Ближайшее будущее ИТ в России: ГЧП и импортозамещение
Эти темы просто не покидают публичное пространство, постоянно обсуждаются на официальных мероприятиях и в прессе. В частности, ярко прозвучали на конференции «Взгляд в электронное будущее», прошедшей в прошлом месяце в Сочи при поддержке Ростелеком.
Два ключевых ИТ-тренда России на ближайшие годы – импортозамещение и государственно-частное партнерство (ГЧП). Эти темы просто не покидают публичное пространство, постоянно обсуждаются на официальных мероприятиях и в прессе.
В частности, ярко прозвучали на конференции «Взгляд в электронное будущее», прошедшей в прошлом месяце в Сочи. Не смотря на то, что на конференции обсуждались и другие вопросы (актуальные тенденции в секторе ИТ, создание инфраструктурных проектов на базе облачных технологий, развитие ИТ-технологий в транспортной отрасли, а также перспективы работы с геоданными и геосервисами) именно ГЧП и импортозамещение заняли центральные места в диалоговом пространстве Совета Федерации, Минсвязи РФ и крупных ИТ-интеграторов России. И связано это прежде всего с процессами реструктуризации ИТ-отрасли, пришедшими вслед за политическими событиями последних полутора лет.
Импортозамещение – брейншторм
Импортозамещение - слово еще достаточно свежее. В прошлом году проработка темы была еще только на уровне концепций и идей, да и сейчас она представляет собой скорее брейншторм, нежели внятный план действий. Все соглашается, что Россия потенциально способна легко завоевать цифровой суверенитет в области прикладных решений и сервисов. Куда хуже дела обстоят с инструментариями и платформами, а вообще катастрофически в области hardware, где целую отрасль придется строить с нуля.
Особенно непросто заниматься импортозамещением будет в регионах. Подчеркивалось, что те субъекты РФ, которые традиционно были лидерами в информатизации, уже построили свои системы на зарубежных платформах. Перестраивать будет сильно сложнее, чем тем регионам, которые внедряют ИТ с нуля. А внедрение информационных технологий в регионах приобрело еще и социальную важность, как единственный реальный инструмент взаимодействия с обществом.
Заместитель губернатора Челябинской области Руслан Гаттаров подчеркивал, что регион уже имеет аналогичный опыт по импортозамещению продуктов питания – 10 лет назад область закупала большинство продуктов, 3 млрд рублей стоила ей самостоятельность в этой отрасли. Но подобных проектов в информационной отрасли, когда государство водит ИТ - нет. Это долго, требует денег и не гарантировано качество.
Все участники дискуссии поддерживали тезис Руслана, что России сначала нужно разработать конкурентоспособный продукт, а потом уже работать над замещением. Нужны ИТ-пионеры, вдохновители, а власть должна помогать им выходить на крупных заказчиков - оборонку, атомную и ядерную промышленность. Как только отечественные разработчики получат сформированный рынок сбыта и возможность конкурировать – так можно будет считать успешным старт процесса импортозамещения.
Новое слово - ГЧП
К ГЧП участники конференции подходили с осторожностью, не смотря на то, что соответствующие нормативные акты уже вступили в силу, а теория переходит в практику. Понятно, что в ГЧП видят новый виток информатизации, поскольку бюджеты на ИТ в регионах упали, их хватает только на поддержку того, что уже есть, а на развитие ресурсов уже нет.
При этом представители компании Ростелеком уже вовсю демонстрировали проекты на основе ГЧП, но пока самый распространенный сценарий связан с системами «Безопасный город», которые сейчас повсеместно запускаются. В остальных проектах частные инвесторы проявляют понятную осторожность. Вложения в разработку сервисов, достаточно нишевых подуктов, могут попросту не вернуться. А разработка платформ, которая с большей вероятностью может отбить инвестиции, оказывается слишком дорогой. Потому вся эта история про ГЧП видится только в участии крупных региональных или федеральных компаний, которых еще нужно как-то вовлечь в процесс.
Бизнес интересует возврат инвестиций в ИТ. Можно просто получать процент со штрафов (в «Безопасном городе»), а можно подключить рыночные механизмы, типа введения в ИТ дополнительных платных услуг, которые просто расширяют возможности сервисов. Это, например, опции доставки или обслуживания карт УЭК в регионе, приоритетные электронные очереди и т.п. Также можно выделить вариант использования государственных ИТ-систем как канал продвижения бизнеса, поиска потребителей и доставки информации (рекламы). Продажа на портале госуслуг своих опций может быть для бизнеса интересной.
***
Основные выводы, которые можно было сделать на конференции: при очевидной нехватке ресурсов Россия очень стремится к цифровому суверенитету. Правильность выбранного пути при этом пока не очевидна. Если приход ГЧП в ИТ можно считать довольно продуманным и правильным шагом, то импортозамещение сегодня – мечта, достижимость которой исчисляется не одним годом кропотливой работы всей ИТ-отрасли и соответствующих ведомств.
Источник: Эксклюзивно для ECM-Journal.
Комментарии 0