Уникальная бесценная ненужная информация
Длинные зимние праздники – самое время навести порядок…
Длинные зимние праздники – самое время навести порядок… в
том числе и в шкафах, антресолях, чуланах, гаражах и прочих кладезях уникальных
и бесценных артефактов нашего прошлого. Разбирая содержимое антресолей в
попытке sort out, что продолжать хранить, а что переместить в мусорный
контейнер как «предметы, не имеющие культурной или исторической ценности»,
наткнулся на связку тетрадей с лекциями. Прервав поток сладостных воспоминаний
о «днях минувших», я попытался определить ценность найденных рукописей. В отличие
от прописей за первый класс, где ценность и уникальность информации «мама мыла
раму, мама мыла Кришну» очень близка к нулю, но которые иррационально
мне дороги как воспоминания о еще более счастливом отрезке времени, тетрадки с
лекциями по теории государства и права рассматривались мною исключительно как
источники информации. Информации, заметьте, уникальной. Мало того, что все было
разжевано, разложено по полочкам, тексты лекций содержали знания, лежащие за
границами одобренных министерством просвещения учебников, то есть являющиеся
компиляцией знаний и опыта преподавателей, результатом гигантского душевного
труда. Одни только лекции по истории государства и права, прочитанные
влюбленным в свой предмет преподавателем, отличались от сухих текстов учебников,
как Песнь Песней от таблиц Брадиса. Вот они, уникальные и бесценные знания!
Но, как человек, безнадежно испорченный MS Word, Wikipedia, Яндексом и Google, я не мог закрывать глаза на недостатки, присущие данной технологии управления знаниями. На одной чаше воображаемых весов была уникальность информации, на другой же чаше поместились:
● Неполнота. На втором высшем преподаватели читали примерно 20-40% курса, остальное изучалось самостоятельно.
● Неструктурированность (отсутствие иерархии и гиперссылок). Дело в том, что в лекциях информация располагается в хронологическом порядке, в соответствии с учебным планом, а не в удобном для справочного обращения порядке (и формате).
● Сложность прочтения. В основном, из-за ужасного почерка, каюсь…
● Невозможность поиска нужной информации. Где ты, магическое сочетание клавиш Ctrl-F, где вы, Яндекс с Гуглом?
● Неактуальность части информации. Велением времени и стараниями государственных мужей нормативная база находится в состоянии перманентного изменения.
● Ненужность информации. Простите, дорогие преподаватели! Но знания, которые нужны были для понимания предмета и для подготовки к экзаменам, не часто пригождаются во «взрослой» жизни. Не каждый день встречаются задачки в области международного права.
Думаю, вы уже догадались, что чаша весов, которая «против»,
перевесила, и бесценные рукописи были отправлены мусоровозом прямиком на
свалку истории. Оценивая информацию, то есть, пытаясь определить ее ценность (value), мы принимаем во
внимание не только ее уникальность, но и возможность быстрого поиска,
систематичность, доступность, легкость ее использования. Иной раз надергать
информации из разрозненных, но доступных источников и быстренько ее
переработать легче, чем искать готовые знания, тупо бессистемно перерывая
все подряд и гадая, таки есть в этом источнике, что нам надо, или таки нет.
Другой, может быть, несколько неожиданный вывод, который можно сделать из первого, звучит так: структурируя информацию, делая возможным быстрый поиск, переводя в удобные для использования форматы и (!) поддерживая ее актуальность, мы повышаем ее «используемость», ее ценность. Если говорить о корпоративной информации (совокупности знаний, свидетельств совершенных операций), то в качестве названного средства, прежде всего, видится система управления корпоративным контентом (ECMS). Можно сказать, что грамотное внедрение ECM-системы на предприятии позволяет увеличить ценность и используемость имеющейся информации. Единые политики хранения, централизованный поиск, возможность организации иерархий, гиперссылки, поддержка версионности, возможность преобразования в удобный формат – эти «добродетели» ECM-системы помогут преобразовать информационную мусорную кучу в организованное и управляемое информационное пространство современного предприятия.
