Журнал о системах электронного документооборота (СЭД)
События и новости

Реалии рынка СЭД: профессионалы поспорили

  0 комментариев Добавить в закладки

Леонид Кузьмин

В последние годы российский рынок электронного документооборота демонстрирует стабильный рост: увеличивается число организаций, где внедрена система электронного документооборота, растет количество автоматизированных рабочих мест. Причем, если ранее сферой применения СЭД был крупный и средний бизнес, то теперь дело дошло и до малого. О состоянии российского рынка СЭД и путях его дальнейшего развития говорилось на круглом столе «Системы электронного документооборота и хранения данных», организованного CNews Conferences.

В 2007 году рынок СЭД в России превысит 170 млн долларов США, что на 30 млн долларов больше, чем в прошлом году.

В круглом столе приняли участие многие игроки рынка. DIRECTUM-Journal.ru

В круглом столе приняли участие многие игроки рынка

Численность всех предприятий и организаций, на которых установлена система электронного документооборота, по состоянию на 2006 год превысила 11 тыс, а число автоматизированных рабочих мест – 800 тыс. Такие выводы содержатся в исследовании российского рынка СЭД, проведенном недавно группой CNews Analytics. Исследование проводилось на основе опроса основных игроков российского рынка СЭД, в числе которых были представлены такие компании, как IBM, «Аплана», ЛАНИТ, DocsVision, Directum, «Документум Сервисиз Раша» и другие, а также их партнеры, предоставляющие услуги во всех Федеральных округах России.

Ведущий круглого стола, журналист-аналитик компании CNews Analytics Сергей Шалманов отметил, что пока на долю зарубежных разработчиков платформ и решений приходится более половины рынка в денежном выражении, но вместе с тем растет и доля российских разработок. На развитие рынка СЭД в настоящее время в России положительно влияют такие явления и процессы, как развитие нормативно-правовой и законодательной базы в области электронного документооборота, рост российской экономики и усиление конкуренции на рынке.

Вместе с тем, на российском рынке систем электронного документооборота существует ряд проблем. Прежде всего, до конца не решены вопросы законодательного регулирования данной сферы деятельности. Уровень проникновения систем электронного документооборота также оставляет игрокам рынка простор для деятельности. Например, доля компаний и организаций, использующих СЭД, составляет около 1% от общего количества российских предприятий. Последний факт объясняется отчасти тем, что сейчас потребителями СЭД являются в основном крупные и средние предприятия и организации. Однако, как отмечали участники круглого стола, в последнее время повышается спрос на системы электронного документооборота и в сегменте малых предприятий.

Государство и СЭД

Участники круглого стола отмечали, что важную роль в развитии СЭД в нашей стране принадлежит государству, которое должно создать информационно-технологическую инфраструктуру использования ЭЦП.

О деятельности Федерального агентства по информационным технологиям (Росинформтехнологии) по созданию такой инфраструктуры в рамках построения «Электронного государства» рассказала участникам круглого стола Марина Игнатьева, главный специалист-эксперт агентства. Она заявила, что «главной стратегической задачей электронного государства является формирование общего информационного пространства». По ее словам, Росинформтехнологии подготовило и направило в Правительство ряд предложений по созданию информационно-технологической инфраструктуры, образующей российский национальный домен доверия. В качестве технологического решения была предложена концепция Доверенной третьей стороны (ДТС), базирующаяся на международных стандартах Х842 и Х843. По словам Марины Игнатьевой, сейчас организация юридически значимого документооборота возможна только с «применением электронной цифровой подписи и развитием системы удостоверяющих центров». Создание общероссийского домена доверия позволит придать легитимность ЭЦП на всей территории нашей страны. Как рассказала Марина Игнатьева, технологически все готово к созданию домена доверия - система удостоверяющих центров и Федеральный информационный центр уже функционируют. Необходимы лишь законодательные инициативы.

Марина Игнатьева. DIRECTUM-Journal.ru
Марина Игнатьева, главный специалист-эксперт «Росинформтехнологий»: Главной стратегической задачей электронного государства является формирование общего информационного пространства

В рамках круглого стола развернулась острая дискуссия по вопросам стандартизации в области электронного документооборота. Участники дискуссии сошлись во мнении, что наличие стандартов необходимо, поскольку это определяет правила игры и вносит ясность в направления дальнейшего развития. В частности Сергей Чеглаков, директор департамента систем управления документами компании ЛАНИТ, считает, что необходим общепринятый стандарт электронного документа в формате XML. Кроме того, по его мнению, требуется единая спецификация формата ЭЦП, обеспечивающая длительное (сверх срока действия сертификата) хранение документов. Генеральный директор компании DocsVision Владимир Андреев, в свою очередь отметил инициативу компании Microsoft по созданию стандарта Windows WorkFlow Foundation (WWF), который дает в руки разработчиков инструмент создания систем управления бизнес-процессами.

