Заменять нельзя интегрировать
Чтобы развивать информационную поддержку органов власти и структур ЖКХ, требуется интеграция с информационными системами как внутри организации, так и с системами других структур и ведомств.
Чтобы развивать информационную поддержку органов власти и структур ЖКХ, требуется интеграция с информационными системами как внутри организации, так и с системами других структур и ведомств. Достичь этого можно двумя путями: обеспечивать интеграцию имеющихся приложений, которые, как правило, плохо стандартизованы и слабо стыкуются между собой, либо сделать ставку на замещение их новыми системами, обладающими более развитыми функциональными возможностями и средствами интеграции с другими приложениями. Какой путь следует предпочесть в ходе региональной и муниципальной информатизации? Мнения экспертов разделились.
Чтобы развивать информационную поддержку органов власти и структур ЖКХ, требуется интеграция с информационными системами как внутри организации, так и с системами других структур и ведомств. Достичь этого можно двумя путями: обеспечивать интеграцию имеющихся приложений, которые, как правило, плохо стандартизованы и слабо стыкуются между собой, либо сделать ставку на замещение их новыми системами, обладающими более развитыми функциональными возможностями и средствами интеграции с другими приложениями. Какой путь следует предпочесть в ходе региональной и муниципальной информатизации? Мнения экспертов разделились.
Евгений Овчаров, руководитель направления финансово-бюджетных решений компании «Прогноз»:
Однозначного ответа на вопрос о том, заменять приложения или их интегрировать, нет. В одних случаях существующее ПО настолько морально устарело, что инвестировать в его модернизацию не имеет смысла. В других — для интеграции систем друг с другом достаточно расширить возможности по обмену информацией с внешними приложениями. Выбор варианта зависит от требуемого уровня интеграции. Например, для интеграции на уровне информационных ресурсов обычно проще разработать средства информационного взаимодействия между системами и обеспечить файловый обмен данными. Если же необходимо создать единую интегрированную информационную систему (скажем, для обеспечения принципа «единого окна»), то целесообразно создать соответствующие компоненты на базе единой платформы. Если большинство функций используемых приложений удовлетворяет пользователей, целесообразно использовать промежуточный вариант — создать на базе хранилищ данных «надстройку» над существующими системами, это позволит обеспечить требуемый уровень интеграции и унифицировать доступ пользователей к информационным ресурсам.
Борис Черноярский, коммерческий директор компании «Россервис»:
Большинство организаций из-за недостаточности финансирования идут первым путем. Такой вариант менее затратен, хотя понятно, что он ведет в тупик. Единый стандарт обмена информацией и принципов взаимодействия требует некоторых законодательных актов и мероприятий общегосударственного уровня. Например, выделение данной проблемы в ранг национального проекта. Такое решение сразу даст ход позитивному и очень быстрому решению проблемы.
Антон Крячков, директор по продуктам компании Aladdin Software Security:
Оптимальным выходом станет интеграция имеющихся систем и одновременное развитие программы постепенного обновления ИТ-комплекса. Однако интеграция собственных разработок связана со значительными рисками для бесперебойной работы (а в ряде случаев и вообще с работоспособностью) программного обеспечения организаций, которые мы пытаемся связать. Кроме того, госорганизации обязаны использовать сертифицированные решения, но реально соблюсти эти требования могут только структуры, использующие легально приобретенный продукт. Нелицензионное (следовательно, несертифицированное) ПО может стать препятствием для интеграции приложений разных государственных структур. С другой стороны, затраты на приобретение легальных продуктов могут оказаться настолько значительными, что станут причиной отказа от проекта интеграции.
Михаил Минаев, старший менеджер по ключевым клиентам группы компаний «Терн»:
Основным «узким местом» бизнес-процессов стал человек, скорость и качество его работы. Именно с учетом его требований и возможностей должны быть построены типовые схемы и интерфейсы взаимодействия с пользователем. Примером такого подхода является концепция «одного окна», которая позволяет пользователю сосредоточиться на решении своих задач через единое окно своего компьютера, не зная программирования, особенностей архитектуры и информационных технологий. Современная эффективная интеграция возможна только при проектировании информационных систем «сверху вниз», от стратегических целей, через задачи и процессы — к данным. Только тогда в условиях бюджетных ограничений можно построить или модернизировать отдельные подсистемы или их фрагменты на разных уровнях с гарантией качественной стыковки этих фрагментов.