Другой аспект. В отличие от ложки, чья ценность (или необходимость) неоспорима для нас только в заранее известные временные промежутки (в просторечье «обед»), информация может потребоваться в совершенно непредсказуемые, и часто самые неудобные моменты времени. Непредставление требуемой информации, невозможность ее использования для доказательства собственной правоты (ну, точно знаем, что она есть, но где она???) может ввергнуть предприятие в пучину штрафов и судебных издержек. Размер ущерба в данном случае проявит истинную цену информации. Но может, стоит, не дожидаясь грома, начать креститься, или нет, перестать хлебать щи лаптем, тьфу ты, навести таки порядок в информационном пространстве предприятия, а?
Комментарии 6
Наверно основной причиной «отправления в мусоровоз бесценных рукописей» было все таки - отсутствие необходимости в лекционных тетрадях для принятия решений текущих задач, все остальное это уже детали.
Скажем так все из всего, что нас окружает мы можем «выжать» информацию – другой вопрос зачем нам это нужно и как мы сможем использовать это себе во благо. Вспомним Шерлока Холмса и информацию, которую он получал, анализируя пепел сигар, грязь на подошве и пр. Или, например, задумаемся, вы нашли связку школьных сочинений незнакомого вам человека на тему «как я провел лето», имеют ли они для вас ценность, можете ли вы их как-нибудь использовать. Нет? А школьные сочинения президента страны?
Ценность источников информации не в том, что они в себе содержат (!), а как их можно использовать.
Предположу, что при определении ценности лекционных тетрадей основными определяющими были:
1 Затраты на обеспечения места хранения - необходимость выделения для тетрадей места на полке;
2 Возможность использования в решении насущных (текущих) задач.
В обоих случаях тетради не «удовлетворили» - место занимают использовать не получается - результат «мусоровоз».
Во втором выводе полностью согласен, в некоторых случаях ценность информации (ее стоимость) напрямую зависит от ее доступности и сроков ее получения.
В новелле изначально идет речь о ценности информации.
Потом без всякого перехода утверждается, что "мама мыла раму" можно актуализировать после чего "увеличить ценность и используемость имеющейся информации" простым "грамотным внедрением" некоторой системы.
Ценность информации не может зависить от используемой автоматизированной системы. Нужно различать ценность информации и затраты на получение информации.
Получается, что ценность - свойство информации, а затратность свойство автоматизированной системы.
Почему происходит такая путаница? Потому что, считается, что достаточно разработать (грамотно внедрить) некий программно аппаратный комплекс, и тогда из любого "мусора" с помощью супер-пупер анализатора можно сделать конфетку. И, действительно, в некоторых случаях это удается. Но, устойчивого результата добиться нет возможности. Однако, первопричина лежит все-таки в информации - совокупности связанных данных об объекте автоматизации. Если связанность исходных данных отсутствует, то затратность автоматизированной системы будет огромной, а эффект минимальным.
Из сказанного следует вывод, что ценность информации заключается в связанности данных, а связанные данные нам ни чего не стоит обработать с минимальными затратами. И другой вывод, для тех кто умеет считать, эффективность вложений в ценность информации превышает 100% по сравнению с вложениями в затратность автоматизированной системы.
Информация, полученная не в срок, может резко потерять свою ценность, об этом вам скажет, например, любой игрок на фондовом рынке.
Мы сравниваем эффективность работы двух систем:
- "мусоровыжималка", которая обрабатывает несвязанные данные, пытаясь выявить связи каким-то заумным методом,
- информационная система, обрабатывающая совокупности связанных данных об объекте автоматизации.
Угадайте с трех раз: какая система будет чаще предоставлять информацию "не в срок любому игроку на фондовом рынке"?
Характерно, что в американской и европейской литературе, посвященной «повторному» использованию государственной информации, не только «переработка», но и создание удобных пользовательских интерфейсов рассматривается как ”added value”.
Возможно, что путаница произошла из-за того, что я неудачно перевел слово value. Все таки "ценность" и value не являются полными синонимами ;)