Наверх

Совсем без бумаг, или Большие планы ФНС

Время чтения: 5 минут
1
Совсем без бумаг, или Большие планы ФНС

Бизнес в России по-прежнему использует много бумаг в работе с контрагентами. Однако благодаря ФНС такая практика может уйти в прошлое, пишут СМИ. Смогут ли компании отказаться от бумажных документов совсем? Насколько это реально и как быстро произойдёт?

Бизнес в России по-прежнему использует много бумаг в работе с контрагентами. Однако благодаря ФНС такая практика может уйти в прошлое, пишут СМИ. Смогут ли компании отказаться от бумажных документов полностью? Насколько это реально и как быстро произойдёт? 

В начале марта портал БУХ.1С сообщил, что ФНС изучает возможности усовершенствования электронного документооборота (ЭДО) для применения налогоплательщиками в хозяйственной деятельности. С этой целью на портале опубликовали опрос. В нём – 11 вопросов. Читателей просят рассказать, используют ли они ЭДО для обмена документами с партнёрами, в каком сервисе это делают и т.д.

 

«Анализируя опрос, можно сделать вывод, что сейчас ФНС оценивает долю организаций, которые уже используют электронный документооборот, – отмечает Татьяна Жигалова, бизнес-аналитик Synerdocs. – Также ведомство интересуется штатом сотрудников в компаниях, их системой налогообложения и количеством контрагентов». 

Такой интерес, по мнению эксперта, вполне логичен: иногда трудности с переходом на ЭДО возникают именно из-за контрагентов, которые отказываются работать по-новому. Насколько это распространённая проблема, налоговой как раз и предстоит оценить.

Обяжут ли всех?

В любом случае использование электронной документации пока дело добровольное, чего не скажешь об электронной отчётности для крупных компаний. Однако портал Klerk заявляет, что нововведение может коснуться всех.  «Если ФНС обяжет ИП и юрлиц обмениваться исключительно электронными документами, то бизнесу ничего не останется – придётся выполнить предписание ведомства, – поясняет Татьяна Жигалова. – При этом возможны негативные последствия для самой ФНС – малый бизнес может не потянуть дополнительные расходы и попросту закрыться. А это повлечёт за собой уменьшение налоговых отчислений».

Полностью отказаться от бумаг компании смогут в течение 5-10 лет. Такой срок прогнозирует Булат Султангалиев, руководитель проектов направления разработки и внедрения АТОЛ.

«Если государство сформулирует требования об обязательном переходе на ЭДО, тогда процесс может сильно ускориться. Он видится поэтапным, сначала перейдёт весь крупный бизнес, следом за ним пойдёт средний и малый, – говорит он. – Для примера можно посмотреть на опыт Казахстана, где ЭДО вводился поэтапно и через монопольного государственного оператора».

Если же предписания ФНС об обязательном ЭДО не будет, то отказ от бумаг явно затянется. Хотя технически препятствий для полного перехода на него нет и сейчас – доступ к интернету и квалифицированная электронная подпись доступны в любом регионе страны. По мнению экспертов, ускорить процесс могут только льготы.

«Например, на пользу сработает снижение налоговой ставки для организаций, которые начнут обмениваться электронными документами», – уточняет Татьяна Жигалова. В свою очередь Булат Султангалиев предполагает, что удачным решением ФНС может стать ускорение возмещения НДС для первопроходцев.

В любом случае выгоды нововведения для налоговой и государства очевидны. Как и с внедрением электронной отчетности, повысится прозрачность ведения бизнеса и ускорится проверка документов.

«На запросы и проверку документов у налоговиков сейчас уходит много времени, – поясняет представитель Synerdocs. – Если организации начнут использовать ЭДО, то ФНС может запустить новый автоматизированный механизм проверки бухгалтерских документов между контрагентами».

Что ответит бизнес

Будут ли компании сопротивляться обязательному переходу на ЭДО – вопрос риторический. Больше всего негатива эксперты ожидают от малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей. Именно для них сопутствующие финансовые затраты и другие неудобства будут максимально существенными. 

«В частности, компаниям придётся обучить персонал, который будет пользоваться сервисами обмена, – добавляет Татьяна Жигалова. – Однако бизнес оценит и выгоды ЭДО: экономию времени сотрудников, оптимизацию затрат на отправку документов – отказ от почтовых и курьерских услуг, упорядоченность делопроизводства (исключение случаев, когда разным документам присваивается один и тот же номер), сохранность электронных документов и отсутствие затрат на содержание архива организации».

Кроме того, переход на ЭДО свидетельствует об открытости организации для проверяющих органов, характеризуя её с положительной стороны. Прозрачность бухгалтерии – мощный бонус в глазах проверяющих органов.

«Что же касается причин, которые мешают бизнесу полностью отказаться от бумаг следующие: страх перед финансовыми затратами, консервативность сотрудников – привычнее работать на бумаге, недоверие к электронным системам – «бывают сбои, отключение электроэнергии», а также «стадное» чувство при переходе на ЭДО – «мои контрагенты не переходят, и я не буду», – добавляет Татьяна Жигалова.

Чтобы прочитать эту статью до конца,
или зарегистрируйтесь

Комментарии 1

Что-то мне подсказывает, что наше государство пойдет по пути Казахстана, где "ЭДО вводился поэтапно и через монопольного государственного оператора". И если схема предполагается похожей на ту, что сейчас реализуется с маркировкой, где ЦРПТ выступает в роли монополиста, так называемого единственного центра эмиссии, то бизнес операторов ЭДО в РФ может существенно пострадать. Как ни прискорбно это признавать, но в нашей стране даже на полезных и перспективных нововведениях принято зарабатывать.

Чтобы прокомментировать, или зарегистрируйтесь