Что касается обязательности выполнения стандартов, то здесь мнения разделились. Как считает председатель правления центра компетенции по электронному правительству Владимир Дрожжинов, применение стандартов должно регулироваться рыночными механизмами. По его мнению, государство должно стать самым крупным заказчиком информационных технологий и заключать контракты лишь с теми компаниями, чьи системы соответствуют стандартам. К сожалению, в нашей стране пока такие механизмы не созданы.

Какой быть современной СЭД

На круглом столе был представлен ряд докладов, раскрывающих характерные черты и особенности современных систем электронного документооборота, а также основные принципы их внедрения.

Андрей Гриб, руководитель Центра автоматизации документооборота и заказных решений на платформе IBM Lotus компании «Аплана», рассказал о ключевых сервисах современной СЭД, которые в первую очередь определяются потребностями заказчиков. «Динамичные, растущие компании испытывают необходимость в контроле возрастающего потока задач, - считает представитель компании. - Выбирая СЭД, заказчики, прежде всего, хотят получить инструмент документационного обеспечения процедур принятия решений и контроля за тем, каким образом, решения, зафиксированные в документах, будут выполняться». Таким образом, системе электронного документооборота отводится центральное место в информационной системе предприятия. С этим мнением согласен и Сергей Чеглаков, который считает что «СЭД должна стать сердцем корпоративной информационной системы». По его мнению, одним из важнейших сервисов современной СЭД является возможность интеграции, причем не только с бизнес-приложениями – в последнее время большое значение приобрел сервис интеграции СЭД с другими системами электронного документооборота.

Помимо функциональности, одним из важнейших качеств системы электронного документооборота является возможность ее быстрого внедрения. В компании «Аплана» считают, что быстроту внедрения можно обеспечить за счет наличия в комплекте поставки типовых регламентов по общим для всех организаций документам, а также средств изменения встроенных регламентов и их создания по специализированным документам. Кроме того, важно преодолеть «внутреннюю оппозицию» на предприятии заказчика. Значительно облегчить процесс внедрения может модульная архитектура, позволяющая сочетать достоинства готового решения и конструктора. По словам Андрея Гриба, «можно взять уже готовые «кубики» и из них очень быстро склеить любой процесс» - именно так построена система БОСС-референт. Модульный принцип построения заложен и в системе LanDocs компании ЛАНИТ, которая представляет собой набор сервисных компонентов.

О стратегии внедрения СЭД, разработанной в компании Directum, рассказал начальник отдела маркетинга Василий Бабинцев. В соответствии с долгосрочной концепцией развития Directum, которая была представлена на круглом столе, компания декларирует полный переход организаций на электронный документооборот или полноценное внедрение. Под этим термином в компании понимают «пользование системой всех сотрудников компании, включая высшее руководство, а также использование всеми сотрудниками высшего звена ЭЦП».

Для реализации этой концепции компания уже разработала некоторые модули и сервисы, такие как Directum Storage Services, обмен документами в электронном виде, бизнес-ориентированный workflow, а также быстрая идентификация документа Directum RapID (на основе штрих-кода).

Василий Бабинцев. DIRECTUM-Journal.ru
Василий Бабинцев, начальник отдела маркетинга компании Directum, рассказал о разработанной в компании стратегии внедрения СЭД

Помимо разработки нового программного обеспечения, в рамках предложенной концепции реализуются и некоторые другие мероприятия. Как заявил Василий Бабинцев, «концепция касается не только развития системы Directum, но и включает в себя методические, организационные и технологические аспекты, которые затрагивают и исследуют потребности наших клиентов, развитие самого рынка, а также формируют и предвидят тенденции российского рынка документооборота».

Задача будущего – автоматизация управления

Генеральный директор компании DocsVision Владимир Андреев в представленном на круглом столе докладе заявил, что «начинать надо не с электронного документооборота, а с процессов управления» и автоматизировать именно их. По его мнению, «мы не автоматизируем документооборот, а переносим в область автоматизации методики управления, которые в компании наработаны». Как рассказал г-н Андреев, автоматизация документооборота является лишь частным случаем автоматизации управления. «Есть огромное количество процессов, в которых нет работы с документами, а только есть управленческие решения. Только автоматизация позволяет нам сделать систему эффективной с точки зрения корневого улучшения качества».

Поскольку практически ни один бизнес-процесс не лежит только в области документооборота, а захватывает и смежные сферы, то на первый план выходят задачи сквозной интеграции. Решить их может лишь комплексное решение или платформа. Как считает г-н Андреев, «нам необходим инструмент, который позволит автоматизировать любой процесс». По его мнению, основой для создания такой платформы должна стать именно система электронного документооборота.

