Наверх

Роуминг - дело абонентов? Решаем сложный вопрос сообща

Время чтения: 7 минут
0
Роуминг - дело абонентов? Решаем сложный вопрос сообща

Часто абоненты упрекают операторов в том, что те либо не хотят, либо слишком медленно развивают роуминг. Операторы же оправдываются: по их мнению, абоненты не сильно мотивируют сервисы развивать технологии.

Мнения: Александр Лымарь, Иван Агапов

Роуминг операторов ЭДО – одна из самых болезненных тем отрасли, в которой много полярных мнений и даже обвинений. Часто абоненты упрекают операторов в том, что те либо не хотят, либо слишком медленно развивают роуминг. Операторы же оправдываются: по их мнению, абоненты не сильно мотивируют сервисы развивать технологии. К счастью, есть и другая сторона, которая не ждет, чем закончится дискуссия, а пытается решить проблему уже сейчас. В этом материале мы разберем опыт компаний, которые уже практикуют обмен в роуминге.

Насколько серьезна проблема с роумингом?

Роуминг должен решать одну из самых важных задач ЭДО – способствовать быстрому старту обмена электронными документами между компаниями, подключенными к любым сервисам. Мы поинтересовались у наших экспертов о том, справляется ли роуминг с этой задачей?

Иван Агапов,
Synerdocs

Я бы не говорил, что роуминг – это реальная проблема или трудность для конечного абонента. Эффективность роуминговых пар доказана на практике. К тому же сейчас существует множество решений, позволяющих эффективно настраивать обмен с контрагентом в другом сервисе ЭДО, – от мультиоператорности до роуминговых центров.

Однако с точки зрения оператора роуминг действительно можно назвать генератором трудностей. Начнем с того, что сам процесс настройки межоператорского взаимодействия еще несовершенен. Это происходит не быстро: пока все операторы договорятся, пока протестируют, пока подпишут соглашения, уровняют SLA – пройдет много времени.

Плюс нужно дорабатывать процесс по отправке заявки на роуминг. Сейчас заявку на подключение контрагента в роуминге абонент отправляет своему оператору. Эту заявку получает техническая служба и направляет запрос по e-mail другому оператору. Происходит все в ручном режиме, многое зависит от того, как процесс организован у конкретного оператора, загружен ли сам специалист техподдержки, в какое время поступила заявка и т.п.

Если мы подозреваем, что с роумингом у конкретного абонента могут быть трудности, то стараемся их решить различными способами. В том числе подбираем для абонента альтернативы, предлагаем интеграцию или развиваем универсальные решения наподобие участия в роуминговом центре.

Александр Лымарь,
руководитель проекта внедрения Synerdocs в Nokian Tyres

Для заказчика проблема с роумингом выражается в том, что старт обмена происходит для контрагентов по-разному.

Заказчику важно быстро начать обмен, а технические нюансы, такие как роуминг или интеграция, это средства для оптимального построения процесса. Как это все происходит на стороне оператора, со стороны не видно, но процесс довольно неравномерный.

Можно ждать, когда ваших контрагентов подключат к роумингу, а можно предпринять конкретные действия. Например, как сделал Nokian Tyres – предоставил право выбора между разными сервисами.

Мультиоператорность – решение или проблема?

В качестве альтернативы роумингу мы обозначаем мультиоператорность – подключение сразу к нескольким сервисам обмена. Насколько такой выбор поможет решить вопрос быстрого начала обмена с контрагентами?

Александр Лымарь,
руководитель проекта внедрения Synerdocs в Nokian Tyres

Мультиоператорность – фактически, выбор заказчика. В Nokian Tyres отдали предпочтение двум операторам ЭДО, при этом Synerdocs вошел в число основных операторов, а с остальными был налажен обмен с использованием роуминга.

Выбор происходил просто. Специалисты заказчика проанализировали, к каким операторам были подключены их контрагенты, и выбрали самых распространенных, с которыми в том числе имелись коннекторы к СЭД DIRECTUM. Таким образом, проблема маршрутизации и интеграции была решена.

