Наверх

Как Гугл-сайты закрывают ECM-задачи и почему в них нет поиска

Время чтения: 8 минут
2
Как Гугл-сайты закрывают ECM-задачи и почему в них нет поиска

Сервис позиционируется как движок для корпоративной wiki, инструмент совместной работы над сайтами-презентациями и примитивная CMS-система. Я решил сделать обзор сервиса, потому что, во-первых, Гугл-сайты залазят на территорию ECM, во-вторых...

Во второй половине 2016 года Гугл проводил закрытое тестирование новых Гугл-сайтов. В конце года сервис выкатили для всех пользователей G Suite. Он позиционируется как движок для корпоративной wiki, инструмент совместной работы над сайтами-презентациями и примитивная CMS-система. Я решил сделать обзор сервиса для ECM-Journal, потому что, во-первых, Гугл-сайты залазят на территорию ECM (первый материал о том, как Гугл закрывает ECM-потребности), во-вторых, имеют одну на первый взгляд парадоксальную особенность.

Задачи, которые решают Гугл-сайты

До обновления Гугл-сайты были известны как инструмент для создания корпоративной wiki (об этом неплохо написано в посте на Хабре).

Сейчас Гугл говорит, что сервис нужен сотрудникам, чтобы создавать для своих проектов наглядные и простые «визитки» без строчки кода. Это могут быть интранет-сайты только для залогиненных пользователей корпоративного Джи-сьюта. Или же — страницы, доступные всем в интернете.

Собственно, сервис закрывает часть задач ECM-систем (в том числе, по Гартнеру), как то совместная работа с контентом, организация базы знаний и публикация веб-контента.

Мы в Кивитакси рассматривали Гугл-сайты именно как решение для разворачивания корпоративной wiki с гибкой раздачей прав доступа на просмотр и редактирование страниц. Вместе с сисадмином Рустамом Ахметкабировым мы изучали сервис, нашли и плюсы, и минусы. В итоге мы выбрали движок Докувики, в том числе потому что его уже использовали наши разработчики. Но Гугл-сайты все-таки показались нам интересным инструментом.

Возможности Гугл-сайтов

Сайты — сервис аналогичный Гугл-документам, -таблицам и -презентациям.

Объекты Гугл-сайтов хранятся как объекты Гугл-диска и могут быть помещены в любую папку, права доступа раздадутся в соответствии с правами на папку. Список сайтов, созданных пользователями ваших корпоративных аккаунтов, доступен по адресу https://sites.google.com/new:

Возможности Гугл-сайтов

Функциональность сконцентрирована на создании веб-контента.

На выбор предлагается несколько тем, похожих на темы презентаций.

В шапку сайта можно добавить баннер. Далее можно добавлять на главную страницу различные объекты: простые текстовые поля, изображения, адреса веб-страниц, объекты Гугл-диска (например, те же самые изображения), виджеты сервисов Гугла, типа Ютуба, Календаря и Карт, а также интерактивные Гугл-документы, -презентации, -таблицы, -формы и -диаграммы.

ECM и Гугл-сайты. Пример использования Гугл-сайтов

Форматировать текст можно только на базовом уровне: выбирать формат текстового блока, а в блоге «Обычный текст» — выделять слова полужирным, курсивом, выравнивать текст по горизонтали, добавлять списки, ссылки. Можно разбить блок на колонки, используя предустановленную сетку, вместо колонок текста можно добавлять иллюстрацию.

Кроме вставок можно добавлять внутренние страницы и подстраницы, задавая информационную архитектуру сайта. На основе иерархии страниц сразу же будет формироваться меню.

Работать над Гугл-сайтом можно одновременно несколько пользователям.

После создания сайта его нужно опубликовать, чтобы сделать его доступным широкому кругу пользователей, а не только тем, кому уже выданы права. При публикации настраиваются адрес, по которому будет открываться сайт, доступность для посещения внешними людьми, а также разрешение на индексирование сайта поисковой системой.

Публикация Гугл-сайта . Почему нет поиска?

После публикации контент сайта можно редактировать. Чтобы обновления не только сохранились в Гугл-документе, но и отобразились на внешнем сайте, необходимо еще раз запустить публикацию.

Преимущества и недостатки Гугл-сайтов

Сервис входит в стандартный набор для пользователей Джи-сьюта. Все принципы работы аналогичны тем, к которым мы привыкли при работе с Гугл-документами. Раздать права для совместного редактирования проще простого. Всё это обеспечивает удобство использования.

Работа по созданию контента в Гугл-сайте даже проще, чем работа с Гугл-документом. Меню для добавления объектов не перегружено, все ясно с первого взгляда, если вы хоть раз работали в какой-либо CMS-системе или хотя бы с блог-платформой.

Чтобы создать и опубликовать сайт в интернете, не нужно вообще никаких специальных знаний. Более того, публикуется сразу адаптивный сайт, который хорошо выглядит не только на больших экранах, но и на смартфонах.

На этом плюсы, которые я нашел, заканчиваются.

