Интерфейсы ECM-систем должны и будут меняться
В число значимых критериев выбора и смены ECM-системы попадает интерфейс. Тому есть несколько причин. Функционал корпоративной системы закрывает не только задачи делопроизводителей, в работу вовлекаются специалисты других отделов, не настроенные на сложно
В число значимых критериев выбора и смены ECM-системы попадает интерфейс. Тому есть несколько причин. Функционал корпоративной системы закрывает не только задачи делопроизводителей, в работу вовлекаются специалисты других отделов, не настроенные на сложное взаимодействие, желающие быстро научиться действовать, в идеале — постигнуть все эмпирически. Популяризация концепции BYOD, стремление работать удаленно через интернет диктуют условие — интерфейс должен быть легким и гибким. Некоторые заказчики ECM-решений могут при выборе опираться на моду и громкие тренды, а сегодня едва ли кто-то не слышал о консьюмеризации в ИТ, которая отчасти должна находить отражение в интерфейсах бизнес-решений.
Давайте подумаем, как должны меняться интерфейсы корпоративных систем, чтобы соответствовать требованиям рынка.
Интерфейс — один из критериев выбора системы
Конкуренция среди ECM-систем такова, что среднестатистический заказчик может найти не менее 2-3 продуктов, отвечающих по функционалу его основным потребностям. Сильные игроки предлагают решения, реализующее основные компоненты по методике Gartner и закрывающее все функции ECM-инфраструктуры по схеме AIIM Roadmap. Соответственно, помимо функционала системы покупатель обращает внимание на прочие «вспомогательные» характеристики: масштабируемость, наличие готовых решений, технологию и оперативность внедрения, а также пользовательский интерфейс.
В мае этого года эксперт издания Forbes опубликовал статью «The Consumerization Of Enterprise Software», в которой была фраза «Когда я впервые столкнулся с продуктом [Salesforce несколько лет назад], я чувствовал, что сижу за рулем Хонды Аккорд, — нечто эффективное, позволяющее выполнить работу, но не в кайф и не эстетично». Цитата однозначно отражает отношение потребителя к продукту и его ожидания. Хороший сотрудник достойной компании желает работать в системе, которая удобна, красива, рождает драйв. Все это во многом завязано на интерфейсе.
На интерфейсы обращали внимание всегда
Нельзя говорить, что именно сейчас формируется тенденция значимости интерфейса корпоративной системы как конкурентной характеристики. Удобство программного продукта оценивалось и считалось важным «на протяжении всей истории». Судить об этом можно на основе небольшой ретроспективы. Иллюстрация представляет пользовательские интерфейсы системы DiskStation Manager (DSM) для управления хранилищем данных.
Для Synology — компании разработчика — уделять внимание интерфейсам менеджера оказалось принципиально важно, несмотря на то, что решение DSM служит фактически только комплементарным товаром по отношению к основным позициям — серверным станциям.
Пример продукта взят не с ECM-рынка во избежание невольного рекламирования какой-то конкретной системы. Тем не менее, вооружившись терпением, можно найти в сети доказательства того, что интерфейсы ECM-систем за последние 10-15 лет также преобразились.
Сейчас наблюдается ряд предпосылок того, что эволюция пользовательских интерфейсов систем управления корпоративным контентом продолжится.
Предпосылки и прогнозы грядущих изменений
Сделать остановку в процессе оптимизации интерфейсов ECM-систем разработчикам не даст сам рынок. Интерфейсы отражают текущую парадигму работы, аппаратный и культурный уровни, дизайнерские представления о том, как «что-то должно выглядеть». Можно выделить несколько тенденций, которые будут влиять на интерфейсы ECM-систем.
Одновременное усложнение и упрощение
Как говорилось выше, функционал ECM-системы расширяется и к работе подключается все больше специалистов из различных отделов. Соответственно, внутрь интерфейса требуется зашить множество элементов навигации и управления — задача не простая, толкающая дизайнеров и прототипистов усложнять облик продукта. К счастью, в компаниях нет суперспециалистов, которым бы требовалось использовать абсолютно весь функционал системы. Это значит, что для разных групп пользователей можно создать разные интерфейсы ECM-системы, выделяя самое важное, отдельно прорабатывая логику поведения и создавая, таким образом, достаточно простой и удобный продукт. Возможно и вовсе выделение отдельных задач в отдельные интерфейсы. К примеру, мобильное приложение для руководителя может быть предназначено только для активного чтения контента и утверждения при помощи ЭП.
Вероятно, в будущем облики пользовательских клиентов ECM-систем для делопроизводителей, бухгалтеров, руководителей и прочих специалистов будут все больше и больше отличаться друг от друга.
Влияние мобильных и веб-клиентов
Современным работникам бывает необходим доступ к корпоративному контенту не только из офиса, поэтому разрабатываются различные мобильные и веб-клиенты ECM-систем. Интерфейс мобильного доступа должен быть минималистичен и лаконичен, «контентоориентирован». Основная информация должна занимать максимум пространства небольшого экрана, а для элементов навигации и управления места не остается, поэтому такие элементы появляются только в случае необходимости, при выполнении пользователем какого-то ключевого действия (к примеру, выделения текста просматриваемого документа). Прописная истина…
Интересно то, что в лучшем случае интерфейсы разных клиентов одного продукта должны быть похожи. Поэтому десктоп-клиенты прогрессивных ECM-систем будут видоизменяться в пользу максимально удобного предоставления контента, без отвлекающих элементов.
Тачскрин — драйвер миниреволюции?
Мобильные гаджеты в подавляющем большинстве имеют тачскрины — устройства ввода, меняющие сами принципы взаимодействия человека с программными продуктами.
Если доступ к ECM-системе производится посредством устройства с сенсорным экраном, то это налагает требования на интерфейс — нужны большие иконки, удобные списки меню, основные кнопки преимущественно внизу и по бокам экрана (или же в верхних углах). Реализация таких простых правил может постепенно перекочевывать из разработки интерфейсов мобильных клиентов в разработку интерфейсов десктоп-клиентов. При этом темпы распространения устройств с сенсорными экранами говорят о том, что в бизнесе скоро будут все больше использовать такие устройства не только для удаленной работы, но и непосредственно в офисе.
Тачевые интерфейсы все-таки отличаются от мышино-клавиатурных, поэтому в обозримом будущем может случиться кардинальный переворот в разработке обликов ECM-систем, сродни той революции, которая наблюдалась при переходе от интерфейсов командной строки к графическим интерфейсам пользователя.
Источник: CNews
Комментарии 0