Наверх

ECM мертв?

Время чтения: 5 минут
2
ECM мертв?

«Являются ли ECM-системы по-прежнему актуальными?» Моё последнее общение с коллегами дает основания предполагать, что ответ может быть и отрицательным. Однако и в этом я не уверен. Итак, давайте рассмотрим причины, которые могут повлиять на дальнейшую с

Меня пригласили принять участие в блоге ECM-эксперта, и я, по своему обычаю, решил сразу взять быка за рога, начав с каверзного вопроса: «Являются ли ECM-системы по-прежнему актуальными?» Моё последнее общение с коллегами дает основания предполагать, что ответ может быть и отрицательным. Однако и в этом я не уверен.

Итак, давайте рассмотрим причины, которые могут повлиять на дальнейшую судьбу ECM-систем:

Время ECM-систем прошло, потому что:

1.      Определение ECM неясно. Самое подходящее определение, которое приходит на ум – это «что-то для работы с контентом». Даже аналитические компании расходятся во мнениях при выделении подкатегорий ECM. Является ли веб-портал частью ECM? Нет? Так почему же тогда «управление веб-контентом» (WCM) является частью ECM? Или вы считаете, что «управление цифровыми активами» (DAM) не является частью ЕСМ, а является частью WCM системы? Вы полагаете, клиенты должны создавать свои веб-сайты без использования мультимедиа? Как насчет социального программного обеспечения? А как насчет поиска? Спросите 10 человек, и вы получите 10 разных ответов.

2.      ECM-поставщики не постоянны и не последовательны. IBM сохраняет бизнес-возможности управления контентом не только в отдельных группах, но и в рамках отдельных продуктов, таких как FileNet и Lotus. EMC усердно пытается убедить рынок, что архивирование не является частью ЕСМ и даже создала отдельный продукт (SourceOne). Кроме того, OpenText, крупнейший вендор ECM (и кстати, мой работодатель), недавно приобрел BPM вендора - Metastorm. И, наконец, Microsoft, свободно использует термин ECM для SharePoint, хотя аналитики утверждают, что только небольшое число компонентов SharePoint могут относиться к ECM.

3.      Клиенты не покупают ECM. По крайней мере, большого количества заинтересованных в приобретении ECM-систем я не наблюдаю. Клиенты хотят получить решение своих бизнес-проблем. И не многие из них можно отнести к «ECM-проблемам». Создается впечатление, что существует слишком много проблем, которые могут решать ECM — от проверки счетов на оплату и обеспечения взаимодействия сотрудников, до онлайн-сервиса для потребителей. Возможно, тогда бессмысленно пытаться подвести все эти проблемы бизнеса под одну категорию?

4.      Термин ECM (Enterprise Content Management) сам по себе не очень хорош. Как маркетолог, должен вам сказать, что он не передает должного значения. От слова «менеджмент» веет тотальным контролем. А как его представить в такой непредсказуемой сфере, как социальные медиа? Кроме того, не кажется ли слово «корпоративный» (Enterprise) излишним? Никто не говорит Enterprise Business Intelligence. Кроме того, сам термин «управление корпоративным контентом» (ECM) не очень широко известен. Я бываю на многих выставках и конференциях, и мне постоянно приходится отвечать на вопрос: «что такое управление контентом?»

Это довольно веские причины, чтобы отказаться от термина ECM, не так ли? Но и в этом случае, есть некоторые моменты, которые нельзя не учитывать...

Перед тем, как похоронить ECM:

1.     Неужели все проблемы просто из-за имени или категории? Нам может не нравиться название, но необходимость в управлении контентом остается, а эти системы как раз умеют с ним работать. Управлять контентом нелегко, поскольку операции, необходимые для работы с ним, такие как захват и обработка, анализ и классификация, хранение, обеспечение безопасности, оптимизация, поиск, интеграция и публикация контента требуют реализации довольно сложной технологии. Возможно, термин ECM и не подходит для обозначения всей категории, но он объединяет все технологии, общей чертой которых является - контент.

2.     Крупнейшие промышленные предприятия используют ECM. Только посмотрите на количество блогов, в названии которых употребляются слова: «контент», «управление контентом» или ECM. Gartner и Forrester регулярно проводят исследования и регулярно обновляют отчеты: ECM Magic Quadrant and ECM Wave reports  соответственно. Инвестиционное сообщество признает ECM как категорию. Ключевой отраслевой стандарт в области контента называется Content Management Interoperability Standard (CMIS). И многие вендоры - от Microsoft до Oracle и OpenText - продолжают использовать термин ECM. Все это факты, говорящие в пользу признания ECM.

