Тянутся к Сети
Информационное общество в нашей стране уже давно перешло из разряда виртуального в разряд реального. Сеть постепенно затягивает всех россиян. И правительство решило, что россияне вполне готовы общаться с властью через компьютер.
Вячеслав Исайков
Информационное общество в нашей стране уже давно перешло из разряда виртуального в разряд реального. Сеть постепенно затягивает всех россиян. И правительство решило, что россияне вполне готовы общаться с властью через компьютер.
Достаточно вспомнить недавнюю историю о том, как правительство Ульяновской области искало претендента на должность министра по информационным технологиям через Интернет. Стать министром хотели и заместители губернаторов, и бизнесмены, и политики, топ-менеджеры и даже букмекеры. Правда, вышла только одна промашка. Каждый из претендентов, желающих занять кресло министра, считал, что именно он хорошо знает о том, что такое информационные технологии и информационное общество, в котором предстоит теперь жить всем россиянам. И только заместитель губернатора Ульяновской области, проводившая собеседование, удивленно спрашивала у соискателей: «Где у нас с вами электронные услуги, которые мы должны оказать населению?» Ответ на этот, казалось бы, простой вопрос нашелся не у всех.
Зато на вопрос о том, каким путем должно развиваться информационное общество в нашей стране и где те самые электронные услуги, которые должны получить россияне, легко ответило правительство, одобрив государственную программу «Информационное общество», рассчитанную на 2011-2020 годы.
«Программа направлена, прежде всего, на интересы людей, на создание для них новых возможностей. Подчеркну еще раз - главным потребителем этой услуги должен быть рядовой гражданин», - сказал премьер-министр Владимир Путин.
По его словам, это шаг, который позволит улучшить качество предоставления медицинских и образовательных услуг и упростит общение граждан с чиновниками. «В ней будут сведены воедино наши проекты по созданию «электронного правительства», по использованию возможностей Интернета в социальной сфере, в экономике, в том числе в области поддержки малого и среднего бизнеса, в других отраслях», - отметил глава кабинета министров. Но главное, по его мнению, то, что «программа будет работать на модернизацию отечественной экономики, создавать дополнительные горизонты для бизнеса».
Впрочем, о том, что повышение качества жизни должно выражаться в простых и доступных сервисах, которыми граждане пользуются почти ежедневно (запись на прием к врачу через Интернет, оплата штрафов с мобильного телефона, недорогой широкополосный интернет в общественных местах), говорил и разработчик программы - глава министерства связи и массовых коммуникаций Игорь Щеголев.
«При подготовке проекта программы мы изначально рассчитывали, что 2011 год будет переходным, а с 2012 года необходимы более существенные объемы финансирования, - заметил он и с явным сожалением продолжил: - Но мы не сумели убедить в этом Минфин, целевые показатели на контрольный период до 2015 года пришлось уменьшить».
На самом деле именно потому, как развивается информационное общество в стране и насколько правительство готово к подобному шагу, в мире судят о готовности страны к переходу на новый режим управления с использованием информационных технологий. Есть определенный набор услуг, по которым оценивается готовность той или иной страны к переходу, и нельзя сказать, что существует какая-то ровная линия, которая отделяет нас или связывает другие страны между собой. «Процесс в значительной степени естественный. Ведь, когда появились только персональные компьютеры и более мощные «машины», никто представить себе не мог, какие возможности откроются, в том числе с точки зрения государственного управления», - заметил Игорь Щеголев.
В Европе, к примеру, эта система реализована в большой степени: через компьютер фактически можно общаться с правительством. В Сингапуре, который продвинулся на этом пути гораздо дальше других стран, не выходя из дома можно получить не только документы, но и открыть ресторан, как это сделал президент Дмитрий Медведев во время визита в эту страну. У главы Российского государства эта процедура отняла не больше десяти минут.
Но вне зависимости от того, какие результаты удалось достичь, у каждой страны свой электронный путь. Большинство стран Евросоюза фактически разделили порталы госуслуг на две части - для граждан и для бизнес-сообщества.
В Великобритании планы в отношении предоставления электронных услуг значительно шире, нежели в Евросоюзе. В этой стране посчитали, что после того, как запущен портал для граждан, должны появиться электронные сервисы для бизнеса и по услугам в области здравоохранения.
При этом количество услуг, предоставляемых в электронном виде, в разных странах варьируется. К примеру, во Франции еще в прошлом году насчитывалось около 600 электронных услуг, что составляет примерно 66% всех услуг, предоставляемых государством (всего около 900). В Испании в электронный вид переведены 1225 услуг от центральных, региональных и местных властей.
