Social Enterprise как один из трендов развития ECM
Интерес к словосочетанию Enterprise 2.0 уже порядком поубавился, однако, как мне кажется, тема ещё не исчерпана. Что если подойти к концепции E2.0 не с технической стороны, а со стороны организации и управления? Как происходит управление информацией в Social Enterprise?
Интерес к словосочетанию Enterprise 2.0 уже порядком поубавился, однако, как мне кажется, тема ещё не исчерпана. Что если подойти к концепции E2.0 не с технической стороны, а со стороны организации и управления? Как происходит управление информацией в Social Enterprise?
Сама суть E2.0 — сугубо техническая, и существует синоним этому слову в контексте управления — Social Enterprise. Дословный перевод «социальное предприятие» мне кажется не совсем корректным, а «социально-ориентированное предприятие» (ориентированное в первую очередь на наёмных работников, сотрудников, и только после этого — на инвесторов) — хоть и точно, но всё-таки слишком длинно. Поэтому здесь и далее будет использоваться исходный термин — Social Enterprise или аббревиатура SE.
На мой взгляд, SE — это следующая веха в истории управления, поскольку в этой концепции реализована идея борьбы за персонал, за сотрудников. Когда все рычаги и средства исчерпаны, в ход идут изощрённые методы привлечения и удержания. SE — это доработанная по сравнению с бюрократией концепция организации труда, когда
- Сотрудники свободны в установлении горизонтальных связей друг с другом — потому что всё-таки достижение результата является их работой, а не документирование своей работы или «футбол». Не примусь утверждать, но, на мой взгляд, где есть бюрократия, там велика вероятность потратить массу времени на установление виноватого, чем на получение результата.
- Сотрудники более лояльны к компании, в которой работают, за счёт корпоративных услуг и их доступности — по аналогии с госуслугами, но в масштабах предприятия. Мне кажется, это очень важный момент.
- Возможность сотрудникам быстро объединяться в рабочие группы и до определённой степени самостоятельно регулировать ресурсы — тоже немаловажный момент, который не только потенциально приближает срок выполнения работ, но и упрощает жизнь сотрудникам.
Нужно понимать, что это не то же самое, что дать сотрудникам полную свободу и снять с них большую часть ограничений. Карт бланш и «социализация» — две разные плоскости одного вопроса.
Возможно ли внедрение концепции SE в пределах большого предприятия? Определённо, да. Самый простой пример — автомобилестроительная корпорация Toyota, в штате которой работают триста двадцать тысяч сотрудников в десятках стран. Что может дать внедрение SE? Правильное внедрение этой концепции (как и любой другой) даст взрывной прирост производительности, но и цена ошибки дорога.
Впрочем, эта тема далека от управления информацией, а я бы хотел поговорить о Social Enterprise именно в этом контексте. Если вкратце, для SE могут быть характерны
- BYOD. Концепция, которая неизбежно распространяется по миру в силу разных факторов. «Принеси на работу своё устройство» — современно и удобно.
- Частные облака — здесь я имею в виду такие облачные сервисы, которые развёрнуты на оборудовании, принадлежащем предприятию и, возможно, установленном в стенах его офиса (хотя это и не обязательно). Такой компромисс между облаком и частным интранетом, во-первых, способствует развитию концепции, упомянутой выше, и во-вторых, хорошо сказывается на надёжности хранения данных.
- Развитый внутрикорпоративный «авторинг»: личные и публичные в пределах групп, отделов или всего предприятия блоги, вики, разделы базы знаний. У сотрудников появляется возможность и стимул обмениваться информацией, возможность делать это и, как следствие, понимание условий, при которых это даёт прирост эффективности.
Вероятно, существует ещё много средств и методов управления информацией в Social Enterprise. И их необходимо технологически обеспечивать. Стоит ли такая задача конкретно перед ECM-системой? На мой взгляд, это так, но с некоторыми нюансами. Здесь имеет место целый стек технологий и методологий от технического до организационного обеспечения, и она — лишь его часть, хотя и очень важная.
Думаю, концепция Social Enterprise и в дальнейшем будет развиваться, хотим мы этого или нет, — соответствующей будет и реакция разработчиков и поставщиков систем управления информацией. Мы стоим на пороге чего-то нового и прекрасного.
Комментарии 2
Ну и в принципе, у автора какое-то интересное представление о том, что есть относить к SE. Из трех приведенных пунктов: