Круглый стол «Развитие операторов ЭДО: тормозящие факторы, взгляд в будущее». Часть 2.
Каких явных успехов добились операторы ЭДО за два года? Межоператорское взаимодействие: роуминг, хабы, что дальше? Blockchain - почему "Да" и почему "Нет"?
Мы продолжаем знакомить вас с мнением операторов ЭДО по самым насущным вопросам юридически значимого электронного документооборота. В первой части круглого стола представители операторов рассказали читателям портала о влиянии государства на рынок ЭДО и том, в каком направлении они видят развитие сервисов.
Вторая часть круглого стола «Развитие операторов ЭДО: тормозящие факторы, взгляд в будущее» посвящена рассмотрению иных интересных вопросов: каких явных успехов добились операторы ЭДО за два года? достигло ли зрелости межоператорское взаимодействие? что за принципиально новые методики и технологии придут на рынок? Приятного чтения.
Участники круглого стола
● Иван Агапов, руководитель бизнес-направления Synerdocs компании DIRECTUM
● Роман Барашенко, руководитель Отдела ЭДО ЗАО «Калуга Астрал»
● Константин Козлов, руководитель проекта «Контур.Диадок» компании «СКБ Контур»
● Артем Меликджанян, коммерческий директор компании «Такском»
● Дмитрий Силевич, «Корус Консалтинг СНГ»
От «бумажных» процессов к «электронным»: трудности и успехи
Сервисы ЭДО определенно влияют на сложившуюся ИТ-архитектуру предприятий и модель их документооборота. Как вы считаете, какие трудности сегодня испытывает бизнес в ходе выстраивания нового единого пространства документооборота? Что можно причислить к успехам именно операторов ЭДО в этом процессе?
Иван Агапов, Synerdocs: Я бы выделил две основные трудности, с которыми сталкивается бизнес. Во-первых, это сложность перехода с «бумажных» процессов на «электронные». У крупных заказчиков масса вопросов. Как согласовывать документы внутри компании, если с контрагентами уже перешли на ЭДО? Как организовать работу одновременно в электронном и бумажном виде? Выход я вижу в создании единого пространства для работы с документами – единой системы обработки ЮЗЭД, единой системы для поиска, архива ЭД и т.д.
Вторая проблема – сложно убедить контрагентов перейти на ЭДО. Между тем, пока большая часть контрагентов не начнет работать в электронном виде, полноценного эффекта от ЮЗЭДО бизнесу не получить. Решать эту проблему я предлагаю с помощью оператора, применив его опыт в подключении контрагентов.
В то же самое время к успехам операторов я однозначно хочу отнести тот эффект, которого они добились в области подключения контрагентов крупных компаний. Доля предприятий, осваивающих ЭДО, неуклонно растет. Операторы двигают этот процесс, активно поддерживая тему подключения контрагентов, поднимая ее на конференциях, накапливая практику работы, делясь опытом с клиентами.
Роман Барашенко, «Калуга Астрал»: Сейчас многие компании, решая организовать взаимодействие с контрагентами в электронном виде, рассматривают вопрос с одной стороны. Они переносят все проблемы, с которыми сталкивались при ведении бумажного обмена, на обмен электронный. При таком способе организации работы нельзя говорить о стопроцентной оптимизации бизнес-процессов компании. Операторы понимают это и поэтому оказывают аналитическую поддержку своим клиентам в данном вопросе. Однако в практике присутствует много случаев, когда заказчик отказывается от подобной помощи.
Константин Козлов, «Контур.Диадок»: Думаю, сейчас для компаний самое сложное — не IT-архитектура и не технические решения. И сами операторы, и другие поставщики IT-услуг сегодня предоставляют достаточно интеграционных решений, чтобы из них можно было выбрать оптимальное. Главной трудностью мне видится подключение к ЭДО контрагентов. В крупных компаниях подобные решения часто принимаются подолгу, проходят массу согласований. В малом и среднем бизнесе сильна инерция и нежелание менять что-либо в привычной работе. Именно поэтому у нас подключением контрагентов занимается специальный отдел.
Артем Меликджанян, «Такском»: Главная трудность в ИТ-проектах – не стоимость или сложность задачи, а человеческий фактор и нежелание сотрудников компании менять сложившиеся традиции. На этом поле и работают операторы ЭДО, вкладывая силы в развитие методологии, распространение информации и технологий. К примеру, «Такском» регулярно проводит бесплатные вебинары, семинары, конференции, бизнес-завтраки с участием экспертов ФНС, Минфина и профессионалов рынка. Операторы общаются с бизнесом и шаг за шагом открывают преимущества и возможности ЭДО. Проблема в том, что развеять мифы и перебороть привычку использования бумаги очень сложно.
О зрелости межоператорского взаимодействия
Два года назад мы рассуждали о зрелости межоператорского взаимодействия. Можно ли сегодня говорить, что операторы на самом деле совместно развивают рынок и коммуникации в нем, или все закончится на межоператорских хабах? И насколько качественно/далеко участники рынка продвинулись в этом направлении?
Дмитрий Силевич, «Корус Консалтинг СНГ»: За два последних года вместе с ростом количества клиентов, подключенных к ЭДО, значительно расширилось взаимодействие операторов в роуминге. На данный момент практически все крупные операторы между собой роуминг организовали, но доля документов, передаваемых в роуминг, очень незначительна.
Несмотря на создание уже нескольких межоператорских хабов операторы по-прежнему стремятся к организации роуминга по принципу «точка-точка», так как видят эту модель взаимодействия позволяющей предоставлять необходимый уровень SLA и оптимальные для клиентов финансовые условия.