По-настоящему визуально оформлять контент на Гугл-сайте невозможно. В мире, где существуют Тильда и десятки ее аналогов, Медиум и другие блог-платформы, да и старый добрый Вордпресс решать задачи создания веб-контента при помощи Гугл-сайтов — просто топорно. По крайней мере, для маркетинговых задач сервис использоваться не может.

Не хватает предустановленных шаблонов страниц, темы кажутся бесполезными.

Интересная по задумке функциональность с добавлением на страницу стороннего веб-контента («Вставка» — «URL для встраивания») практически не работает. Все остается на уровне обещания «Вставьте ссылку на контент, и мы попытаемся добавить его в код страницы», которое не выполняется, и встраивается в итоге только сама ссылка. Сработало только с добавлением ссылки на профиль в Линкедине (запрещенной в РФ организации).

Если на сайт встроить Гугл-форму с обязательным вопросом, то возникнет дефект, когда посетитель при уходе со страницы с опросом получает нотификацию «Покинуть эту страницу? Возможно, внесенные изменения не сохранятся».

Все это мелочи, но они оставляют только один кейс, как использовать Гугл-сайты. И это — создание корпоративной wiki. И тут открывается одна особенность Гугл-сайтов, которую мы с админом Рустамом сначала отнесли к минусам.

Сапожник без сапог: отсутствие поиска по Гугл-сайту

На Гугл-сайт нельзя добавить внутренний поиск!

Выглядит, с учетом профиля Гугла, как шутка, но это правда. Такой функциональности нет.

Искать можно, используя основную строку поиска на странице Гугл-документов — https://drive.google.com/drive. Или, если речь об опубликованном для всех в интернете сайте, — через любую поисковую систему, если ваш Гугл-сайт каким-то образом уже проиндексировался. С учетом того, что это, скорее всего, будет сайт, на который не ведут внешние ссылки, индексация произойдет либо не скоро (например, в течение месяца) или вообще не произойдет.

Поэтому если вы сделаете wiki из сотен статей на базе Гугл-сайта, вашим коллегам-пользователям будет очень неудобно навигироваться по ней.

Нас настолько поразил этот факт, что мы даже задали службе поддержки Гугла несколько неожиданный вопрос:

— Я создаю сайт Google с правами доступа «Все пользователи домена kiwitaxi.com». Естественно, что мои коллеги смогут найти этот сайт в поиске Google Drive в разделе «Доступные мне». Смогут ли мои коллеги, будучи залогиненными в аккаунте G Suite, найти данный сайт из обычного поиска Google (www.google.ru)?

И получили от Гавриила — специалиста саппорта — ожидаемый ответ:

— Сайты которые расширены только внутри домена считаются Intranet. Другими словами, к ним нет доступа для ботов поисковых систем, и по этой причине они не отображаются в поисковых системах.
Даже если данная функция была, то все равно вряд ли Вас бы это устроило по следующим причинам.
Если сайт не является популярным и не меняет свой контент часто, то боты поисковых систем навещают его 1 раз за 1–2 недели. Невозможно будет найти в Google, да и в других поисковых системах то, что было опубликовано несколько часов назад.

Но вопрос их заинтересовал, и Гавриил даже позвонил мне из Дублина. Мы с ним пообщались минут пятнадцать. По итогам общения он занес пожелание к продукту, которое формулируется примерно следующим образом.

В экосистеме корпоративных сервисов Гугла можно реализовать единый поиск по всем документам (в том числе, внутренним Гугл-сайтам), доступный залогиненным пользователям в основной поисковой строке Гугла. Два алгоритма будут пробегать параллельно: по корпоративному контенту, доступному конкретному пользователя, и по внешнему веб-контенту. В случае, если в корпоративной базе знаний есть релевантные запросу документы, их можно показывать сразу в ленте поисковой выдачи, например, специальным образом подсвечивая.

По-моему, это крутая фишка, которая, если когда-нибудь, будет реализована, может стереть границы между внутренним корпоративным контентом и внешним контентом. И я вижу в этом пользу для бизнеса, а вы?

Полезные ссылки

Пример созданного мной для тестирования функциональности сайта

Маркетинговое описание Гугл-сайтов

Справка по Гугл-сайтам для администраторов

Справочный центр по Гугл-сайтам для всех

Отличия старых сайтов от новых (англ. яз.)

Чтобы прочитать эту статью до конца,
или зарегистрируйтесь

Комментарии 2

Действительно удивляет, как можно оставить сайт без поиска. 

Даже если они решили начать с малого... и оттолкнуться от варианта Wiki, то он вызывает много вопросов.

Контент Wiki это не 20 предложений, это огромный объем данных. При этом в  Site приложении поиск недоступен ни внутри, ни снаружи. Как в таком случае искать необходимую информацию? Вручную? Какой на дворе век? :)

Мне нравится работать с приложениями Google. C site не довелось работать, но, судя по описанному, тут они дали маху. Надеюсь, что продукт получит свое развитие. Задумка интересная.

Хорошая статья, Максим. Спасибо!

Максим Кайнер 28 апреля 2017

Спасибо, Ксюша!

Для MVP новые Гугл-сайты вполне ничего. Если захотят развивать, сделают быстро и хорошо, я думаю.

Чтобы прокомментировать, или зарегистрируйтесь