Наверх

Год электронных счетов-фактур: чудо не произошло

Архив
Время чтения: 6 минут
0
Год электронных счетов-фактур: чудо не произошло

На прошлой неделе (23 мая) прошел ровно год с момента запуска электронных счетов-фактур в России. В честь этой годовщины в Москве состоялось заседание дискуссионного клуба, который собрал вместе представителей ФНС, операторов ЭДО и журналистов.

На прошлой неделе (23 мая) прошел ровно год с момента запуска электронных счетов-фактур в России. В честь этой годовщины в Москве состоялось заседание дискуссионного клуба «Юридически значимый электронный документооборот: год в России». Клуб собрал вместе представителей ФНС, операторов ЭДО и журналистов, чтобы не просто подвести итог первого года электронных счетов-фактур, а обсудить, что это был за год, каких успехов добилась отрасль, и был ли у всего этого смысл.

Те, кто постоянно читает ECM-Journal, в курсе, что мы вели твит-репортаж и в реальном времени транслировали основные тезисы разговора. Сейчас кратко попробуем привести к общему знаменателю все, что мы увидели и услышали на заседании клуба. Не будем останавливаться на конкретных докладах и их авторах, а проведем генеральную линию всего мероприятия.

О самом мероприятии

Дискуссионный клуб выступил органичным дополнением прошедшего днем ранее Docflow. Тема внешнего юридически значимого обмена документами, которой нельзя было уделить много внимания на большой выставке, была прекрасно раскрыта на небольшом, почти камерном заседании клуба. Как таковых докладов в клубе почти не было. Были краткие выступления приглашенных экспертов и специалистов ведомств, повествующие о некоторых достижениях за год, плавно переходящие в оживленную дискуссию. Этого и хотели добиться организаторы – живой полемики между прессой и представителями вендоров и ФНС.

Нам почти не приходилось следить за регламентом или отвлекаться на какие-то побочные вопросы. Но даже в таком режиме удалось обсудить далеко не все: за бортом оказались практически все вопросы, связанные с общим пространством доверия электронному документу, не успели обсудить будущее электронной подписи.

Всего на мероприятии присутствовало чуть больше трех десятков человек: несколько гостей из ФНС, 15 представителей прессы и столько же вендоров. Пожалуй, для подведения итогов первого года – достаточно.  

Ожидания и реальность

Год назад все ждали, что налогоплательщики с большим энтузиазмом приступят к освоению новых возможностей, а основным проводником электронных счетов-фактур станет ФНС. Получилось немного иначе: налоговая так и не стала главной опорой электронного обмена первичкой, а сам порядок истребования и представления электронных документов в ведомство на практике до сих пор полноценно не испытан. 

Тем не менее налоговая, по словам Дмитрия Краснова, заместителя начальника Управления информатизации ФНС России, полностью готова принимать документы от организаций в электронном виде. Это при том, что ведомство пока само смотрит на электронные счета-фактуры с некоторой осторожностью и не спешит торопить события. В ФНС до сих пор нет четкого понимания, как анализировать такие данные, представленные в большом объеме. Много слов было сказано и о том, что ведомство очень ждет каких-то позитивных практик от бизнеса, чтобы закрепить их на нормативном уровне. 

Сам же бизнес год назад в высшей степени сдержанно воспринял возможность обмениваться электронными счетами-фактурами. По данным ФНС, сегодня из 4,5 млн налогоплательщиков электронными счетами-фактурами готовы обмениваться 105,5 тысяч организаций. А фактически приступили к обмену в разы меньше. Вокруг этой цифры развернулась небольшая дискуссия: 105 тысяч – это много или мало? Представители вендоров склонны оценивать ее позитивно, в то же время представители прессы восприняли цифру довольно скептически. Журналистам сильно не хватило статистики: кто вовлечен в обмен, какой объем обмена, какие отрасли и т.д. И никто в клубе эти данные представить не смог.

