Журнал об электронном контенте, документах и бизнес-процессах
ИТ-директору Делопроизводителю Кадровику Бухгалтеру
Место ECM в информационной системе предприятия

Как выбрать корпоративную систему в 2007 году

  0 комментариев Добавить в закладки

Дэн Мэттьюс

Ваш бизнес постоянно меняется. Вы запускаете одни услуги и продукты и отказываетесь от других. Ваши клиенты требуют все большей гибкости и интеграции с их деятельностью. Новые законы и распоряжения требуют все большего количества данных о вашей деятельности в строго определенных форматах. И вместе с тем, существует безжалостная потребность от года к году увеличивать эффективность бизнеса и качество продукции одновременно со снижением стоимости. Как выжить при всех этих требованиях?

Если ваше корпоративное программное обеспечение (ПО) не может меняться так же быстро, как ваш бизнес или даже еще быстрее, то оно мешает вам в достижении целей. Это значит, что производитель ПО должен, как и вы, продолжать меняться и совершенствоваться. Возможны случаи, когда производитель больше не инвестирует в разработку ПО, которое он вам продал, или меняется и развивается слишком медленно, чтобы помогать вам не терять конкурентоспособности.

На рынок корпоративных приложений действуют две силы: стремление к объединению и инерция. Объединение производителей ПО приводит к тому, что большое количество продуктов становятся нежизнеспособными. Это значит, что большинство из них или даже все могут не получить дальнейших инвестиций в исследования и развитие. Другие производители осуществляют крупные вложения в уже существующую технологию, и инерция может удерживать их от обновлений и развития их приложений.

Консолидация – это хорошо описанное направление, которое ожидается на созревающем рынке корпоративных приложений. В результате многие продукты могут стать беззащитными, если их приобретут конгломераты, которые не стремятся продолжать вложения в исследования и развитие. Другие корпоративные приложения, приобретенные производителями, которые планируют заменить их полностью новой платформой, могут не уложиться в приемлемые сроки.

Другими корпоративными приложениями могут все еще владеть компании, которые их разработали. Но как вы узнаете, планирует ли производитель вкладывать в продукт требуемые суммы, чтобы двигаться дальше, добавляя новые возможности и приспосабливаясь к меняющейся технологии? Если производитель уже сделал крупные вложения в старую технологию и имеет солидную клиентскую базу, он может особенно неохотно делать изменения, которые позволят серьезно развивать продукт. Данная статья описывает эволюцию рынка корпоративного программного обеспечения, уделяя особенное внимание широко-рекламируемой и действительно революционной технологии, известной как сервис-ориентированная архитектура (SOA). В заключении приводится приблизительный список вопросов, которые стоит задать производителям ПО о будущих планах относительно продаваемых ими продуктов.

Революция SOA

На рынке корпоративных приложений произошли массовые изменения, вызванные прорывом в технологии. В 1980-х произошел технологический скачок от корпоративных приложений, основанных на текстовых терминальных системах к системам, построенных на основе клиент-серверной модели с графическим пользовательским интерфейсом (GUI). На данный момент похожая революция происходит при замене клиент-серверных приложений приложениями, построенными на основе технологии SOA.

SOA представляет собой архитектуру приложений, состоящую из слабосвязанных сервисов (например, различные функции, используемые для создания и обработки клиентских заказов) и «потребителей» сервисов (например, пользователи и приложения, которые нужны для создания клиентских заказов). Большинство бизнес-приложений может создавать клиентские заказы. Но если бизнес-приложение состоит из сервисов, то оно позволяет легко соединиться с процессами, необходимыми для создания клиентских заказов, а затем произвести ряд шагов, необходимых для создания заказов. Слабосвязанная природа сервисов SOA также означает, что компоненты, отвечающие за каждый шаг процесса, относительно легко заменяются. В приложениях, основанных не на SOA, данный процесс весьма не гибок. И это основная причина популярности SOA.

Архитектура, основанная на SOA, работает аналогично Web браузеру, когда функциональные возможности доступны через Интернет. Независимо от того, используете вы Internet Explorer, Netscape, Firefox, или Opera, независимо от того, какой версией браузера вы пользуетесь, вы можете получать информацию и осуществлять взаимодействие систем в сети. Отношения между браузером и Web-сайтами, базами данных, приложениями и другими выполняемыми файлами слабо определены. Функциональность Web-сайтов может меняться, не влияя на остальную сеть или браузер.

Похожим образом, различные функции в среде приложений на основе SOA относительно независимы и не слишком влияют на систему в целом. Такая функциональная независимость позволяет легче и дешевле изменять и обновлять отдельные части приложения, чем это было бы в случае с приложениями, построенными из неделимых блоков кода программы.