3.     Клиенты на самом деле готовы вкладываться в ECM-системы. И пусть я говорил, что никто не покупает ECM, в этом нет противоречия. Клиенты покупают решения своих конкретных проблем. Но они действительно довольны, когда используют один и тот же набор технологий для решения широкого круга задач. Комплексный подход к решению задач, предлагаемый ECM, является действительно выгодным для клиентов.

В конце концов, решать, является ли ECM по-прежнему существующей категорией, будет рынок. Не отдельно взятый поставщик ECM-решений или умный аналитик, и не блогосфера, а рынок. Рынок в этом случае это совокупная масса всех участников, включая поставщиков и - конечно - клиентов.

Термин ЕСМ может быть и не совершенен, но достойной замены пока не появилось. Хотя некоторые компании-разработчики и пытались заменить ECM, ни одному термину не удалось получить даже доли того признания, которое ЕСМ имеет уже сегодня.

Термин ЕСМ не идеален. Он ограничен, плохо определен, и, возможно, даже несколько старомоден. Но до тех пор, пока не появился новый термин, который получил бы одобрение рынка, мы никуда не денемся от ECM.

Об авторе: Любор Пташек (Lubor Ptacek) - исполнительный директор по маркетингу корпорации Open Text.

Источник: AIIM Community

Перевод: Шумаков Игорь (DIRECTUM)

Чтобы прочитать эту статью до конца,
или зарегистрируйтесь

Комментарии 2

В качестве комментария IMHO стоит процитировать комментарий Криса Вокера (Chris Walker) к оригинальной статье: «Пусть у гениев от маркетинга болит голова о том, как именно называть то, что мы делаем. Мы даже можем позволить аналитикам попробовать свои силы в этом деле. Что же касается нас, простых практиков, - засучим-ка мы рукава и продолжим делать то, для чего мы здесь. А именно, внедрять бизнес-решения и получать от них отдачу».

От себя добавлю:  Любор Пташек, увы, нелюбознателен. Прежде, чем жаловаться на неясность терминологии, ему все-таки стоило бы сначала почитать, как этот термин определяет тот же Гартнер, и какие продукты он относит к числу ECM-решений.

Ох уж эти слова :) Как сложно бывает запихнуть мысль в слово или в фразу или в предложение или в целую книгу. И чем проще мысль, тем больше нужно слов.

Я бы сказал так: ECM - это способ говорить :)

Когда нужно делать, от этого слова толку мало.

Можно договориться так: нет чистых ECM и нет чистых CMS и нет чистых ERP. Есть системы с различными примесями того и другого.

Если в система предназначена для хранения не структурированной информации или если упростить: документов, то это можно назвать ECM. Будь это ДИРЕКТУМ, Дело, ШарПоинт или ГуглДокс. Плохая она ECM или хорошая - другой вопрос.

Если система больше предназначена для ведения записей структурированной информации, можно ее назвать ERMS, а если это записи в части учета ресурсов типа 1С УПП, то можно говорить о ERP.

Системы класса ACM (которые могут включать в себя как элементы ERP, так и элементы ECM), но предназначенные для управления процессами по событиям и ситуациям - умеют собирать в себя как структурированную информацию, так и не структурированную.

Например я пробовал применять ДИРЕКТУМ для хранения и классификации информации типа базы знаний. И сейчас применяю, но все же для этого мне больше понравился WordPress. Почему это не ECM? Потому что CMS? Ну а как отличить одно от другого? С точки зрения структуры ПО они очень похожи, но отличаются с точки зрения вариантов применения или построения систем. Хочу и сайт на WP сделаю, а хочу базу знаний, захочу и систему управления проектами построю, а может быть управление службой ИТ налажу.

Получается вот вам WordPress. Это ПО. Будет оно CMS, ERP или ECM - зависит лишь от того как я его буду применять. Буду учитывать время сотрудников по услугам - это ERP, т.к. речь идет о ресурсах, буду хранить в нем информацию и базу знаний - это ECM, буду сайт на нем делать - это CMS. При этом ПО оно и в африке ПО. Главное чтобы у него были соответствующие элементы.

Правда если говорить о ECM как о средстве работы с документами, то WordPress тут уже слабоват. Есть там соответствующие модули, но не то. На сегодня они еще слишком слабы для этого. Разве что в купе с Google Docs, но и то готовых решений нет, а то что есть тяжело назвать удобным решением.

Вот. Это всего лишь одно чувство которое появляется у меня при слове ECM, но если попробовать это чувство перевести в слова - начинается словесный понос. И это я его остановил усилием воли. А мог бы еще ого го чего сказать ))

Чтобы прокомментировать, или зарегистрируйтесь