Комплексный подход к вопросам управления информацией предложила на круглом столе и компания Microsoft. Как рассказал специалист по бизнес-решениям Microsoft Россия Александр Бежан, по данным компании Gartner, к 2010 году около половины всего объема работ будет производиться распределенными сотрудниками, работающими в произвольный момент времени. В этих условиях компания Microsoft собирается «предоставить технологии, позволяющие работать в разное время и в разных местах». Александр Бежан представил участникам круглого стола общую концепцию компании Microsoft по работе с документами 2007 года. В основе концепции лежит унифицированная архитектура хранения данных на базе SQL Server, используется набор базовых служб, являющихся общими для большинства продуктов. Кроме того, в новых решениях реализованы средства управления документами, записями, веб-контентом и электронными формами, которые задействуют общие службы и архитектуру хранения. В качестве пользовательского интерфейса предлагается интерфейс обозревателя или Microsoft Office. Также предусматривается возможность интеграции компонентов приложений ECM сторонних производителей, причем в качестве механизма интеграции выбраны web-сервисы.

Что касается задач электронного документооборота, то в решениях Microsoft уже присутствует встроенные средства. В частности, стандартной функциональностью бизнес-приложений от Microsoft является возможность использования ЭЦП для защиты документа. Одним из основных инструментов организации бизнес-процессов является решение Microsoft Office SharePoint Server 2007. По словам Александра Бежана, «главная задача, которая возложена на Microsoft Office SharePoint Server 2007 – обеспечение взаимодействия сотрудников подразделения с бизнес-процессами».

На круглом столе прозвучало предложение Microsoft российским разработчикам использовать стандартные средства Microsoft Office и WWF для создания своих уникальных решений.

Подводя итог, можно сказать, что сейчас российский рынок СЭД стоит на пороге больших перемен. Более глубоко тенденции развития сектора рассматриваются в обзоре CNews Analytics «Рынок СЭД 2007«. В целом же потребители начали понимать потребность в ECM системах и воспринимают их как средство повышения эффективности бизнес-процессов и конкурентное преимущество. Приходит осознание потребности в системах корпоративного уровня, растет важность систем управления бизнес-процессами, а также интегрированных, комплексных решений и систем. К создаваемым системам предъявляются новые требования, при этом растет спрос и на недорогие решения.

Александр Бежан: Интересно понять, какие требования к функциональности СЭД будет предъявлять рынок завтра

Александр Бежан. DIRECTUM-Journal.ruНа вопросы CNews ответил специалист по бизнес-решениям Microsoft Россия Александр Бежан

CNews: Определите место СЭД в корпоративной информационной системе компании?

Александр Бежан: Методы управления, которые применяют современные компании, в основном носят документационный характер. Они состоят из процессов, направленных на укрепление стабильности, рост и повышение эффективности работы. Для достижения максимальной результативности надо подстраивать процессы под прогнозируемые изменения или текущие требования рынка.

Чтобы это происходило быстро и эффективно, их следует автоматизировать. Эту задачу берут на себя СЭД.

Современные СЭД - это больше чем управление документориентированными процессами. Это скорее компонентная платформа, способная осуществлять эффективное взаимодействие сотрудников с информацией в единых и управляемых процессах.

На мой взгляд, СЭД является одним из важных компонентов в фундаменте ИТ-инфраструктуры современной компании.

CNews: Какие функции должны быть возложены на СЭД. С какими системами она должна быть связана и как?

Александр Бежан: Я не буду перечислять все базовые функции, которыми должна обладать классическая СЭД, потому что они многим и так известны. Гораздо интереснее понять, какие требования к функциональности будет предъявлять завтрашний рынок.

На мой взгляд, векторы развития функциональности СЭД следующие. Во-первых, это глубокая интеграция с существующей инфраструктурой (развитие интеграционных интерфейсов и использование промышленных стандартов). Затем расширение возможностей мобильной работы (работа оффлайн, работа с использованием мобильных устройств). Следующим пунктом следует назвать поддержку и сопровождение (автоматические обновления, качество сервиса, согласованное планирование развития). Необходимо также учитывать факторы удобства и простоты использования (стандартизация пользовательских интерфейсов). Немаловажны ориентированность на вендора (использование продуктов/технологий нового поколения вендора в своих решениях), а также система безопасности (права на ограничения содержания и его использования). В завершение списка надо назвать компонентную (модульную) среду.

Согласно отчету Gartner, тенденция стиля работы с документами стремится к тому, что сотрудники все чаще будут работать с одним и тем же документом в различных местах в различное время. Такие возможности уже сегодня поддерживаются решениями Microsoft Office 2007 (Sharepoint Server + Groove). Только представьте, какие преимущества даст интеграция СЭД с подобным решением. И такие комплексные решения уже есть.

Все чаще и чаще можно услышать требования по использованию уже работающих систем в роли модуля СЭД. Например: использование платформы SharePoint в качестве архива документов, Reporting Services для создания отчетов, службы каталогов AD для ведения своих справочников и т.д. И такие требования логичны, ведь это позволяет сократить затраты и преумножить гибкость решения.

 

Источник: CNews

Похожие записи
Комментарии (0)
Сейчас обсуждают
Больше комментариев