Журнал об электронном контенте, документах и бизнес-процессах
ИТ-директору Делопроизводителю Кадровику Бухгалтеру
Управление контентом

Система мониторинга на предприятии. Какую выбрать и для чего она нужна

  0 комментариев Добавить в закладки

Цифровые компании переводят в электронный вид процессы всех подразделений. Часто для каждого направления применяются специализированные решения. Отслеживать их состояние вручную бывает невозможно. И тогда на помощь приходят системы мониторинга.

Что такое системы мониторинга на предприятии

Внутреннее и внешнее взаимодействие в цифровой компании выстраивается в единую экосистему. Чем сложнее организован ИТ-ландшафт предприятия, тем большим рискам будет подвержен бизнес из-за сбоев в работе корпоративных информационных систем (ИС).

Данные о доступности компонентов ИТ-инфраструктуры становятся важными не только для специалистов департамента информационных технологий, но и для бизнес-пользователей разных уровней:

  • руководителю высшего звена необходима картина производительности в целом;
  • менеджерам требуется оперативно выявить проблемы для уменьшения негативных последствий;
  • системным администраторам и инженерам – обнаружить исходные факторы, которые привели к сбою.

Когда на предприятии применяются ИС разных классов (ERP, CRM, ECM, HRM, BPM), отслеживание информации о загрузке устройств и оборудования, времени отклика приложений и причинах возникновения сбоев в работе систем становится сложной и трудоёмкой задачей.

Парадоксально, но, если вы устали управляться с «зоопарком систем», возможно, вам следует завести ещё одну.

Для выявления и предупреждения неполадок в цифровых бизнес-процессах используются специализированные системы мониторинга, которые собирают данные о показателях производительности в реальном времени и осуществляют анализ исторических данных.

Какими бывают информационные системы мониторинга

С технической точки зрения современные системы мониторинга закрывают множество задач:

С точки зрения управления мониторингом можно выделить несколько подходов:

  • «зонтичная система» – автоматизированная консолидация информации из разрозненных систем мониторинга для формирования целостной картины о работе всех ИС предприятия и выявления причинно-следственных связей с возможностью быстрого отображения исходной причины сбоя работы;
  • «аналитика аномалий» – информация о событиях, метрики и логи централизовано собираются из разных систем мониторинга, хранятся необходимое время и анализируются для прогнозирования и предотвращения известных сбоев;
  • «управление производительностью приложений» – контроль доступности и производительности сервиса приложений для ускорения восстановления работоспособности. 

Что учесть при выборе системы для мониторинга и контроля

Обратите внимание на характеристики самих систем:

  • поддержка централизованного управления всеми устройствами и приложениями. Работа всей инфраструктуры современного предприятия тесно связана, отказ одной ИС может привести к сбою в работе других;
  • возможность мониторинга различных параметров: от температуры в серверной комнате и состояния источников питания до времени отклика облачного приложения и пропускной способности интерфейсов;
  • формирование наглядной отчётности с разным уровнем детализации, ориентированной на сотрудников всех подразделений разного уровня и профиля;
  • готовность системы к работе в высоконагруженных сетях. Система мониторинга – один из инструментов проактивной реакции на событие в инфраструктуре. Если она заблаговременно сообщит о приближении какого-то показателя к критическому значению, можно принять меры и не допустить сбоя в работе. Мониторинг должен обеспечивать доступность приложений для пользователей и устойчивость ИТ-инфрастурктуры в целом, бороться с неполадками, а не примкнуть к ним;
  • возможность настройки аналитики для предсказания и постанализа сбоев. Для этого существует широкий набор инструментов, например, генерация топологических представлений и построение карты зависимостей;
  • возможности для взаимодействия ИТ-службы. Некоторые системы мониторинга и контроля поддерживают создание рабочих групп, закрепление за ними определённых зон ответственности и быстрого обмена информацией с помощью автоматического создания заявок в техническую службу или сообщений в Slack или MS Team.

Ряд немаловажных факторов для выбора системы мониторинга определяется внутренними характеристиками самой компании:

  • существующая ИТ-инфраструктура. Система мониторинга работы ПО должна быть готова к интеграции и органично вписываться в уже существующий набор ИТ-решений, обязана поддерживать сбор данных с устройств разного типа.
  • бюджет. Стоимость системы мониторинга складывается не только из затрат на приобретение ПО, но и на дальнейшее развертывание, настройку и сопровождение. Иногда поставщики предлагают облачные решения, которые позволяют сэкономить на оборудовании. Кроме того, существуют полностью бесплатные аналоги систем мониторинга (например Grafana + Prometeus или InfluxDB) Есть возможность выбрать более выгодный вариант, подходящий под требования вашей компании.
  • компетенции специалистов. Этот пункт тесно связан с предыдущим, поскольку любой инструмент мониторинга будет использоваться эффективно только при правильной настройке. Соответственно, нужно опираться на квалификацию ваших специалистов. Сложные системы мониторинга требуют специальных навыков, иногда может потребоваться дополнительное обучение персонала.
  • потребность в вариантах доступа к системе мониторинга. Оцените, требуется ли вам мобильное приложение для удалённого доступа или веб-доступ для оперативного получения данных о состоянии систем. Или достаточно SMS, email или push-уведомлений о превышении показателей.

Своевременные системы мониторинга позволяют снижать риски простоя и сокращать время восстановления работоспособности ИС предприятия в случае сбоя. Главное – вовремя и правильно выбрать решение.

 

Иллюстрация: мультсериал «Симпсоны».

 

Ещё материалы автора
Похожие записи
Комментарии (0)
Сейчас обсуждают
Больше комментариев