Наверх

О силе слова, или Дайджест периодики про электронное правительство

Архив
Время чтения: 5 минут
0
О силе слова, или Дайджест периодики про электронное правительство

Когда сложно представить результаты работ или есть проблемы реализации проектов, важным, а нередко и ключевым, является уже не содержание, а форма

О том, что определенная последовательность слов и фраз влияет на достижение нужного эффекта, я, в принципе, знал. Правда сам искусством такого воздействия словом не владею, к сожалению. Тем полезнее бывает обратиться к мастерству и опыту тех ваятелей текстов, кто в этом деле съел, вероятно, не одну свору собак.

Далеко идти за примерами не надо, так как лишь знакомство с текущей периодикой, посвященной электронному правительству и документообороту, дает вкусную пищу по теме. Ну и по принципу «раздели обед с другом», приглашаю читателей присоединиться.
Первый источник бесценного опыта - Доклад c заседания Совета по архивному делу "Информационные технологии в архивном деле: актуальные проблемы и пути их решения". Для затравки – несколько характерных оборотов, создающих ощущение движения, перспектив и позитива: «началось продвижение», «определенные шаги сделаны», «сделано и делается немало, но впереди - необозримое поле деятельности», «воодушевляющий итог … внедрения … автоматизированных … технологий». Неплохо! Имею в виду на будущее.

Шедеврально воспринимается и такое: «Можно констатировать, что … пройдены критические точки в наращивании информационного потенциала, приобретения опыта, разработки специальных технологий, и наступило время решать задачи расширения и повышения эффективности использования накопленных ресурсов, разностороннего применения наработанных технологий». Первое впечатление - крайне восторженное. Правда смысл заключается, видимо, в том, что наконец настало время что-то делать (решать, применять и т.п.), а до этого все лишь наращивали потенциал и приобретали опыт. Но так как задача была – донести не смысл, а создать впечатление – учимся у мастеров!

А вот для изучения другой документ - Распоряжение правительства РФ от 25 июня 2009 г. N 872-р. Понравилась такая вот фраза: «Федеральным органам исполнительной власти принять меры по созданию условий для осуществления начиная с 2011 года государственных услуг и (или) функций в соответствии с перечнем, утвержденным настоящим распоряжением». Опять же первое впечатление – уже с 2011 будем получать госуслуги в электронном виде. Перечитывая, понимаю – речь идет о создании условий для осуществления! То, что условия будут созданы, не означает впрямую, что начнут что-то делать. Так что налицо активная демонcтрация намерений с подстраховкой от вопросов типа «А где же само оказание электронных госуслуг?». Но каков сам эффект первого восприятия?!

Приятно было узнать от министра связи и массовых коммуникаций И.Щеголева на VI Тверском социально-экономический форуме «Информационное общество», что уже в 2010 году «мы планируем перейти к оказанию государственных услуг в электронном виде». Только не стоит вникать в следующую его фразу: «не выходя из дому, можно будет через Интернет или по телефону получить информацию о том, где оказываются те или иные услуги, каков график приема граждан, какие документы необходимо заполнить и как обойтись без очередей». Потому что это все-таки означает, что могут быть очереди и график приема, а не организация процессов электронного взаимодействия без очередей в режиме 7*24. Главное впечатление – «в 2010» и уже «в электронном»! А что подразумевается лишь получение сведений о графике работ и очном приеме без очередей – это дело десятое. Впрочем, сама доступность информации в электронном виде через интернет – это уже норма жизни, которую явно оценили десятки тысяч абитуриентов, изучавших итоги ЕГЭ 2009 и проходной балл в вузы дистанционно.

Конечно, меня впечатляли и слова Медведева о том, что «Практически нигде граждане не могут непосредственно со своего рабочего места ... просто узнать о том, как происходит движение документа, с которым они обратились в органы государственной власти», «Нет реальных подвижек и во внедрении межведомственного электронного документооборота». И о том, что «по ключевым показателям мы ещё страшно далеки от большинства развитых государств ... у нас никакого электронного правительства нет, всё это – химера». Ощущается энергия, предложения, реакция президента на то, что созвучно ожиданиям определенного числа граждан, связанным с электронным взаимодействием с властью и правительством.

Что еще отметил попутно: некоторые рассмотренные тексты начинаются с идентичных по смыслу фраз: «Нет необходимости говорить о месте и значимости автоматизированных информационных технологий», «Не буду говорить банальностей, очевидно, что в XXI веке главная ставка делается именно на развитие информационно-коммуникационных технологий», «Очевидно, что сегодня никакой прогресс и модернизация невозможны без информационных технологий». Но выводы, заключения, впечатление от материалов – совершенно противоположные. Пафос и позитив есть там, где дают отчет о проделанной работе, выполнении планов и т.п. И мы испытываем признательность к авторам формируемого у нас впечатления о достигнутых результатах. Пафос есть и там, где распекают, критикуют и предлагают энергично взяться за дело. И мы признательны тем, кто что-то энергично говорит и делает для того, чтобы появились результаты. В итоге все процессы идут, нужное впечатление о них создается и если нельзя пока пользоваться результатами отдельных проектов и работ, давайте воспользуемся хотя бы опытом владения искусством слова для создания нужного эффекта.

Чтобы прочитать эту статью до конца,
или зарегистрируйтесь

Комментарии 0

Чтобы прокомментировать, или зарегистрируйтесь