Тимур Меджитов: "Цель - создание удобной электронной инфраструктуры, понятной гражданину любого возраста"
Что такое суперуслуги? Когда следующий рывок госуслуг? Правду о реалиях и перспективах развития электронных государственных услуг в интервью ECM.ICT-онлайн рассказал Тимур Меджитов.
Насколько успешно, по Вашему мнению, развиваются электронные госуслуги в России?
Активная фаза развития Электронного правительства в России стартовала в 2011-2012 гг, когда была принята государственная программа «Информационное общество (2011-2020 годы)». В этот период были достигнуты серьезные успехи: значительная часть услуг, которые ранее были реализуемы только в сопровождении бумаги, появились на региональных и едином портале госуслуг, у граждан появилась возможность получить их в электронном виде.
По-крупному этот процесс проходил в два этапа. Первой стала фаза опытной проверки: Минкомсвязь РФ и вендоры подбирали оптимальный вариант запуска и использования электронных госуслуг в нашей стране, разрабатывали сам механизм. Сейчас стартовала вторая фаза, когда главным результатом перевода услуг в электронный вид становится не просто факт автоматизации, а создание удобной электронной инфраструктуры, понятной гражданину любого возраста.
Для этого запущен единый портал Госуслуги 2.0. В регионах и на федеральном уровне происходит переработка административных регламентов. Процесс получения государственной услуги становится проще и прозрачней и для гражданина, и для ведомства, ее предоставляющего.
Завершение этапа продуктивного развития станет большим шагом вперед. В перспективе результат второй фазы приведет к массовому использованию электронных услуг гражданами. Речь идет не о нескольких десятках процентов, а о 70-80% дееспособного населения, имеющего доступ в интернет. Еще одним стимулятором электронных услуг должны стать суперуслуги, которые позволят гражданам получать комплексные услуги в случаях, когда в рамках одной жизненной ситуации гражданин сможет получать множество услуг, относящихся к ней. Например, по ситуации рождения ребенка.
Какие решения в этой области есть у Вашей компании, какова история их создания?
Компания DIRECTUM разработала пул решений для оказания государственных услуг в электронном виде. Четыре основных компоненты решения работают как в комплексе, так и самостоятельно.
Региональный портал государственных услуг (РПГУ) позволяет публиковать услуги в электронном виде, принимать заявки от граждан и держать заявителя в курсе статуса обращения. Другими словами, решение позволяет обеспечить комфортные электронные коммуникации между гражданином и органами власти.
Система исполнения регламентов (СИР). Решение создано на базе системы электронного документооборота. СИР позволяет передавать заявки, полученные от граждан в рамках личного приема, через РПГУ или в МФЦ в ведомство, обрабатывать их в соответствии с нормами законодательства и выдавать гражданину результат в виде электронного документа или самого факта предоставления услуги.
Система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) обеспечивает обмен сведениями в рамках предоставления государственных услуг между различными ведомствами. Так решение позволяет запрашивать справки и сведения, требуемые для предоставления услуги, а также предоставлять справки и сведения другим органам власти.
Автоматизированная информационная система многофункционального центра (АИС МФЦ) помогает специалистам МФЦ регистрировать заявления граждан в единой системе, подтверждать их с помощью электронной подписи и передавать в ведомства.
Опыт многих проектов стал основой для создания типового решения, которое теперь мы внедряем в ряде субъектов.
Какие проекты в этом направлении были выполнены? О наиболее крупных – подробнее.
Система DIRECTUM внедрена более чем у 1 800 клиентов. В их числе более 150 государственных учреждений более чем в 25 регионах Российской Федерации — региональные правительства, администрации городов, подведомственные учреждения.
Наиболее крупные проекты были реализованы в Омской области и Удмуртской Республике. С точки зрения масштаба проектов, это более 100 услуг на региональных порталах, более 60-ти сведений, которые мы запрашиваем в федеральных органах власти, около 20-ти видов сведений, которые мы предоставляем в другие органы власти и десятки внутрирегиональных сведений.
В Омской области в электронном межведомственном взаимодействии принимают участие более 1500 пользователей. Удмуртия, согласно оценкам Минкомсвязи РФ, один из лидеров Приволжского ФО по количеству услуг, переведенных в электронный вид – на региональном портале республики их более 170, и количество постоянно растет. К системе исполнения регламентов подключены более 1000 учреждений и 5200 пользователей.
В обоих регионах работают СМЭВ, СИР и РПГУ. В Удмуртии работает еще и АИС МФЦ на базе системы DIRECTUM.
Какие перспективы для Вашей компании Вы видите в части решений для оказания электронных госуслуг, какие планы намерены осуществить?
Направление дальнейшего развития для нас – это повышение удобства предоставления услуг для ведомств и граждан, движение в сторону специализированных систем на базе нашей платформы с учетом бизнес-логики и специфики отдельных процессов. Наша система позволит вести различные реестры в рамках предоставления конкретной электронной услуги.
Как обычно, развитие сервисов будет проходить в рамках реализации федеральных инициатив. Сейчас основные из них это требования к порталам госуслуг и к развитию СМЭВ 3.0.
Источник: ECM.ICT-Online.ru
Комментарии 0