Отмечу, что работа сразу с двумя операторами имеет определенные особенности. Каждый сервис работает с абонентами по-своему, у каждого собственный SLA, скорость реакции, методика и мотивация. Поэтому сам процесс подключения может происходить не очень плавно.

Иван Агапов,
Synerdocs

Сложность мультиоператорности, прежде всего, в организации процессов работы: необходимо решать вопросы адресации сообщений, выработать единый подход к хранению документов из разных сервисов. В конце концов, придется учитывать, что уровень сервиса (SLA) и даже функциональность операторов могут отличаться.

По факту, трудности этого варианта должны разделить между собой абоненты и разработчики корпоративных систем, которые позволят интегрировать свои решения с сервисами обмена.

Но в практике уже есть примеры, когда крупные компании работают с двумя и более операторами, то есть вариант вполне жизнеспособен. Посмотрите, как развивалась ситуация с роумингом в EDI. Это яркий образец того, как бизнес сам находит для себя выход из ситуации: пользователи пришли к выводу, что на первом этапе проще подключиться сразу к нескольким EDI-операторам. И сейчас там роуминг есть и активно используется. Этот опыт легко проецируется и в область ЭДО.

Тем более просто это будет сделать, если вопросы отправки электронных документов вовне будут решать вендоры информационных систем. Пусть разработчики учетных и ECM-систем предложат своим пользователям сразу все существующие варианты сервисов, возьмут на себя часть взаимодействия с ними, доведут до ума интеграционные решения. Логично, когда внутренние и внешние процессы документооборота составляют единую экосистему в рамках одного решения.

Роуминговые центры помогут?

Задача роуминговых центров (РЦ) – решить проблемы длительной настройки прямого роуминга. Подразумевается, что РЦ сильно продвинут процесс повсеместного охвата межоператорского взаимодействия. Однако стоит подходить к их работе осмотрительно.

Иван Агапов,
Synerdocs

Сейчас операторы уже начали объявлять о присоединении к РЦ, тем более что теперь это обязательное требование. Мы тоже сделали это.

Преимущества такого варианта очевидны: единая точка входа, единое адресное пространство, простое развитие платформы и решение оргвопросов. Но есть и недостатки: РЦ явно будет препятствием для развития функциональности операторов, уравнивая возможности всех. Плюс лишнее звено в системе добавляет уязвимости – если «упадет» центр, то встанет обмен сразу у всех операторов. Да и скорость пострадает, хотя для конечного пользователя это будет не особо заметно, в отличие от цены, так как РЦ надо будет оплачивать.

Скорее всего, влияние РЦ будет заметно только в 2017 г., а в данный момент основная нагрузка по настройке роуминга все еще лежит на плечах операторов ЭДО.

Наконец, никто не отменял старую идею с единой шиной обмена, которая могла бы контролироваться той же ассоциацией «РОСЭУ». Шина взяла бы на себя все вопросы совместимости, сама бы «вытягивала» из сервисов данные и «заносила» их по необходимости. И для этого всего-то нужна толковая технология и поддержка 7-8 крупных игроков. Это облегчит жизнь всем и фактически обеспечит роуминг.

Итог

В ближайшем будущем межоператорское взаимодействие для многих будет являться конкурентным преимуществом. Спрашивайте своих операторов о том, что они могут предложить в этом направлении, с кем у них уже подписаны соглашения, подключены ли они к роуминговым центрам. Это во многом поможет вам определиться с выбором сервиса.

Многие эксперты все еще советуют абонентам занимать активную позицию по этому вопросу, причем не только в общении с оператором, но и при общении с контрагентами. В конечном счете вопрос развития роуминга будет актуален для всех участников обмена документами.


Кейсы: Nokian Tyres

Еще посмотреть: запись онлайн-семинара «Роуминг с разных сторон: электронные документы глазами всех участников обмена».

Чтобы прочитать эту статью до конца,
или зарегистрируйтесь

Комментарии 0

Чтобы прокомментировать, или зарегистрируйтесь