Юлия Обаляева, директор направления торгово-закупочных систем группы ИТ-компаний «Армада»:
В перспективе при наличии политической воли могут возникнуть предпосылки к переходу на полнофункциональные системы, обеспечивающие деятельность муниципальных и региональных служб, предполагающие в своей архитектуре новейшие технологии и принципы реализации: гибкость в настройке, масштабируемость и т.д. Все программное обеспечение должно функционировать в сетевой среде с предоставлением пользователям функций на базе идеологии тонких клиентов, при централизованной поддержке инфраструктуры со стороны региона. Замена — слишком тяжелый путь.
Сергей Курьянов, директор по развитию компании DocsVision:
В настоящее время происходит смена поколений информационных систем от систем делопроизводства к системам межведомственного документооборота и управления административными процессами. На мой взгляд, по целому ряду причин «лоскутность» решений не может быть преодолена даже в долгосрочной перспективе. Гораздо рациональнее использовать системы интеграции корпоративного уровня на основе управления процессами.
Максим Галимов, заместитель директора по перспективным исследованиям компании Directum:
Я бы посоветовал выбирать первый путь — развивать и надстраивать уже существующие приложения и внедрять инфраструктурные интеграционные решения. Разумеется, необходимо выработать ряд требований к интерфейсам, форматам и протоколам, которые будут поддерживать информационные системы, используемые в госорганах. Одним из решающих факторов в этом случае стала бы инициатива со стороны правительства. Важно не только совмещать системы, но и вырабатывать правила взаимодействия, формировать не только техническое, но и правовое пространство электронных взаимоотношений.
Мария Тярасова, ведущий консультант департамента собственных решений компании «Норбит»:
Необходима более серьезная интеграция информационно-аналитических систем. В идеале необходимо разработать новую систему, причем она должна быть одна для уровня субъекта с возможностью ведения всей информации по муниципальным образованиям. Попытки интегрировать унаследованные приложения должны уступить место разработке новых более функциональных решений и внедрению более технологичных интеграционных механизмов. Причем развитие систем информационного обеспечения, скорее всего, пойдет по пути создания отдельных полнофункциональных решений в самостоятельных предметных областях, которые затем будут интегрированы между собой.
Полина Петруша, руководитель группы маркетинга департамента программных решений компании Digital Design:
Плюсы и минусы есть у обоих путей, но с точки зрения долгосрочной экономической целесообразности предпочтителен второй путь. Во-первых, многие унаследованные системы часто функционально и морально устарели, и, когда через несколько лет потребуется их менять, придется снова тратить деньги на интеграцию уже новых приложений со старыми. Современные платформы позволяют решить большинство базовых задач региональных и муниципальных органов власти, причем работы и — соответственно — затраты могут быть распределены на несколько этапов, а системы можно будет дорабатывать и совершенствовать долгие годы.
Сергей Кудрявцев, заместитель директора по производству компании DigitalXpert Software:
Разумным решением видится создание некой эталонной информационной системы со стандартизированными бизнес-процессами, являющейся, по сути, центром интеграции, который консолидирует данные из различных информационных систем и осуществляет преобразование форматов данных. Разработка такого центра стоит немалых денег, но в этом случае инвестиции будут защищены лучше, потому что мы получим более современные и жизнеспособные решения. К тому же затраты можно снизить, если создать типовое решение, разработка которого будет оплачена группой похожих муниципальных структур. Интегрировать неперспективно.
Дмитрий Кусакин, менеджер, курирующий бизнес в госсекторе, компании BearingPoint:
Интегрировать уже имеющиеся разнородные приложения в единую общеорганизационную эффективную систему можно, как правило, только сильно ограничив набор функций. Дальнейшее развитие такой системы практически невозможно. Потребуются повторные инвестиции в решение «старой» задачи. Выполнить интеграцию со «смежниками», используя старые приложения, порой просто не представляется возможным. Инвестиции в новое решение, на мой взгляд, более обоснованны и оправданны.
Источник: Директор ИС
Комментарии 0