Наверх

Создание мессенджера для живого общения

Архив
Время чтения: 13 минут
0
Создание мессенджера для живого общения

О создании мессенджера, помогающего людям оставаться на связи и максимально полно общаться друг с другом в режиме онлайн.

Автор Пьеро Сиерра (Piero Sierra)

Перевод Веры Князевой, компания DIRECTUM

Первое, что приходит в голову, когда мы говорим о Windows Live Messenger, - это сервис мгновенных сообщений, то есть быстрый обмен короткими текстовыми посланиями. Однако помимо текста, есть огромное количество функций, которые были встроены в Live Messenger, чтобы сделать процесс онлайн-взаимодействия максимально выразительным и близким к живому общению. Меня зовут Пьеро Сиерра, я руководитель проекта по разработке Windows Live Messenger и Windows Live Mail. Я хочу рассказать вам о том, как мы создавали мессенджер, помогающий людям оставаться на связи и максимально полно общаться друг с другом в режиме онлайн. 

За последнее время социальные сети совершили огромный скачок в развитии, и во многом это произошло благодаря встроенной возможности делиться новостями и оставаться в курсе событий, происходящих в жизни всех, кого мы знаем. Социальные сети позволяют нам поддерживать взаимосвязь с большой группой людей, включая друзей и членов семьи. Но помимо этого наш список «друзей» обычно содержит широкий круг знакомых, коллег, людей из нашего прошлого, с которыми мы поддерживаем не столь близкие отношения. Мессенджер, напротив, подразумевает общение с теми людьми, которые многое значат для нас, – с кем мы можем разделить свои личные переживания и заботы.

В течение нескольких лет это оставалось нашей «путеводной звездой» в разработке Live Messenger - помочь людям поддерживать на расстоянии отношения с близкими друзьями и выражать свои чувства наиболее естественным образом. Мне бы хотелось рассказать вам о том, как мы реализуем нашу задумку.

Сперва, личная история…

Переписка в доисторическую эпоху

На первом курсе колледжа я открыл для себя огромные возможности ntalk на базе UNIX. Это была простая, основанная на тексте программа, которая позволяла двум пользователям отправлять друг другу текстовые сообщения в реальном времени. Помню, какое удовольствие я получал от того, насколько этот процесс был быстрее и ближе к двустороннему общению, чем электронная почта (начиная с PINE!). Я провел много чудесных вечеров, болтая в ntalk с друзьями и поедая холодную пиццу. Но у медали была и оборотная сторона. Поскольку окно сообщений ntalk было разбито надвое между пользователями, было сложно понять, в каком порядке приходили сообщения. И, что хуже, режим общения был настолько «реальным», что собеседники могли наблюдать за тем, как я печатаю каждую букву ответного послания. Нужно ли говорить, что это приводило к многочисленным неловким ситуациям, когда я начинал писать что-либо, затем передумывал и стирал это – на глазах собеседника. Плюс ко всему, программа не предусматривала френд-листа или иного способа узнать, что друг сейчас находится в сети.

Более содержательный разговор  

С тех пор мгновенный обмен сообщениями шагнул далеко вперед, вместе с появлением основных мессенджеров, предоставляющих богатый набор возможностей для общения. Для Windows Live Messenger это включало контакт-лист с пользовательскими иконками, статус-сообщениями и индикатором присутствия (отображающим, когда друзья находятся в сети), отправку сообщений в режиме оффлайн, способность интегрироваться с мобильными устройствами и СМС и даже возможность общаться с людьми в других сетях.

Несмотря на то, что отправка текста остается основой Live Messenger, за эти годы он вышел за пределы текста в том смысле, который делает коммуникацию более естественной и интимной.

Немного важных статистических данных

Наша цель – сделать беседу в мессенджере более глубокой и выразительной. Итак, как мы могли оценить наш успех? Один из ключевых показателей, который мы отслеживали, – это длина разговора. Более продолжительный разговор, как правило, означает, что собеседники вышли за пределы поверхностного обмена посланиями вроде: «Ты идешь?»

Мы также обращали внимание на аудио- и видео- (которые максимально приближают нас  к живому общению) и на то, как люди взаимодействуют друг с другом посредством фотографий. В связи с этим немного цифр:

●   средняя продолжительность сессии (беседы) в Live Messenger – 9-11 минут;

●   около 59% бесед продолжаются более 5 минут, около 10% - более 20 минут;

●   1,6 млрд бесед в месяц длятся более 30 минут;

●   люди используют Live Messenger, чтобы обмениваться более 380 млн. фото в месяц – или более 4,5 млрд. фото в год (и это в дополнение к десяткам миллиардов фотографий, обмен которыми осуществляется с помощью Windows Live SkyDrive и Hotmail); 

●   пользователи Messenger осуществляют 230 млн. аудио- и видео-звонков в месяц;

●   средняя продолжительность аудио-беседы – около 18,2 минут;

●   средняя продолжительность видео-беседы – около 13,3 минут;

●   9% видео- и 13% аудио-звонков длятся более 1 часа;

●   использование международных аудио- и видео-звонков отличается географически. К примеру, бразильцы используют аудио и видео лишь 13% времени, отведенного на международные переговоры, в то время как пользователи из других стран, таких как Испания или Германия, используют возможности аудио и видео 50-75% времени для международных разговоров с друзьями и семьей.