И понятно почему. На самом деле сейчас слишком рано оценивать какие-то достижения отрасли только лишь по ее статистике, ее попросту не на чем строить. Во внешний электронный документооборот сейчас вовлечены лишь те компании, которые шли к нему не один год, планомерно выстраивали его инфраструктуру и давно взаимодействовали с операторами ЭДО еще по направлению EDI. Представители этих компаний рассказали о том, как непросто складывался их путь к внешнему ЭДО. Свои кейсы показали компании Komatsu, Балтика и Billa. Эти заказчики, как и предполагалось, явились основным драйвером роста рынка. Разумеется, по одним только пионерам судить о росте рынка – нельзя.

Проблемы

Людям, развивающим внешний ЭДО, в минувшем году пришлось столкнуться с теми же проблемами, с которыми сталкивались в самом начале своего пути разработчики классических внутренних СЭД. И прежде всего, это вопрос доверия к электронному документу, вопрос понятности (в том числе на уровне терминологии) и удобства нововведений. Практически все участники заседания, не исключая представителей ФНС, подтвердили, что бухгалтеры до сих пор не верят электронным счетам-фактурам и занимают выжидающую позицию. Многие не скрывают, что вздохнули бы с облегчением, если бы получили яркий и наглядный прецедент в налоговой практике.

Во вторую очередь, и это вновь походит на рынок СЭД в ранней его истории, все участники рынка ЮЗЭДО проявляют некоторое бессилие – слишком мало проектов в портфеле, слишком мало практической помощи от государства, слишком много психологических и организационных барьеров, сломать которые в одиночку нельзя. И потому сейчас все операторы ЭДО ставят перед собой задачу именно количественного роста: за короткий срок набрать максимальное число абонентов (в разговорах звучали прогнозы роста рынка на 25% в течение следующего года) и поскорей набить руку на типовых проектах и интеграционных решениях.

И именно поэтому тормозится решение вопроса с развитием роуминга. Фактически сейчас его нет, есть скорее опытные образцы, чем реально работающие проекты. Операторы ЭДО заняли очень простую позицию: инициатором создания роуминга должен быть сам абонент и налогоплательщик, который заставит своего оператора развивать внешнюю интеграцию. А по словам Анатолия Миклашевича, исполнительного директора РОСЭУ, очень немногие крупные компании могут выступить катализатором этого процесса (речь, если мне не изменяет память, шла всего о 6 компаниях, готовых работать в роуминге).

Итоги

Первый год электронных счетов-фактур не выстрелил, потому никто не ждет прорыва во втором году. РОСЭУ продолжит разработку новых формализованных документов. Операторы ЭДО будут наращивать абонентскую базу. ФНС обещает активно начать доводить преимущества электронных счетов-фактур до простого бухгалтера. 

Николай Друкман (СКБ Контур): Чуда не произошло. Риски были предсказуемы. Судьба электронных счетов-фактур в минувшем году зависела от множества игроков, в том числе тех, кто присутствовал сегодня за круглым столом. Как отработали, так и получилось: представители налоговой могли выступить более эффектно, операторы могли проявить большую активность. Тем не менее у нас есть те самые пионеры, которые вселяют надежду.

В следующем году, с моей точки зрения, должны произойти два громких события. Во-первых, должен случиться налоговый прецедент – крупная проверка в какой-нибудь компании, которая покажет, что с электронными документами можно работать. Во-вторых, аналогичный крупный судебный прецедент.

image.jpeg

Анатолий Миклашевич (РОСЭУ): «Совместно с минсвязью РОСЭУ разрабатывают электронные доверенности».

image.jpeg

Андрей Колесов (PCWeek) критикует докладчиков: «Все очень ненаглядно и не понятно. Разумеется, "темный бухгалтер" не поймет».

image.jpeg

Василий Зудин (Такском): «Мы переходим на ЭДО, а бухгалтеры спрашивают: "тогда куда девать бумажный?" ».

Источник: ECM-Journal.ru

Чтобы прочитать эту статью до конца,
или зарегистрируйтесь

Комментарии 0

Чтобы прокомментировать, или зарегистрируйтесь