Карфаген должен быть разрушен …
Который год мы слышим и читаем о том, что электронный документооборот в 2010 году должен стать реальностью. Какие есть основания рассчитывать на это сегодня?
Уже который год с интересом наблюдаю за процессами, происходящими у нас в государстве в сфере развития и применения информационных технологий (ИТ), в том числе в государственном секторе. Интерес связан не только с тем, что работаю в ИТ-компании. Как гражданин, я также заинтересован в использовании ИТ для взаимодействия с государственными структурами - это будет экономить мое время и упростит сам процесс обращений. Активное использование ИТ в процессах государственного управления может обеспечить их прозрачность, доступность информации и оперативность ее получения.
Регулярные акции и мероприятия, инициируемые в рамках федеральных программ и отдельных региональных проектов и направленные на использование ИТ, периодически вызывали определенную надежду, сменяемую разочарованием. Мой коллега в связи с этим склонен говорить о так называемой деловой практике и здоровом реализме, не позволяющими обольщаться в отношении плана электрификации всей страны всеобщей информатизации страны. Да ведь и впрямь федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002-2010 годы)» в 2008 году правительством РФ дважды - в марте и декабре - попала в рейтинг наименее эффективных целевых программ.
Несмотря на упомянутый скепсис, активность нашего Президента РФ, связанная с внедрением ИТ в деятельность наших государственных структур, внушает оптимизм.
В июле в г.Петрозаводске Д.Медведев раскритиковал работы по созданию электронного правительства, пригрозил увольнением чиновникам, не владеющим навыками использования компьютеров и объявил о необходимости введения электронного документооборота в 2010 году. Это впрямую простимулировало некоторых муниципальных и региональных руководителей к действиям по построению электронного правительства в своих регионах. Правда, далеко не всех, но лиха беда начало.
В начале ноября 2008 в своем послании федеральному собранию Д.Медведев отметил необходимость принятия закона об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в РФ». В итоге уже в декабре был принят соответствующий закон.
В феврале 2009 был принят удивительный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Удивителен данный закон тем, что разрабатывался, можно сказать, с начала века, немало «лежал» без движения и вдруг в течение буквально нескольких рабочих недель прошел 2 чтения в Государственной Думе РФ, одобрен Советом Федерации и подписан Президентом РФ, что непосвященный может расценивать как чудо.
Значимый административный ресурс в руках Президента, личная озабоченность, понимание им, юристом по образованию, необходимости нормативно-законодательной работы в области применения ИТ, представляются отличным подспорьем для активизации процессов.
В ноябре 2008 Д.Медведев подписал Указ «О Совете по развитию информационного общества в РФ», став его председателем. А уже 12 февраля состоялось совещание Совета, на котором Д.Медведев, невысоко оценив успехи в области создания электронного правительства и уже не вспоминая провальную программу «Электронная Россия», взял под свой личный контроль работы в этой сфере. Очень хочется надеяться, что данное новое образование сможет работать эффективно. Постоянно озвучиваемое Д.Медведевым намерение о введении электронного документооборота мне напоминает заявления Катона Старшего сенаторам «Карфаген должен быть разрушен!». Раз пожелание Катона в итоге исполнилось, почему бы не осуществиться и намерению Д.Медведева?
Комментарии 0