Приведенные данные – лишь немногие примеры тех функций Live Messenger, которые были встроены, чтобы помочь людям оставаться на связи с близкими друзьями. Часть из них были известны пользователям уже в течение многих лет, а некоторые – были встроены уже в последних версиях Windows Live Messenger.

Индикатор «Собеседник печатает»

Индикатор «Собеседник печатает»  – одна из самых простых функций, которая, тем не менее, очень важна для поддержания естественного хода беседы.

В реальном разговоре мы обычно ждем завершения фразы собеседника, перед тем как высказать ответную реплику. Это очень простое правило вежливости. Без индикатора «печатает» онлайн-разговор кажется ненатуральным и вы вместе со своим собеседником без конца «перебиваете» друг друга. Но большое количество информации в режиме реального времени лишает онлайн-беседу преимуществ письменной коммуникации, когда мы можем более тщательно подобрать слова или, начав формулировать мысль, передумать и отменить ввод.

Вместо того чтобы показывать собеседнику каждую букву ответного сообщения (как в ntalk), Live Messenger лишь сообщает «Пьеро печатает…», и вы можете подождать его ответа до того как сменить тему разговора. Вместе с этим, вы не можете знать, что именно печатает собеседник, пока он не нажмет Enter. В ходе тестирования этой возможности мы обнаружили, что таким образом создается наиболее комфортный баланс между приватностью и возможностью оставаться включенным в коммуникацию.

Смайлы

Раньше выражение эмоций с помощью текста требовало определенного усилия, особенно при общении через сервис мгновенных сообщений, где скорость не менее важна.  Поэтому пользователи значительно расширили сетевой лексикон выражениями вроде LOL, BRB, TTYL и др. Live Messenger позволил расширить выразительные средства с помощью набора анимированных смайлов, многие из которых стали практически хрестоматийными:

В 2005 году мы добавили к этому «winks» - небольшие анимированные элементы, которыми вы можете поделиться с друзьями. Пользователи Live Messenger  обмениваются примерно 240 млн. таких анимаций в месяц.

Наконец, персональные компьютеры, в первую очередь, хороши своей многозадачностью. Это означает, что ваш онлайн-собеседник может быть не сосредоточен на окне сообщений в данный момент. В последних версиях Live Messenger у пользователей появилась возможность привлечь внимание отвлекшегося друга с помощью функции «nudge».

Picture of a wink sent in Messenger

Нажатие небольшой кнопки «nudge» (Picture of nudge button) вызывает колебания окна сообщений, а также издает негромкий звук «wake up buddy!», чтобы наверняка привлечь внимание на той стороне. Для защиты пользователей от навязчивого использования этой функции, мы ограничили ее одним нажатием в течение 15 секунд.

Обмен фотографиями

В течение нескольких лет у пользователей была возможность обмениваться файлами с помощью сервиса мгновенных сообщений. Но когда мы обратили внимание на статистику, то выяснили, что большую часть таких файлов составляют фотографии. Поэтому в 2009 году мы предложили более простые и интересные способы обмена фото. Сейчас в Windows Live Messenger вы можете просто перетащить ваши фото в окно сообщений, которое моментально трансформируется в слайд-шоу. Вы и ваш друг можете видеть одни и те же фото одновременно – как только вы пролистываете слайд-шоу дальше, следующие по порядку фото видит и ваш друг.

Работая над этим сервисом, проектная команда столкнулась с вопросом: стоит ли разрешать автоматическое получение входящих изображений? Обмен файлами с помощью мессенджера всегда требовал сперва «одобрить» получение, и уже затем выбрать папку для сохранения файла. Но это казалось нам слишком обременительным. Наша задача, наоборот, заключалась в максимальной симуляции того, как люди обычно сидят вместе и смотрят фотоальбом.

