Василий Бабинцев: На отечественном рынке преобладает спрос на IaaS-решения.
На вопросы PCWeek для обзора "Облачные модели использования ИТ в России: текущее состояние и перспективы развития" ответил директор по маркетингу DIRECTUM.
На вопросы PCWeek для обзора ответил Бабинцев Василий, директор по маркетингу DIRECTUM.
Как вы оцениваете прогресс в развитии направления облачных вычислений в России за последние 4-5 лет? В чем проявляется специфика развития данного направления по сравнению с другими странами?
Сегодня, несмотря на то, что слово «облачность» до сих пор воспринимается рядом заказчиков как психологический стоп-фактор, мы видим взрывной рост рынка, который эксперты предрекали еще 3-4 года назад. Совокупный объем рынка РФ за последние два года вырос в 4 раза и оценивается в 88 млрд рублей. Также эксперты оценивают долю проникновения облачных услуг в 40-75% и признают рынок стабилизировавшимся.
Прогресс налицо, и можно говорить, что ожидания участников рынка оправдываются. С другой стороны, нам, компании DIRECTUM в первую очередь интересно развитие ECM-рынка, и здесь есть свои нюансы –на отечественном рынке преобладает спрос на IaaS-решения (в отличие от западного с SaaS), а это вносит свои коррективы в распространение облачных ECM-продуктов. Тем не менее в 2015 году мы вывели на рынок SaaS-решение DirectumRX и видим, что оно начинает находить покупателей.
В целом идет привыкание к новой модели ИТ. Крупный бизнес и государственные заказчики уже обладают мощной выстроенной инфраструктурой и часто осторожны при рассмотрении вопросов внедрения новых технологий. Средний бизнес более гибок, но и здесь сильны традиционные подходы к корпоративному ПО. Малый активно использует SaaS-продукты, но в основном локальные, или развивает модель BPaaS (например, для задач бухучета).
Но за последний год спрос на ИТ не снизился, а экономические и политические мотиваторы (рост курса доллара и импортозамещение западных продуктов) ускорили оценку применимости решений в облаках: низкие начальные финансовые вложения, модель аренды, быстрый и легкий старт, импортозамещение.
Эти факторы привели 52% ИТ-директоров в РФ к рассмотрению рынка гибридных облаков как модели в наибольшей степени отвечающей потребностям их бизнеса. Когда с одной стороны компания использует свою уже развернутую традиционную инфраструктуру (частные облака), с другой может вынести на внешний контур часть бизнес-процессов (публичные облака). Мы стремимся своими продуктами охватить эти ожидания.
Какие виды облачных сервисов и для решения каких задач востребованы сегодня заказчиками разного масштаба и разной отраслевой принадлежности?
Если продолжить тему использования гибридной модели, то в первую очередь на внешний контур выводят наименее критичные для основного бизнеса процессы, например, электронную почту. Для ECM-процессов примерами могут служить хранение архивных данных или массовое сканирование документов, естественно с внимательным отношением к сохранению конфиденциальности и требованиям безотказности работы.
Крупные компании рассматривают также автоматизацию новых бизнес-процессов, которые сложно быстро развернуть в основной ИТ-инфраструктуре (например, управление закупками), но которые надо оперативно оптимизировать в условиях меняющегося законодательства и рынка.
Еще одним примером может служить подключение удаленных подразделений, в которых нет своей ИТ-службы, но для которых критично участие в сквозных бизнес-процессах и согласовании документов на уровне головной компании. Здесь подойдут как ECM-решения, так и интегрированные с ними сервисы межкорпоративного обмена, например, Synerdocs.
Что, по вашему опыту, сегодня стимулирует заказчиков к использованию облаков и какие причины удерживают от более активного их использования?
Среди типовых облачных проблем, озвучиваемых заказчиками – интеграция информационных систем компании, совместимость с текущей ИТ-инфраструктурой и безопасность данных, которые остаются более чем у 45% наших клиентов (эксперты отмечали, что 3 года назад эта цифра достигала 60%), экономические факторы дали мощный толчок к использованию облаков. Такая модель позволяет быстро и бюджетно стартовать новые ИТ-проекты.
Если смотреть на рынок ECM, то здесь он занимает догоняющую роль – первоначально облака «тестировали» на учетных задачах (CRM, HR, бухгалтерии), системах поддержки пользователей, расшаривании документов, электронной почте и коммуникациях. Но это сыграло и положительную роль, т.к. заказчики теперь подготовлены к ECM модели в облаке и активно ее рассматривают. Сегодня мы фиксируем активный спрос на наше облачное решение DirectumRX, с начала 2016 года стартовали уже 30 проектов.
Каким вы видите распределение ролей между зарубежными и российскими провайдерами облачных ИТ?
Как ни странно, но с прямыми облачными ECM-конкурентами на рынке средних и крупных заказчиков мы практически не сталкиваемся, хотя решения от западных вендоров есть. Облачная модель может стать для них удачным выходом, например, из ситуации импортозамещения, когда продукт не приобретается, а арендуется у отечественного поставщика. Тем не менее пока сильной конкуренции мы не замечаем.
Можно предположить, что рынок стал заложником естественной инерции в освоении новых технологий и часть вендоров, которые начинали предлагать свои продукты 3-5 лет назад, не увидели спроса и свернули активное продвижение. Но мы активно следим за рынком и отмечаем, что на уровне малого и микро-бизнеса уже развернулась активная конкуренция среди облачных отечественных и западных сервисов по управлению бизнес-процессами, документами и взаимодействием. Так что расслабляться не стоит.
Как вы оцениваете ближайшие перспективы развития облачного направления в России?
Наиболее нам интересная SaaS-модель является для России одной из самых перспективных. Эксперты говорят о ее росте на 25% в год и ожидают через 3 года выхода на уровень IaaS в денежном выражении. Самыми продаваемыми будут сервисы хранение и обмена контентом, взаимодействия пользователей – традиционное поле функциональности ECM-систем.
Также российский рынок сегодня показывает один из самых высоких темпов роста на глобальном рынке, даже несмотря на то, что мы находимся в довольно нестабильной экономической ситуации. Есть большой задел как по количеству компаний (в малом и среднем бизнесе), так и по охвату пользователей (в крупном). На 2014 год охват рынка СЭД составлял только 22% и далеко не исчерпан. Вопросы здесь в большинстве своем в организационной и психологической плоскости, а не в технической. Это подтверждает и тренд на замену старых и локальных СЭД.
С какими типовыми заблуждениями заказчиков в отношении облачных сервисов, вам приходится сталкиваться сегодня?
Типовые заблуждения: облачные системы негибкие (процессы придется упрощать или адаптировать под систему), ненадежные (нет доверия к облачному хранению за контуром предприятия, опасения по доступности сервиса и восстановлению данных при сбое).
Облачная ECM-система DirectumRX изначально развивалась с учетом нивелирования таких опасений – мы гарантируем доступность системы 99% времени и компенсируем каждый час простоя; инструмент разработки позволяет гибко настраивать сложные бизнес-процессы под особенности компании; видеоролики и методические инструкции, встроенные в справку, помогают пользователям максимально быстро начать использование системы.
Читайте далее Исследование DIRECTUM: Готовы ли российские компании к облакам? |
Комментарии 0