Модульный дизайн приложений на основе SOA означает, что они могут быть внедрены или усовершенствованы поэтапно с минимальными помехами для конечного пользователя. Напротив, традиционные неделимые приложения должны внедряться целиком, а если часть системы в настоящий момент не используется, то она «выключается». Это усложняет внедрение. С точки зрения разработки приложение на основе SOA отлично подходит для быстрых непрерывных изменений.

Эта новая философия системной архитектуры позволяет конечным пользователям открывать приложения, показывая отдельные части функциональности в виде сервисов, формировать и изменять эти сервисы с помощью стандартного интерфейса, используя такие технологии, как язык Business Process Execution Language (BPEL).

Рынок приложений развивается сейчас в данном направлении. Но продвижение в этом направлении требует перестроения приложений. Это намного сложнее, чем переход от систем с текстовым интерфейсом к интерфейсу GUI.

Переход на компонентную систему для большинства приложений на рынке не возможен. Но без него конечные пользователи не смогут использовать преимущества SOA. В некоторых случаях производители ПО открывают “точки подключения” в приложениях, где представлены сервисы. Эти сервисы стремятся обеспечить работу процессов, осуществляемых в последние 20 лет с помощью электронного обмена данными (EDI). Данные для таких процессов, как прием заказов, ответ на заказы, выставление счетов, обмен валюты, доступны в качестве сервисов через такие “точки подключения”

SAP, Oracle, IBM и другие производители предлагают и развивают множество связующего ПО на основе SOA. Тем не менее, такие приложения не предлагают сервисов, которые необходимы для использования преимуществ данных инструментов вне процессов EDI-типа. У компании может быть достаточно средств, чтобы оплатить производителю приложений или системному интегратору построение новых сервисов, которые представят нужную ей функциональность. Но т.к. потребности меняются, и появляется потребность в новых сервисах, компания может значительно превысить бюджет. Что предприятию действительно нужно, так это приложение, которое уже содержит всю функциональность в виде сервисов, так чтобы можно было легко и свободно переформировывать приложение в соответствии с меняющимися потребностями без вытекающих значительных непредвиденных затрат.

Другие направления изменений

Несмотря на то, что SOA - это наиболее приоритетное направление в изменении корпоративных приложений, в последующие годы будут важны и другие технологии и функции. Некоторые из данных функций, которые пользователи запрашивают уже сейчас, потребуют больших вложений.

Примером такой функции может служить текстовый глубокий поиск, ставший популярным благодаря поисковым системам, таким как Google. Глубокий поиск позволяет пользователям осуществлять поиск данных внутри корпоративных приложений, используя специальные ключевые слова или фразы. Разработка инструмента глубокого поиска для приложения может быть пугающей задачей. И это еще более проблематично для производителя, который представляет более одного продукта. Каждый продукт обладает собственной архитектурой, и поставщик, представляющий десять продуктов, должен разработать десять инструментов глубокого поиска, учитывая то, как информация хранится и обрабатывается в каждом из приложений. Поэтому многие производители ПО не могут себе позволить добавить функционал глубокого поиска или, по этой же причине, не могут позволить себе вложений в широкий спектр продуктов.

Еще одно направление инвестиций, которое планируют освоить производители ПО, это интеграция корпоративных и офисных приложений, таких как Microsoft Office. Большинство людей проводят много времени, работая как в корпоративном приложении, так и в текстовом или табличном редакторах, а также с другими инструментами, облегчающими работу. Ценится объединение текстовых, табличных и других документов вместе. Если вы работаете с почтой или ведете переговоры вне корпоративного приложения, то, вероятно, будете обсуждать продукт или проект, и вам бы хотелось иметь возможность связать данные переговоры с соответствующими действиями в корпоративном приложении.

При работе с квартальным бюджетным прогнозом или маркетинговым планом в таблицах Excel было бы здорово иметь возможность импортировать эту информацию обратно в корпоративное приложение. По сути, разве не замечательно было бы, если бы корпоративное приложение содержало в себе электронные таблицы? В этом случае вам не пришлось бы беспокоиться о том, где выложена последняя версия документа или кто может иметь к ней доступ. Чтобы получить наибольшую пользу от слабосвязанных коммуникаций вне корпоративного приложения, вам необходимо хранить как можно больше данных внутри обширной бизнес среды, которую обеспечивает корпоративное приложение.

Корпоративные приложения в своей направленности становятся более вертикальными.

Хотя большинство корпоративных приложений предлагает функциональность, подходящую для различных отраслей промышленности, некоторые поставщики ПО добавляют все более и более специализированную функциональность. Со временем так называемые отраслевые приложения, делают приложение более подходящим компаниям, работающим в данных отраслях промышленности. Тяжело приходится поставщику, обладающему несколькими несопоставимыми продуктами. Он вынужден делать вложения в каждый продукт и поэтому возможно не захочет углублять взаимоотношения с клиентами конкретных отраслей.