Новый сервис мы протестировали в своей лаборатории по проверке эксплуатационной готовности, а также среди пользователей бета-версии. В результате, мы обнаружили, что существует своеобразный «общественный договор» между пользователями, вовлеченными в онлайн-беседу. Можно сказать, что в процессе онлайн-общения окно сообщений практически исчезает для собеседников, эмоционально связанных друг с другом. В отличие от электронной почты, только ваш настоящий друг может делиться с вами фото, а если «друг» ведет себя слишком навязчиво в онлайн – вы можете просто удалить его из контакт-листа. Поэтому мы решили, что риск автоматического приема входящих фото стоит того. В результате это выглядело примерно вот так:

Picture of a Messenger slide show

И, разумеется, мы оставили возможность пользователю отключить эту опцию:

Picture of the option to automatically accept photo invitations

Но с тех пор как мы запустили сервис в 2009 году, обнаружилось, что лишь немногие пользователи отключают эту опцию, а услышанные нами отзывы были только позитивными.

Возможности самовыражения

В похожем ключе мы хотели предложить пользователям доступный способ выразить себя в зависимости от настроения.  Внутри проектной команды мы четко разграничили для себя кастомизацию  (то есть, настройку чего-либо под себя) и самовыражение (настройку того, как нас видят другие люди). В прошлом, как и многие другие сервисы мгновенных сообщений, Messenger был в большей степени сосредоточен на выборе различных «скинов», предоставляющих возможности быстрой настройки внешнего вида программы. Но, как показали наши данные, очень немногие пользователи обращались к этой функции. Поэтому в 2009 году мы сфокусировались на возможностях самовыражения.

Достигнуть поставленной цели мы решили, предоставив пользователю возможность изменить заливку фона, юзерпик и статусное сообщение так, чтобы друзья могли видеть это при разговоре. Например:

Picture of changing my Messenger scene, user tile, and status message

Основное отличие от «скина» заключается в том, что моя тема, юзерпик и сообщение в статусе видимы для остальных, как во френд-листе, так и в окне сообщений:

Picture of a chat window with my Valentine's Day scene

Голосовой и видео-чат

Безусловно, максимального ощущения реальности разговора удается достичь, когда мы видим и слышим собеседника на другом конце. Пользователи Windows Live Messenger просто без ума от возможностей аудио и видео – они используют эти функции 230 млн. раз в месяц для всех случаев жизни: от простой болтовни с приятелем до возможности оставаться на связи с родственниками и друзьями на том конце земного шара. В течение нескольких лет мы наблюдали, как в сервисах мгновенных сообщений произошел переход от использования простого звукового канала к полноценному видео. Сегодня 81% голосовых звонков с помощью Live Messenger также включают видео.

В Windows Live Messenger 2009 мы сосредоточились на улучшении параметров и качества видео.

Осуществление видео-звонка зачастую может быть непростым делом. Два вовлеченных в процесс пользователя должны договориться о том, какие настройки лучше использовать, как осуществить связь, минуя firewall’ы и NAT и т.д. Но когда мы звоним друзьям, то хотим видеть их немедленно. Нет ничего хуже, чем сидеть и ждать, пока будет установлено соединение. В Live Messenger 2009 мы сократили время организации видео-чата на 50%, с 24 до 12 секунд. Нам удалось сделать это благодаря сокращению и объединению процедур обмена данными, а также возможности использовать p2p-протокол для оптимизации расхода трафика.

Picture of a video conversation in Messenger

Чтобы поднять на новый уровень качество видео, мы добавили в Messenger поддержку VGA-разрешения (640х480) для полноэкранных видео-бесед. Со временем мы ожидаем еще больше возможностей для организации видео-чата высокого качества, поскольку все больше людей обзаведется HD-камерами. Мы также обновили наши алгоритмы сжатия видео, чтобы улучшить качество картинки. Особое внимание было уделено алгоритмам, которые адаптируются к нестабильным условиям связи. К примеру:

●   Обычно, люди сидят напротив веб-камеры практически неподвижно. В том случае, если возникает движение, например, вокруг глаз или в процессе жестикуляции, очень важно, чтобы видео могло передать это движение. Для достижения такого результата, наш алгоритм ищет те части изображения, которые меняются быстрее, и сосредоточивает пропускную способность канала на этих участках. Например, если пользователь машет рукой на экране, мы отправляем больше информации о руке, чем о стене за его спиной.

●   Поскольку большинство людей сидит перед камерой на фоне статичного заднего плана, мы продумали алгоритм, который определяет силуэт собеседника и отправляет больше информации об этой границе, чем о фоне. Это позволяет волосам, одежде и другим важным деталям выглядеть более живыми.

●   Веб-камеры часто устанавливаются в условиях недостаточного освещения. Поэтому мы разработали специальные алгоритмы, позволяющие компенсировать баланс цветов и баланс белого, чтобы цвет кожи собеседника выглядел более натуральным.

Это лишь те немногие способы, которые позволили нам улучшить качество аудио и видео, чтобы максимально приблизиться к эффекту присутствия собеседника – так, словно он находится с вами в одной комнате.

Источник: Inside Windows Live

Чтобы прочитать эту статью до конца,
или зарегистрируйтесь

Комментарии 0

Чтобы прокомментировать, или зарегистрируйтесь