«Что, где, когда» в электронном виде
Намерения перевести госуслуги для граждан в электронный вид все отчетливее. Но вопрос о том, будут ли сами услуги при этом исполняться эффективнее и насколько — все-равно остается.
Вы уже знакомы с распоряжением правительства о первоочередных государственных и муниципальных услугах, предоставляемых субъектами РФ и органами местного самоуправления в электронном виде? Если нет, то не переживайте — не к спеху.
Во-первых, предлагаемые предельные сроки оказания этих услуг (этапы перехода) — преимущественно 1 января 2014 год.
Во-вторых, органам государственной власти и местного самоуправления установленными этапами перехода всего лишь рекомендовано руководствоваться.
Если я правильно понимаю, «рекомендовано» — это не то же самое, что «обязаны». Т.е. органу государственной власти, в принципе, даже и к 2014 году можно не торопиться …
Правда подписал распоряжение Путин, а от этого рекомендации, наверное, как-раз выглядят как предложение выполнить пятилетку в 3 года? Впрочем, кто знает?
И хотя обещанного три четыре года ждут, мне все-таки стало интересно, чего же именно ждать?
Ну, во-первых, планируется «прием заявлений и постановка на учет детей в дошкольные учреждения». Чувствуете, будущие и потенциальные родители?
«Предоставление информации о текущей успеваемости учащегося»! Осознаете, потенциальные учащиеся?
«Прием заявлений … об оказании медпомощи». Наконец-то я, возможно, преодолею свое отвращение к поликлиникам и больницам с их вечными очередями, номерками по записи с 7 утра и т. д. и т. п.
«Предоставление доступа к оцифрованным изданиям, хранящимся в библиотеках». Вот оно! Глядишь, перестану не я один страдать в поисках книг, статей, диссертаций и т. п.
Отдельно остановлюсь на пункте «Прием и выдача документов о государственной регистрации актов гражданского состояния». Одной моей родственнице недавно отказались предоставить свидетельство о рождении ребенка. Причина — «поздно предоставила документы», несмотря на то, что пришла за час. Узнав об этом, я попытался найти в электронном виде порядок исполнения процедуры регистрации, так называемый административный регламент, цель которого определяется как «повышение качества услуги» и «определение сроков и последовательности действий».
И тут я обнаружил нечто интересное. Так, на сайте Администрации Нижегородской области административный регламент регистрации актов о рождении определяет максимум 10 минут на прием документов, максимум 10 — на составление записи акта и 7 минут на оформление свидетельства и выдачу документов. Итого — 27 минут. А вот на наших республиканских сайтах кроме информации о времени приема не нашел никаких намеков на пресловутый регламент. То есть функция есть, часы приема есть, формы документов — есть, а как и сколько времени упомянутую функцию наши ЗАГС-ы будут исполнять — это воля божья или государева …
То же самое — с подавляющим большинством и остальных функций … Вы верите после этого, что переход на оказание услуг в электронном виде повысит у нас эффективность взаимодействия (читай скорость, качество, контроль) граждан и государства? Я — не очень.
Комментарии 3
Я честно говоря тоже не очень верю.
Но днях получила уведомление о задолженности по налогам. На самом деле ситуация была такая: заплатила я августе, в банке платеж ошибочно перечислили в другую налоговую (система распознавания двухмерных штрихкодов на платежках в том отделении Сбербанка не работала), потом в сентябре я ходила и писала заявление с просьбой перевести деньги (писала на бумаге, долго переписывая все многоциферные коды), а вот теперь выяснила, что перевод так и не прошел. Ладно хоть по телефону удалось отыскать заявление и получить уведомление, что "почему-то заявление не прошло, щас проведу". Причем теперь надо будет звонить и узнавать, перевели или нет. К тому же не факт, что после всех переводов мне пересчитают начисленные к данному моменту пени.
Ну вот как тут поверить, что все можно будет делать, не выходя из дома?
Хотя верить все же очень хочется! И очень хочется заменить стояние в длинных очередях на несколько операций на сайте.
Вот интересно, а где говорится об обязательном обучении и последующей проверке знаний и умений персонала всех уровней (от рядовых сотрудников до начальства) государственных учреждений работать с вычислительной техникой и т.д.? Ведь качество и умение работы оставляет желать лучшего. В итоге, время получения справки снова будет увеличено, ведь в большинстве случаев им проще от руки написать какую-нибудь бумажку, а гражданин потом бегай, собирай печати да подписи. И обучаться самостоятельно практически никто не хочет. Так что в итоге получится, хотели как лучше, а получилось как всегда.
Но действительно будем надеяться на лучшее.
"На каком основании ... вправе отказывать"
"Как часто ваши сотрудники вводят в заблуждение"
"Какое наказание понесет администратор"
ну и т.п.
Через день родственницу с мужем лично пригласил директор Загса, все оформили как надо и за свой счет ...