Почему 9 из 10 внедрений CRM заканчиваются провалом
«Если я, вместо того, чтобы оперировать, каждый вечер начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха». Этим примером профессор Преображенский в повести «Собачье сердце» подчеркнул, что каждый должен заниматься своим делом. Так и с системами.
«Если я, вместо того, чтобы оперировать, каждый вечер начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха». Этим примером профессор Преображенский в повести «Собачье сердце» подчеркнул, что каждый должен заниматься своим делом.
Так и в случае с внедрением CRM – системой, которая позволяет автоматизировать часть процессов в компании (управление взаимоотношениями с клиентами). Вы платите деньги, а взамен этого хотите получить от интегратора настроенную систему. Но нередко выходит, что бюджет освоен, а CRM со своими задачами не справляется. Для сравнения: для отдела доставки нужна была «Газель», а вместо этого купили «Оку». И много товаров туда не загрузить, и половина водителей попросту отказывается на ней работать («да не помещаюсь я туда»).
Учебников по внедрению CRM пока еще не пишут, в университетах такой предмет тоже пока не ввели в программу. Поэтому при отсутствии единого стандарта на рынке каждый интегратор внедряет систему по своей методике, а порой и вообще без нее.
В INVO Group часто обращаются компании, который пытались настроить CRM сами или уже поработали с другими подрядчиками. И что интересно, у всех прослеживаются одинаковые симптомы. Будучи топ-5 интегратором с багажом 400+ успешных внедрений, мы можем выделить несколько причин, из-за которых внедрение CRM не увенчается успехом.
Причина № 1 — отсутствие корректного технического задания
Если вас попросили заполнить огромный бриф или своими силами подготовить техническое задание, то это первый звоночек, что с самого начала что-то идет не так.
Пример: к нам обратилась компания, у которой уже была CRM. Сотрудники работали в системе, вроде все было нормально. Но руководство не увидело какого-либо ощутимого эффекта от её появления. «За что мы заплатили деньги?», — с этим вопросом они пришли к нам. В ходе аудита мы выяснили, что предыдущий интегратор настроил портал всего лишь на 20-25% от имеющихся возможностей тарифа. |
Вроде схема работы довольно понятная: заказчик пишет свои проблемы и пожелания в ТЗ, затем всё согласовывается, исполнитель приступает к работе. Есть и такие камикадзе, которые вовсе не нуждаются в таком документе.
Пример: компания заплатила немаленькую сумму денег другому интегратору, однако он не разобрался толком в их бизнесе, да и обучение не провел. |
Казалось бы, в чем тут проблема?
Во-первых, вы не являетесь специалистом в архитектуре системы. И, например, когда хотите построить дом, то со своими пожеланиями приходите к архитектору. Проектом занимается специалист, соединяя свое профессиональное видение и ваши предпочтения.
Во-вторых, если вы составляете ТЗ сами, то практически в 100% случаев складывается ситуация «а я хотел всё по-другому, давайте переделаем». Начинаются длительные согласования с внесением миллиона правок. В итоге нервы потрачены, все устали морально и физически, а клиент говорит, что всё равно получил «не совсем то».
В-третьих, видение заказчика может коренным образом отличаться от того, в чём действительно нуждается его бизнес. Это можно сравнить с самолечением, когда вы опираетесь на собственные ощущения и советы со стороны («пропила курс этих таблеток, теперь чувствую себя на 10 лет моложе»).
Пример: обратилась компания ХХ. Внедрение сделали своими силами, поэтому запрос был только на доработки. Перед тем, как дать задание разработчикам, мы провели аудит. И тут выяснилось самое интересное! На старте было допущено много ошибок, что повлекло за собой полную переделку. |
Честно говоря, в самом начале своего пути мы сами придерживались этой схемы (составление ТЗ самим заказчиком), но сейчас всё иначе. В данный момент работа строится следующим образом:
- бизнес-аналитик проводит предпроектный анализ;
- он составляет документ с дорожной картой внедрения и экспертным заключением;
- проект внедрения защищается перед заказчиком;
- только после этого заключается договор на стартовую настройку.
Причина № 2 — сотрудники не могут разобраться
Внедрение прошло успешно, но система по-прежнему не работает как надо? А может, сотрудникам просто тяжело освоить её функционал?
Пример: компании качественно настроили систему, но сотрудники просто не понимали, как использовать полученную из системы информацию. |
Если обучение представляет собой один большой многочасовой урок, то удивляться нечему. Тут не то что разобраться тяжело, а просто лишь бы не заснуть. Да и подобная информация лучше всего усваивается на практике.
Самый оптимальный вариант: в течение 1,5-2 месяцев ваши сотрудники проходят поэтапное обучение под контролем специалиста со стороны интегратора. Естественно, есть не только теория, но и практика.
Причина № 3 — сотрудники не хотят разобраться
Всё настроили, обучение, вроде бы, хорошее провели, а дело так и не сдвинулось с мёртвой точки. В чём снова загвоздка?
- Во-первых, отлынивать от работы станет практически невозможно. Неспешно попить чай с коллегами, обсудить сплетни, просмотреть публикации в социальных сетях. Да, раньше можно было проворачивать такое, а в конце месяца с чистой совестью получать зарплату и премию. Отказываться от подобных вольностей совсем не хочется.
- Во-вторых, нет желания учиться, менять сложившиеся привычки. Это вопрос и мотивации в целом, и поддержки со стороны руководства. Проще коллективно саботировать новое ПО.
- В-третьих, никто не контролирует этот процесс. Ответственного за внедрение CRM не назначили, да и руководство учиться не хочет.
Пример: этот случай заслуживает особого внимания! Реализация проекта проходила с огромным трудом. После проведения настройки портала и обучения сотрудники упорно саботировали работу в системе. Со своей стороны мы приложили все усилия, но ситуация не менялась. До определенного момента. Благодаря системе выяснилось, что коммерческий директор уводил клиентов. К слову, именно он больше всех сопротивлялся внедрению системы и способствовал негативным настроениям в команде. Чем всё закончилось? Собственник компании уволил коммерческого директора, проблем с пользованием CRM больше не возникало. |
Теперь вы осведомлены о возможных трудностях и достаточно «вооружены», чтобы в вашем случае внедрение системы прошло успешно!
P.S. Названия компаний мы не можем раскрыть из-за NDA. Но не сомневайтесь, все случаи абсолютно реальны и взяты из нашего личного опыта.
Материал подготовлен специально для ECM-Journal.
Комментарии 1
Внедрили несколько месяцев назад аспро клауд и не пожалели, сервис очень помог в работе