Наверх

Электронная транспортная накладная. Куда её тянут государство, перевозчики и грузовладельцы

Время чтения: 5 минут
0
Электронная транспортная накладная. Куда её тянут государство, перевозчики и грузовладельцы

Бухгалтеры и логисты часто ещё сомневаются в легитимности электронной транспортной накладной. Хотя если разобраться в нормативной базе, вопросов не остаётся. Что тогда мешает? Чего все ждут?

На проектах внедрения я часто вижу, что многие компании ещё сомневаются в легитимности электронной транспортной накладной. Хотя если разобраться в нормативной базе, то вопросов не остаётся. Чего ждут бухгалтеры и логисты? 

С оглядкой на инициативы государства

Часто участники перевозок занимают выжидательную позицию. Это связано с тем, что ещё в прошлом году Минтранс предложил внести изменения в Постановление Правительства РФ № 272. Рекомендовалось законодательно закрепить понятие электронной транспортной накладной.

Инициатива столкнулась с сопротивлением из-за своей слабой проработанности. Например, не учли экспедиторские перевозки, не установили формат документа. В таком виде проект Постановления вряд ли бы принёс кому-то пользу.

Какие именно нововведения ожидались и какие были приняты, читайте в статье Сказ о том, чем живет Постановление Правительства № 272 о правилах перевозки.

Новые поправки ожидаются в текущем году. Но я бы не рассчитывал на их скорое принятие, зная, как долго могут утверждаться такие изменения. Достаточно вспомнить, как разрабатывался формат электронного акта о расхождениях. С самого начала и до принятия прошло семь лет.

А пока Минтранс стартовал эксперимент по внедрению электронной транспортной накладной. Надеюсь, что по его завершению осенью 2020 года будут сформированы конкретные предложения изменений нормативно-правовых актов (НПА). Хотя невозможно дать прогноз, сколько времени уйдёт до утверждения новых правил. Предлагаю ориентироваться на тех, кто принимает участие в данном эксперименте – возможно, именно их опыт и наработки лягут в основу будущего формата.

Все инициативы пока в разработке. Возможно, поэтому бытует мнение, что ЭТрН ещё не узаконена», поэтому её рано внедрять. Под термином «узаконить» многие понимают наличие НПА, описывающего формат электронного документа. А раз его ещё нет, то и использование решения нелегитимно. Но это не так, и вот почему:

  • Во-первых, отсутствие утвержденного формата электронных транспортных накладных не является препятствием для работы с ними. Это подтверждает законодательство: в Письме ФНС РФ от 23.03.2017 года №ЕД-4-15/5364@ говорится, что использование ЭТрН возможно уже сейчас, и там же описывается порядок предоставления документов по требованию.
  • Во-вторых, изменения «нормативки» нужны не для того, чтобы разрешить применение, а для установления общих, универсальных правил обмена и структуры данных в накладных.

В условиях пандемии вопрос о переходе на электронный документооборот встал более остро. Компании стараются минимизировать контакты с бумагой. В первую очередь в электронный вид переводят бухгалтерские документы, не забывая о транспортных накладных.

Увеличился спрос на услуги нашей компании и количество запросов на внедрение безбумажных технологий. Конечно, можно подождать, когда государство выпустит нормативный акт, но новая реальность уже наступила, и нам с ней жить. Пока одни смотрят на Минтранс, другие уже договорились с ФНС и работают.

Инициативы рабочих групп

Вавилонская башня, Питер Брейгель

Многие участники рынка пытаются влиять на законодательство. Разумеется, лучше делать это сообща. Как говорится, «то не страх, что вместе: а сунься-ка один».

На данный момент работа идёт в:

  • ECR, куда входят представители всех сторон грузоперевозки, операторы ЭДО и EDI-провайдеры;
  • АНО «Цифровая экономика»;
  • рабочей группе при «Сколково»;
  • экспертном совете при Правительстве РФ и других.

Все объединения занимаются созданием своего формата ЭТрН и описанием регламента обмена этим видом документа.

Обсуждения в рабочих группах ведутся не первый год. И пора бы уже появиться единой и внятной позиции по поводу ЭТрН. Но согласия можно достичь только тогда, когда каждый перестанет учитывать исключительно свои интересы. А без единства не будет согласованных действий. «Хлеб-соль вместе, а табачок врозь».

Но это не значит, что такие рабочие группы бесполезны. Они служат удобными площадками для диалога в бизнесе. Иногда это самая действенная возможность быть услышанным своим партнёром по бизнесу – покупателем, поставщиком или перевозчиком.

Надо отдать должное этим объединениям – именно они выступили с критикой проекта изменений в Постановлении Правительства РФ № 272, которое могло принести больше проблем с ЭТрН, чем решило бы их. Это говорит о том, что есть шансы влиять на законодательные инициативы, если вы или ваш оператор являетесь членами рабочих групп по ЭДО в грузоперевозках.

Лебедь, рак и щука. История продолжается

Получается, что электронную транспортную накладную тянут в разные стороны государство, рабочие группы и операторы ЭДО. Сложно спрогнозировать, как будет развиваться ситуация дальше.

В таких условиях рекомендую отталкиваться от собственных интересов. Если ваш бизнес созрел, вы хотите получать выгоды от быстрых расчётов за грузоперевозки, экономии на операциях загрузки, выгрузки, то внедряйте ЭТрН уже сейчас. При этом ориентируйтесь на готовые решения и реализованные кейсы – то, что уже реально работает в крупных компаниях. А если примут формат электронной накладной, отличный от вашего, то не переживайте – операторы ЭДО его быстро доработают.

Чтобы прочитать эту статью до конца,
или зарегистрируйтесь

Комментарии 0

Чтобы прокомментировать, или зарегистрируйтесь