Стерпится - слюбится?
Как приучить человека работать с документами в электронном виде
Что самое сложное при внедрении любой системы? Правильно, человеческий фактор. Про то, как добиться, чтобы пользователи работали в СЭД, мы уже говорили. Но есть и еще один аспект. Пользователь может честно формировать документы в СЭД, отправлять их заданиями на согласование, получать уведомления о выходе новых распоряжений, регламентов и т.п. Но при этом он может распечатывать каждый документ, который приходит ему на согласование, или каждый регламент, который требуется ему в работе. В результате сокращения бумаги, на которое рассчитывают при внедрении СЭД, не происходит. Как же этого избежать?
Обсуждение этого вопроса уже началось в комментариях к блогу Так станет ли меньше бумаги. И вывод пока видится один: человек должен ПРИВЫКНУТЬ искать, читать, рецензировать документ в электронном виде, не переводя его на бумагу (если конечно ему не нужно подписать именно бумажный экземпляр).
Но если человек всю жизнь работал с бумагой, то монитор может просто не воспринимать. Что же может помочь человеку смириться с электронным документом? Я бы выделила 2 вида аспектов: технические и психологические.
Технические:
● доступность электронных документов наравне с бумажными: персональное рабочее место с ПК, КПК и т.п. (может постепенно подключение унитаза к Интернету не будет казаться излишеством :);
● хороший монитор;
● необходимость оставлять комментарии именно в электронном виде (правила такие);
● отсутствие принтера;
● и т.д.
Психологические:
● уверенность, что монитор не вреднее бумаги;
● любовь к природе (деревья жалко :( );
● стремление быть современным (ну или для начала хоть выглядеть им…);
● боязнь, что уволят, если не научится работать по-новому;
● и т.д. (у каждого свой стимул может сработать)
В общем, работать с людьми нужно по обоим направлениям: обеспечивать технологические аспекты и искать психологические подходы.
Но ведь взрослые люди по сути своей не сильно отличаются от детей. А потому выработка любой привычки будет идти по тем же правилам: постоянство требований (руководитель сказал – электронный документ, значит никаких бумажек!) и регулярность (т.е. не этот документ бумажный, а этот электронный, а все электронные). Ну и главный фактор все равно ВРЕМЯ, т.е. остается действовать (см. выше) и ждать, когда электронный документ станет «родным».
Комментарии 1
Вспомнил старую поговорку:
"И зайца можно научить зажигать спички, если долго бить!" :)