Почему нам НЕ нужен роуминг операторов ЭДО?
Под этим провокационным заголовком я бы хотел собрать вместе некоторые соображения о том, почему сейчас рынок услуг межкорпоративного документооборота пока совершенно не готов к роумингу.
Под
этим провокационным заголовком я бы хотел собрать вместе некоторые соображения
о том, почему сейчас рынок услуг межкорпоративного документооборота пока
совершенно не готов к роумингу. Практически сама тема межкорпоративного ЭДО
начала активно развиваться совсем недавно. Не смотря на то, что уже какой-то
опыт есть, времени его проверить было мало. А технология роуминга существует
еще меньше, она еще попросту не успела обрасти воодушевляющими примерами.
Да, про роуминг мы (операторы ЭДО) пока говорим с определенной неохотой,
всячески стараясь лишний раз не трогать эту тему. Давайте в качестве дерзкого
эксперимента обсудим, почему роуминг для нас сейчас преждевременен и даже
вреден.
1. Не надо торопиться. Пусть РОСЭУ уже имеет внятное техническое описание
технологии роуминга, но решение организационных вопросов между самими
операторами затянется еще надолго. Ведь надо решить все вопросы с зонами
ответственности, совместимостью, общими стандартами. Если торопить процесс, то
возрастет вероятность, что в итоге будут напрасно потрачены ресурсы и время.
Смотрим картинку:
Состояние роуминга по информации с сайта РОСЭУ.
Желтая клеточка – идет разработка, синяя – проведен тестовый обмен, оранжевая -
проведена попытка тестового обмена, но он прошел неудачно.
И делаем вывод, что роуминга по факту сейчас нет.
2. Эксперименты с ценой - вредны. Нельзя просто так взять и придумать,
сколько будет стоить роуминг. Какая цена будет для него корректна, а какая
завышена/занижена. Этот процесс должен идти спокойно, эволюционно, когда все
операторы договорятся по деньгам друг с другом (делиться всегда трудно). Они со
своими тарифами только-только разобрались, роуминг опять внесет неразбериху.
Причем не только среди операторов, но и среди абонентов, которые сами еще
недавно начали понимать, что такое ЭДО и за что они платят деньги. Любое
действие отразится на цене, не стоит кривить душой и говорить, что «стоимость
для конечного абонента не изменится», т.к. тарифы то у операторов отличаются!
3. Рынку не нужно усиление конкуренции. Роуминг подстегнет конкуренцию,
заставит операторов качественно развивать свою отрасль - и это правда. Потому,
что абоненту не придется больше оглядываться на другие сервисы, к которым
подключены их партнеры. Но на текущем этапе наличие конкурентного сервиса куда
менее важно, чем накопление абонентской базы. Число абонентов слишком мало,
оператор не готов вступать в конкурентную борьбу и начинать гонку цен, которая
сегодня возможна только за счет качества сервиса.
4. Роуминг пока просто никому не нужен. Большинство абонентов спрашивает
операторов «А когда будет роуминг?», вместо того, чтобы заставлять «Давайте
делайте!» Ни абонентам, ни оператором не до этого: работало бы то, что есть
сейчас. Роуминг сейчас нужен только маленьким операторам, которым хочется
как-то расширять свою абонентскую базу.
5. Зачем работать ради 2% налогоплательщиков. В мае была озвучена цифра –
чуть более 105 тысяч организаций заявили в ФНС, что готовы обмениваться
электронными счетами-фактурами. Еще раз: 105 тысяч из 4,5 миллионов (сколько
сейчас реально?) налогоплательщиков. Впереди огромный путь, полный сложностей и
испытаний, который придется пройти операторам ЭДО. Сейчас не самое удачное
время отвлекаться на несуществующую потребность "подавляющего
меньшинства".
***
Достаточно ли этих тезисов, чтобы отказаться от идеи роуминга? Надеюсь, что
нет. Тем более, что можно придумать компромиссные решения.
Например, посмотрите, как обстоят дела с роумингом в EDI (а он тут так и не
появился). Это яркий образец того, как бизнес сам находит для себя выход из
ситуации: пользователи просто пришли к выводу, что проще подключиться сразу к
нескольким EDI-операторам, нежели делать роуминг. Этот опыт легко проецируется
в область ЭДО: зачем сложный и дорогой роуминг, если все решается так просто?
Тем более просто это будет сделать, если вопросы отправки электронных
документов вовне будут решать вендоры информационных систем. Пусть разработчики
учетных и ECM-систем предложат своим пользователям сразу все существующие
варианты сервисов, возьмут на себя часть взаимодействия с ними, доведут до ума
интеграционные решения. Это достаточно логично, когда внутренние и внешние
процессы документооборота составляют единую экосистему в рамках одного решения.
И, наконец, никто не отменял вариант с единой шиной обмена, которая могла бы
контролироваться той же РОСЭУ. Шина взяла бы на себя все вопросы совместимости,
сама бы «вытягивала» из сервисов данные, «заносила» кому надо. И для этого
всего-то нужна толковая технология и поддержка 7-8 крупных игроков. Это
облегчит жизнь всем и фактически обеспечит роуминг.
Комментарии 0