008
(источник: IDC, CNews Analytics, 2009)
Составляющие рынка
При оценке объема рынка СЭД в России экспертами CNews Analytics, а также респондентами – компаниями-разработчиками и интеграторами – учитывается стоимость составляющих системы, услуги по консалтингу, внедрению и обновлению системы, а также обучение и техподдержка. Если по данным опроса 2007 г. доля услуг по внедрению была примерно равна стоимости системы (около 36%), то в 2008 г. респонденты указали, что доля внедрения немного увеличилась – 40% против 35% (стоимость системы). Отчасти такое изменение было связано с бурным ростом отечественного сектора ИТ-услуг в целом, на фоне которого заметно и быстро увеличивалась стоимость работ консультантов. С началом кризисных изменений в стране заказчики оживленно предвкушали, что цены на эти услуги в скором времени упадут. Однако по факту резкого удешевления профессиональных ИТ-сервисов до сих пор не произошло, при том что этот рынок первым попадает в зону риска спада.
Рис.
3. Составляющие рынка СЭД
(источник: CNews Analytics, 2009)
Одной из важных тенденций 2008 г. на отечественном рынке СЭД стало изменение восприятия заказчика, по крайней мере, крупного – внедрение СЭД все чаще рассматривалось не как точечный проект, но как часть более масштабной ИТ-задачи. Глобальным поставщикам удалось заинтересовать в комплексном взгляде на инфраструктуру, привлечь внимание к бизнес-ориентированным решениям, портальным и мобильным технологиям. Российский заказчик начинал уже ориентироваться и в том, что такое СОА, и что такое Web 2.0, на базе которой можно организовать Enterprise 2.0.
Пока сложно сказать, насколько новые тренды, перенимаемые с западных рынков, будут забыты или временно отставленные в сторону на фоне начавшейся рецессии. В других странах аналитики предсказывают всплеск интереса к решениям, которые обходятся недорого и помогают экономить – например, ECM по модели SaaS, либо с открытым исходным кодом. Возможно, российский заказчик тоже быстро переориентирует свои взгляды в этом направлении. В любом случае к началу 2009 г. потребитель СЭД в России стал более информированным и требовательным, отмечают респонденты CNews Analytics. Многие компании уже перешли к новой парадигме информатизации – от решения узких задач автоматизации документооборота к более широким, ориентированным на совершенствование управления корпоративным контентом – и бизнеса в целом. Возможно, это сохранит актуальность комплексных решений на базе промышленных платформ. С другой стороны, можно прогнозировать и рост интереса к недорогим и легко настраиваемым (даже самостоятельно) решениям на базе Microsoft Sharepoint.
Источник: CNews
Комментарии 0