В некоторых странах появились дополнительные порталы «электронного правительства» по специальным вопросам. В частности, в Сети можно найти и центральные порталы, официально представляющие страну в Интернете с информацией по истории, географии, официальными публикациями, и порталы для госслужащих, как во Франции, и порталы по вопросам законодательства, а также порталы «обратной связи». Портал «Citizenlink» в Голландии, к примеру, должен стимулировать граждан для более активного участия в жизни государства.
Очень часто порталы госуслуг связаны со здравоохранением, образованием и работой, а также ориентированы на основные целевые группы. Так устроены порталы в Великобритании Directgov, Италии и ряде других стран.
«Проанализировав международный опыт, мы убеждаемся, что информационное общество - это интеллектуальный социум, построенный на знаниях, готовый изменяться, создавать и продвигать инновации», - заметил Игорь Щеголев.
По его словам, ключевая тенденция во всем мире - переход к сервисно-ориентированной инфраструктуре. Это развитие сетей доступа к информации и формирование цифрового контента и конкретных сервисов для граждан.
«У стран-лидеров четкий приоритет: вовлечение всей нации в использование ИКТ», - вывел не менее четкую формулу министр связи и массовых коммуникаций.
Впрочем, нация уже оказалась вовлеченной. Трудно представить сегодня человека, который не пользуется мобильной связью или компьютером. В Сеть идут и те, кому далеко за... Все чаще книги читают на электронных носителях, эти устройства стали частью реальной жизни, как проводники в виртуальный мир, мир информации. Паспорт можно заказать по Интернету (правда, пока не получить), за справками уже не приходится ехать за три моря и стоять в очередях и даже школьные дневники своих детей занятые родители могут просматривать в удаленном доступе по Интернету. Это ли не показатель развития информационного общества?
Тем не менее, считает министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щеголев, в построении информационного общества в немалой степени необходимо участие регионов, ведь региональная власть ближе всех к тем, кто живет и работает на их территории. Именно к ней россияне идут со своими насущными проблемами.
Поэтому в программе развития информационного общества появился проект «Электронный регион», главные цели которого - перевод госуслуг в электронный вид и повышение эффективности государственного управления на региональном уровне.
«Будем распространять во всех субъектах Федерации лучшие региональные решения в сфере образования, здравоохранения, социальной защиты, занятости населения, безопасности граждан, малого предпринимательства, жилищной политики и коммунального хозяйства, транспорта, строительства, экономики», - пояснил Щеголев.
На самом деле это наименее затратное решение, ведь региональным властям больше не придется тратить большие средства на создание индивидуальных информационных проектов. Собственно поэтому координатором всех работ по внедрению информационных технологий в деятельность органов госвласти было определено министерство связи и массовых коммуникаций. «В итоге мы должны получить целостную и эффективную систему», - отмечал глава кабинета министров Владимир Путин.
«Центр не будет навязывать регионам конкретные решения, - заметил Игорь Щеголев. - Регионы, где уже созданы работающие проекты, смогут продолжать их использование. Остальные же смогут выбрать устраивающий их вариант типового решения».
Поделиться своими наработками ответственные региональные ведомства смогут в своей соцсети - «Регионалочка.ру», созданной специалистами минкомсвязи. «Тиражирование готовых решений поможет снизить расходы дотационных регионов на информатизацию», - уверены чиновники.
Губернаторы, эффективность управления которых теперь будет зависеть, в том числе, и от того, какое место их регион занимает в рейтинге развития информационного общества, довольно быстро просчитали экономию. Кроме того, по их мнению, значительно снизить расходы поможет единый ресурс, который стал бы неким ценовым ориентиром по решениям для информатизации.
На что министр связи и массовых коммуникаций пообещал, что в будущем появится единая площадка, на которой сторонние разработчики смогут предлагать свои продукты по информатизации государственным ведомствам и регионам. «Мы не хотим все делать за рынок и его давить», - объяснил министр.
Он предложил главам регионов определить и единого оператора «электронного правительства», критерием выбора которого могло бы стать наличие собственных каналов связи и мощных центров обработки данных. Но при этом в единую систему Gosuslugi.ru должны быть связаны региональные порталы госуслуг. «Для пользователей должно быть создано единое окно доступа», - уверен Игорь Щеголев.
Источник: "Российская газета" - Федеральный выпуск №5326 (247) от 1 ноября 2010 г.
Комментарии 0