Артем Меликджанян, «Такском»: На мой взгляд, ситуация с роумингом немного искусственно раздута. Когда не было никакой связи между операторами, это действительно было неудобно. Сейчас наличие межоператорского взаимодействия обязательно для всех операторов, и этот вопрос в большинстве случаев отпал.
Константин Козлов, «Контур.Диадок»: Следуя за потребностями клиентов, мы все чаще контактируем с другими операторами. Если в 2014 году взаимодействия практически не было, то сегодня оно происходит постоянно. Такое изменение само по себе уже можно рассматривать как новое качество взаимоотношений между операторами, хотя о совместном развитии рынка пока говорить рано.
Иван Агапов, Synerdocs: Межоператорские хабы, на мой взгляд, только сейчас начинают работать, поэтому подводить итоги рано. Роуминг работает, но не в полную силу. Еще нет единого адресного пространства с автоматической настройкой роуминга. И к этому мы должны прийти. Если сравнивать ситуацию сегодня и два года назад, когда роуминг был чем-то необычным и в него мало кто верил, то сейчас эта схема живет и работает. Операторам удалось продвинуться, но можно и нужно двигаться дальше. Нам не хватает совместного развития рынка в части использования других технологий, например, форматов документов. Нужно развивать стандарты, на которых в своей основе будет работать весь рынок.
Роман Барашенко, «Калуга Астрал»: За последние три года оераторы значительно продвинулись в решении вопроса организации роумингового взаимодействия. Приказ Минфина № 174Н внес определенные коррективы и стимулировал операторов более ответственно относиться к данному направлению развития рынка ЭДО. В ближайшее время роуминг будет развиваться в двух направлениях:
● взаимодействие операторов по схеме P2P;
● взаимодействие операторов через роуминговых операторов, закрепивших свой статус на законодательном уровне.
Отмечу, что большинство операторов сейчас продолжают взаимодействовать друг с другом именно по первому варианту, что пока не подразумевает полную автоматизацию организации роуминга. Поэтому я считаю, что вопрос взаимодействия через роуминговых операторов является очень перспективным в среднесрочном периоде.
Мобильные технологии, аналитика данных, blockchain – что приживется в будущем?
Какие принципиально новые технологии и методики, по вашему мнению, должны прийти в ЭДО в обозримом будущем? Как вы оцениваете возможности blockchain?
Иван Агапов, Synerdocs: Blockchain – технология интересная, но, по моему мнению, для рынка операторов ЭДО она неприменима. У нее есть будущее в секторе взаимодействия между крупным и очень крупным бизнесом. Подавляющее же число компаний в нашей стране (а это в основном ИП и ООО) технологию blockchain не поймут, решений сейчас на рынке для них нет, и их разработка под большим вопросом.
Если говорить про другие новые технологии и методики, то было бы интересно расширить возможности использования электронной подписи и снять барьеры, связанные с не самой простой процедурой ее получения, которая для маленьких компаний сопоставима с квестом. Плюс сейчас говорят о том, чтобы банки начали использовать ЕСИА. Почему бы и в ЭДО не перенести эту систему для идентификации участников документооборота? Интересно и развитие мобильных технологий, например, в части широкого использования смартфонов для подписания электронных документов.
Константин Козлов, «Контур.Диадок»: Думаю, что в обозримом будущем ничего радикального нового не предвидится. Что касается blockchain, говорить о нем в контексте ЭДО мне кажется преждевременным. У этой технологии есть ряд ограничений. Во-первых, при blockchain пришлось бы в тысячи раз ускорить обработку транзакций. Во-вторых, он не предполагает единого центра ответственности, а это минус в части сервиса и техподдержки. В-третьих, понадобятся решения, чтобы интегрировать ЭДО по технологии blockchain в учетные системы клиентов. В-четвертых, сама идея blockchain (все участники валидируют все транзакции) противоречит ЮЗЭДО, который подразумевает обмен приватными данными. Наконец, в России нет нормативной базы, подтверждающей, что документооборот через технологию blockchain юридическим значим и легитимен.
Дмитрий Силевич, «Корус Консалтинг СНГ»: ЭДО в нашей стране живет по законам государства и будет меняться только по инициативе госорганов, в первую очередь, Федеральной налоговой службы. Все, что понадобится государству в лице ФНС, будет разрабатываться и внедряться.
В EDI мы видим больший потенциал принятия новых технологий и методик. Blockchain же, кстати, не одобрен ФНС и по статусу это тот же обмен документами, что и в EDI.
Артем Меликджанян, «Такском»: В обозримом будущем это, конечно же, развитие мобильных технологий. На данный момент мы экспериментируем с возможностями blockchain в сфере ЭДО. У нас есть готовая конструкция, состоящая из мобильного приложения, веб-ресурса и blockchain на технологии Ethereum. Это приложение защиты изображений для мобильных устройств на iOS и Android платформах. Фотография делается на телефоне, в нее скрытым образом помещаются дополнительные данные (время, геопозиция, тип устройства и т.д.), далее все это помещается в blockchain. А доступ к снимкам можно предоставлять третьим лицам.
Роман Барашенко, «Калуга Астрал»: На российском рынке данная технология появилась относительно недавно, поэтому сейчас пока сложно оценить, насколько она окажется востребована в будущем. Считаю, что какие-либо результаты ее успешного использования можно будет оценить после того, как закончится проект в пилотной группе компаний. Пока кажется, что технология blockchain может внести на рынок дополнительный механизм построения системы ЭДО, но не заменить существующие.
Источник: Эксклюзивно для ECM-Journal
Комментарии 0