Минтруд возражает против ускоренного перехода компаний на электронный кадровый документооборот.
Экономический эффект от ведения кадрового документооборота в электронном виде возможен при условии решения вопроса о снижении стоимости приобретения и использования электронной цифровой подписи.
На днях газета «Коммерсантъ» написала о том, что Минтруд возражает против ускоренного перехода компаний на электронный кадровый документооборот. Минтруд, в свою очередь, на своем сайте разместил соответствующие комментарии по этому вопросу.
Ведется проработка норм о предоставлении работодателям права ведения обязательных кадровых документов, указанных в ТК, только в электронном виде. К таким документам относятся трудовые договора, оформление отпусков и командировок, ведение учета рабочего времени, документы по охране труда и пр.
С этой целью Минтруд провел в 2018 году эксперимент с участием крупных компаний ОАО «РЖД», АО «Газпромбанк», ПАО «АВТОВАЗ», ПАО «Ростелеком», ПАО «Мечел», АО «Северсталь Менеджмент», ООО «СИБУР», АО «АЛЬФА-БАНК», ПАО «РОСБАНК», ПАО «Татнефть» им. В.Д. Шашина, ООО «Агроторг».
Компании отмечают необходимость законодательного закрепления унифицированных требований к универсальной усиленной квалифицированной подписи (УКЭП), обеспечивающих возможность ее использования в рамках любых правоотношений.
Экономический эффект от ведения кадрового документооборота в электронном виде возможен при условии решения вопроса о снижении стоимости приобретения и использования электронной цифровой подписи, так как планируется, что работодатели будут ее приобретать за счет собственных средств (в настоящее время стоимость УКЭП составляет в среднем от 1 до 5 тысяч рублей на человека ежегодно).
По мнению бизнеса, ведение ряда документов только в электронном виде при рассмотрении споров в судебных органах или при проверках контрольно-надзорных органов создает высокие риски привлечения работодателей к ответственности. Проблемы при утере работодателем информации на электронных носителях, ошибки программного обеспечения при передаче и обработке данных в электронном виде могут также привести к принятию неправомерных решений контрольно-надзорными органами.
При потере информации из корпоративных систем работодателя при ведении кадрового документооборота только в электронном виде, работнику будет затруднительно защитить свои права и гарантии.
РССП и ФНПР, которые уполномочены вести переговоры по законодательным инициативам в социально-трудовой сфере, выражают мнение о необходимости поэтапности и тщательной проработки поправок в трудовое законодательство по вопросу ведения кадрового документооборота в организации только в электронном виде.
Так, стороны Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, представляющие общероссийские объединения профсоюзов и общероссийские объединения работодателей, отмечают нецелесообразность включения в законопроект о «трудовой книжке» норм о ведении всего кадрового документооборота в электронном виде в организации.
Минтруд считает, что предварительно должны быть приняты решения в IT-сфере, касающиеся электронной цифровой подписи, архивного хранения данных, защиты передачи данных, юридической значимости электронных документов, в том числе в судебных спорах. |
Принятие законопроектов, которые имеют важное значение для перехода на электронный кадровый документооборот в организации, планируются в следующие сроки:
· декабрь 2018 года – по вопросам регулирования механизмов формирования и использования «облачной» электронной подписи, установления унифицированных требований к универсальной (единой) усиленной квалифицированной подписи, визуализации электронной подписи в электронном документе, уточнения правового статуса аккредитованного удостоверяющего центра,
· июле 2019 года – в части уточнения понятия электронного документа, определения процедур хранения документов, в том числе электронных, использования и хранения электронного дубликата (электронного образа) документа, а также в части формирования благоприятных правовых условий для сбора, хранения и обработки данных с использованием новых технологий.
С учетом этих изменений в законодательстве, а также высказанных предложений бизнес-сообщества и мнения представителей работников Минтруд России предполагает разработку законопроекта, который планируется принять в 2021 году.
Источник: Klerk.ru
Комментарии 5
"При потере информации из корпоративных систем работодателя при ведении кадрового документооборота только в электронном виде, работнику будет затруднительно защитить свои права и гарантии."
Опасения, на мой взгляд, вполне обоснованные. Поэтому поспешно было бы отказываться от классического кадрового документооборота, поскольку это процесс трёх-сторонний, в котором участвуют как работник и работодатель, так и государство, как минимум.
Отсюда вытекает вполне разумное ожидание, что все отношения между работником и работодателем будут надёжно продублированы где-то у третьей стороны - контроллёра, которым и должно выступить государство со своими информационными ресурсами и инициативами в плане сохранения целостности информации.
При наличии 3й стороны - гаранта можно будет подумать о необходимости именно УКЭП в правовых отношениях, при разработке и соблюдении соответствующих регламентов, вполне возможно будет не тратиться на инфраструктуру обеспечения УКЭП, обходясь, например, соглашениями между участниками процесса, или проработкой темы применения простой ЭП.
А как же ч.1 ст.6 63-ФЗ?
В России нет квалифицированных сертификатов только для ведения кадрового документооборота. Квалисерт подходит для всех задач!
И никто не думает о защите персональных данных работника...
УКЭП не требует наличия соглашений, и инфраструктура уже создана. Простую ЭП никто еще не видел живьем.
Вадим, об этом и речь.
УКЭП - готовое решение, но на его применение придётся потратиться, чего люди делать понапрасну не любят. Да и внедрённая УКЭП никак не защитит данные от утери. А вопросов к ПЭП намного больше чем разумных ответов и рекомендаций.
Отсюда и варианты удешевления таких взаимоотношений - удешевить саму ЭП (проработав применение ПЭП), либо модернизировать инфраструктуру, в рамках которой всё и будет вращаться. А далее - если всё это не взлетит, тогда уже решать, внедрять дорогое решение или нет.
Предложение в стиле «почему хлеб дорогой?». Из-за того, что грузовик/бензин/… дорогой! Надо удешевить грузовик/бензин для перевозки хлеба! Как? А давайте Росгосмегакорпорация будет делать грузовик/бензин в два раза дешевле рынка! Но у них себестоимость всегда в три-пять раз выше среднерыночной!? Заложим им компенсацию из бюджета федерации (налогоплательщики точно не будут против), а лучше пусть регионы из своего бюджета расхлебывают (а федерация очень некоторых спонсирует)! А что делать с «удешевить грузовик/бензин» для перевозки овощей? У нас есть еще Росгоссуперкомпания – нужно срочно предусмотреть бюджет и для них!
Не все органы государственной власти одинаково готовы к программе "Цифровой экономики".
Коллегами из Федеральной налоговой службы уже решены указанные вопросы, за исключением долговременного (архивного) хранения электронных документов. По последнему вопросу можно посмотреть опыт зарубежных коллег и/или опыт бизнеса, который уже начинает запускать проекты по решению этой задачи.
Но тут и со стороны бизнеса давление слабое - профит для компаний не очевидный, как показывают результаты эксперимента в крупных корпорациях. Наибольшая выгода в переводе кадровых процессов в электронный вид будет для компаний, активно практикующих удаленную работу; а таких в России пока не очень много.
Надеюсь, у авторов программы "Цифровой экономики" достаточно полномочий, чтобы решать подобные проблемы, и реализовать ее в плановые сроки.