Три насущных вопроса в банковских кругах
О чем говорили в кулуарах и на конференции "ИТ и ИБ в банковском секторе".
О чем говорили в кулуарах и на конференции «ИТ и ИБ в финансовом секторе: практический подход», прошедшей 14-го сентября в Москве, нашей редакции рассказал Андрей Клоков, руководитель проектов внедрения DIRECTUM, который присутствовал на ней в качестве эксперта и докладчика.
ECM-Journal: Андрей, расскажите, пожалуйста, ваши впечатления от конференции?
Андрей Клоков: Кредитные организации никогда не жалели денег на автоматизацию своего бизнеса, они одними из первых стали вкладывать свои ресурсы (не только финансовые) в ИТ-инфраструктуру. Поэтому всевозможных конференций, круглых столов, форумов, посвященных автоматизации банков, в год проходит много. Обычно банки достаточно закрыты и неохотно делятся информацией, поэтому именно на таких мероприятиях можно узнать о текущей ситуации в этой сфере. Среди докладчиков были кредитные организации, делившиеся своим опытом повышения эффективности бизнеса, обеспечения непрерывности бизнеса, катастрофоустойчивости систем.
По итогам конференции я могу выделить три насущных вопроса в банковских кругах: это поддержка разработчиками всех классов систем Федерального закона №152-ФЗ, отказоустойчивость систем, SOA архитектура и ECM на службе у банков.
По защите персональной информации диалога построить не удалось. Представители кредитных организаций большей частью интересовались, поддерживаются или нет требования закона о персональных данных, причем применительно ко всем классам систем. После одобрительных возгласов из зала вопрос был закрыт. Участникам явно не хотелось углубляться в тему.
Архитектура SOA, наоборот, вызвала живой интерес и бурное обсуждение. Мнения высказывались, порой, абсолютно разные. По одним данным к 2013 году 83% кредитных организаций будут использовать сервисный подход к ИТ-инфраструктуре. Оппоненты подвергали эти цифры сомнениям, утверждая, что SOA это не самоцель и бывают такие случаи, когда перестроение архитектуры не всегда дает желаемый эффект.
Отчасти я согласен с последним мнением: от SOA архитектуры можно получить наибольший эффект в крупных компаниях. Если говорить о банках, то это ТОП-100 – те компании и кредитные организации, где целый «зоопарк» систем, на различных платформах и от разных разработчиков, и все это должно работать как единый организм. В небольших компаниях, прежде чем переходить на SOA, надо тщательно взвесить все «за» и «против», возможно, текущая архитектура не так уж и плоха.
ECM-J: Насколько важна роль ECM в обеспечении непрерывности банковского бизнеса?
Андрей Клоков: ECM-система – не профильная система для кредитных организаций, и сбой в системе не приведет к остановке обслуживания клиентов, межбанковских платежей и т. д. Но банки все больше обращают внимание на ECM, так как АБС и CRM не покрывают работу с неструктурированной информацией. А вообще, вопрос катастрофоустойчивости поднимался в интересном докладе представителя Банка России. Масштабы мер, предпринимаемых для недопущения простоя платежной системы России, просто поражает, ведь если система встанет на 1 день, то ВВП страны потеряет 3%!
ECM-J: Тема безопасности была одной из заявленных. Говоря о безопасности, какое место в банковском секторе уделяется вопросам документооборота (конфиденциальность, сохранность, управление правами доступа)?
Андрей Клоков: Вопрос безопасности документооборота отдельно не поднимался. Видимо, с такими проблемами еще никто не сталкивался (либо, как обычно для банков, они не выносятся наружу). Один из докладчиков поднял тему безопасности в целом. Были рассмотрены вопросы по аутентификации и управлению доступом, предотвращению потери данных, шифрованию и управлению ключами, управлению информацией о безопасности и соответствию требованиям регулирования, а также предотвращению мошенничества.
ECM-J: О каких тенденциях развития ИТ и СЭД применительно к банковскому сектору можно говорить сейчас?
Андрей Клоков: Одной из главных тенденций развития СЭД применительно к банковскому сектору является разработка специализированых решений для кредитных организаций. Если раньше поставщики СЭД пытались зайти в банки с классическими процессами (приказы, служебки, канцелярия), то теперь кредитным организациям необходим комплексный подход к внедрению со спецификой отрасли.
ECM-J: Вызывают ли облачные технологии интерес зала?
Андрей Клоков: Странно было отсутствие докладов и кулуарных обсуждений по облачным технологиям. На мой взгляд, на сегодняшний день облачные технологии не так сильно распространены в банках, как могли бы. Виной всему закон о банковской тайне, и ситуация не изменится, пока не будут приняты поправки, разрешающие банкам хранить информацию по клиентам у внешних провайдеров.
Существует и вопрос взаимоотношений банков и поставщиков услуг. Сегодня провайдеры хоть и обещают доступность с большим количеством девяток в процентах, но 100% доступности дать никто не может. Примером может служить недавний сбой в работе Яндекса или апрельский сбой в Amazon, а это потери для бизнеса, которые надо возмещать. Пока же банки используют облака как тестовые площадки и выносят в облака некритичные приложения, например почтовый сервис.
ECM-J: Как вы оцениваете сегодняшние ECM-решения по сравнению с решениями предыдущих лет (5–10 лет назад)? В чем, на ваш взгляд, проявляется прогресс?
Андрей Клоков: Как я уже говорил, еще 5 лет назад решения ограничивались распорядительной документацией и классическим делопроизводством. Сегодня же решения делятся по отраслям, появилось больше различных клиентов, включая мобильные, вариантов распределенной работы и, конечно же, был совершен огромный скачок в функциональности. Прогресс не стоит на месте, так что впереди большая дорога.
Ответы Андрея Клокова на другие вопросы по теме использования СЭД в банковском секторе вы может узнать в интервью редакции CNews.
Источник: Эксклюзивно для ECM-Journal
Комментарии 0