Так как на рынке существует несколько типов поставщиков ПО, то им стоит задавать разные вопросы. Для удобства мы разделим рынок корпоративного программного обеспечения по двум типам поставщиков: коллекционеры и компании с единообразной технологией.

Вопросы коллекционерам

Коллекционеры – это компании, осуществляющие быстрый рост за счет приобретений. Хорошими примерами таких компаний будут Oracle и Infor Global Solutions. Oracle вышел на второе место среди поставщиков корпоративных приложений после SAP в результате покупки JD Edwards и PeopleSoft. Широко рекламировались планы компании заменить оба продукта платформой Fusion на основе SOA, но некоторые аналитики сомневаются, что Oracle удалось достичь заметного прогресса в данном вопросе. Тем временем, Oracle интенсивно выпускал различные связующие продукты Fusion.

 

Компания Infor Global Solutions в результате приобретения SSA Global и Systems Union Group в 2006 году вышла на третье место среди поставщиков корпоративных приложений, пропустив вперед SAP и Oracle. Владельцем Infor, компании, базирующейся на Виргинских островах (США), является частная акционерная группа, расположенная в Сан-Франциско (США, штат Калифорния). Infor теперь обладает широким набором различных продуктов: Marcam, EXE Technologies, Infinium, Baan, Elevon, Ironside Technologies, Computer Associates’ interBiz, MAX International, MANMAN, MAPICS, Frontstep, Mercia Software, Clarus, D&B Software, Anael, и Extensity. Компания не объявляла о конкретных планах по усовершенствованию или замене этих платформ на продукты на основе SOA.

Ключевые вопросы, которые стоит задать коллекционеру:

●     Как планируется развивать данный продукт, чтобы он мог отвечать основным рыночным тенденциям, включая технологию SOA?

●     Если обещан совершенно новый продукт, то когда его можно будет приобрести? Как будет выглядеть процесс перехода со старой платформы на новую, и какова цена такого перехода?

●     Когда появится стандартный глубокий поиск в программе, и каким образом будет выполнена данная задача?

●     Как данное приложение адаптировано для моей отрасли промышленности?

●     Какие вложения вы делаете в данное приложение? Не стоит принимать в расчет историю обновлений у предыдущих владельцев ПО. Текущий владелец может занимать совершенно другую позицию относительно этого продукта по сравнению с теми, кто его первоначально создавал и выпускал в продажу.

●     В какой степени данное приложение использует стандартизированные технологии, такие как Java и .NET? Так как с развитием рынок уходит от языков программирования, связующего ПО, инструментов разработки, то обладателю этих средств будет трудно их поддерживать.

Вопросы компаниям с единой технологией

Компании с единой технологией занимаются корпоративными приложениями на единой интегрированной платформе. В качестве примеров таких компаний можно назвать SAP and IFS.

Ключевые вопросы, которые стоит задать компаниям с единой технологией:

●     Какие могут быть пути развития данного приложения при изменении моих потребностей?

●     Если это еще не сделано, то какие у вас планы по разложению данного продукта на отдельные, независимые компоненты для создания полнофункциональной SOA?

●     В какой степени свойства и функции, которые вы заявляете, представлены в продуктах, еще не выпущенных на рынок или не продемонстрированных должным образом?

●     Как данное приложение адаптировано для моей отрасли промышленности?

●     Не могли бы привести примеры компаний, использующих данное корпоративное приложение, которые значительно изменили свой бизнес, и рассказать, как программное обеспечение приспособилось к этим изменениям? Насколько требуется изменить внедрение при изменении бизнес-процесса?

Заключение

Выбор корпоративного приложения - это, конечно, выбор не на всю жизнь, но, по крайней мере, лет на десять или даже больше. Учитывая степень сложности продукта и давление со стороны продавцов, заинтересованных в продаже новых лицензий, предостережение или предупреждение будет лучшим советом покупателям ПО.

Можете быть уверены, что поставщики скажут вам именно то, что вы хотите услышать относительно продуктов, которые они пытаются вам продать. Они будут уверять, что их продукт отвечает всем вашим требованиям или, что он таковым станет в одном из ближайших обновлений.

Важно иметь в виду, что лучший показатель поведения в будущем - это прошлое поведение. Поставщики часто слишком рано объявляют о своих планах по выпуску новых продуктов. Возможно, одним из лучших способов понять, насколько хорошо поставщик выполняет свои обещания – это проверить обещания общественности или отдельным клиентам, сделанные им в прошлом. Выполнила ли компания данные обещания? Или проектная схема продукта полностью исчезла?

 

Не бойтесь задавать жесткие вопросы, ведь ответы крайне важны для лучшего выбора корпоративной системы.

Перевод и адаптация ERPNEWS

Источник: ERPNEWS

Похожие записи
Комментарии (0)
Сейчас обсуждают
Больше комментариев