Наверх

Чем вызван небывалый рост российского рынка ЭДО в 2014?

Время чтения: 4 минуты
7
Чем вызван небывалый рост российского рынка ЭДО в 2014?

За двенадцать месяцев 2014 года на рынке ЭДО произошли действительно большие перемены. На порядок увеличился объем электронных документов, все чаще внедрять у себя ЭДО начали компании малого и среднего бизнеса, продолжились работы развитию роуминга.

За двенадцать месяцев 2014 года на рынке ЭДО произошли действительно большие перемены. На порядок увеличился объем принятых и отправленных электронных документов, все чаще внедрять у себя ЭДО начали компании малого и среднего бизнеса, продолжились работы по развитию роуминга.

Своим мнением по поводу роста рынка в 2014-ом поделился представитель компании «СКБ Контур» -  руководитель направления ЭДО Эдуард Шифман. По его словам, минувший год показал стабильный рост как по масштабам пересылаемых электронных документов (увеличение в 3,7 раз), так и по количеству организаций, причастных к внешнему ЭДО (показатель увеличился практически в 4 раза). При этом следует отметить, что подавляющее число пересылаемых электронных документов (больше 90%) – это формализованные документы, чаще всего используемые бухгалтерией (счета-фактуры и формы ТОРГ-12). По словам представителей «СКБ Контур», это объясняется тем, что перевод этих документов в электронный вид практически полностью автоматизирует работу бухгалтерии.

В 2014 году было зарегистрировано более 14 тыс. организаций, внедривших ЭДО. Годом ранее их было в два раза меньше. С 87 до 680 тыс. увеличилось количество компаний, получивших в свой адрес те или иные электронные документы.

Наибольший вклад в дело преумножения трафика внесли компании, представляющие отрасль ритейла, телекоммуникаций, фармацевтики, автодистрибуции, энергосбыта. Но 2014 год был ознаменован еще и тем, что ЭДО начал выбирать не только крупный бизнес, но и средние и небольшие компании. На протяжении длительного периода времени основным эффектом от внедрения ЭДО считалось сокращение расходов на бумажных документах, почтовых и курьерских услугах. Однако со временем практика доказала: отказываясь от бумаги, компании не просто экономят, но и оптимизируют многие бизнес-процессы. Например, сокращают время на подготовку, согласование, отправку документации.

За 2014 г. через «Контур.Диадок» было передано более 22 млн электронных юридически значимых документов

По мнению Эдуарда Шифмана, рост трафика в 2014 году в большей степени вызван увеличением числа организаций, наконец, открывших для себя ЭДО, нежели ростом объема пересылаемых документов. Это ли не свидетельство того, что в ряду бизнесменов, осознающих выгоды от внедрения ЭДО, продолжает прибывать?

В 2013 г. при выборе оператора пользователи в основном принимали во внимание такой фактор, как объем зарегистрированных у него абонентов. В 2014-ом данному фактору перестали придавать значение. Почему? Дело в том, что даже после подключения к определенному оператору организация не всегда прибегает к его услугам обмена документами. К тому же часто возникает необходимость сотрудничать с контрагентами, подключенными к сторонним операторам. С учетом всего этого многие российские операторы перешли на активное взаимодействие по поводу развития роуминга. Пионерами в этой области стали «СКБ Контур» и «Корус Консалтинг СНГ»: компании наладили между собой первый роуминг. В 2014 году границы роуминга расширились за счет налаживания взаимодействия и других операторов. Рынок морально готов к развитию роуминга, на 2015 год можно делать положительные прогнозы и ожидать от операторов еще большей активности в этой сфере.

Всего в 2014 г. через сервисы «Контур.Диадок» и «Контур.EDI» прошло более 54 млн документов

Еще одним фактором развития электронного документооборота является меняющийся в 2015 г. порядок декларирования НДС. Теперь данные, относящиеся к одной сделке, но получаемые от разных контрагентов, будут сверять в ФНС. Специалисты считают, что вступление в силу такого правила может спровоцировать ряд сложностей у тех организаций, которые все еще зависят от бумаг. Из-за вынужденной необходимости вручную вводить данные в свои учетные системы бухгалтеры таких компаний допускают немало ошибок. В результате появляются несоответствия с теми данными, которые со своей стороны представляют в ФНС их контрагенты. Между тем внедрение систем электронного документооборота помогает значительно сократить или вовсе избавить компании от получения массы требований о пояснениях, которые поступают в их адрес из ИФНС.

Источник: По материалам CNews

Чтобы прочитать эту статью до конца,
или зарегистрируйтесь

Комментарии 7

Это, наверное, ожидаемо - рост трафика должен идти по прогрессии. Компания подключает своих контрагентов, а контрагенты - еще своих подтягивают. 

Виктор Золотов 16 февраля 2015

Название путает... рынок ЭДО в целом не особо вырос наверное, а вот рынок "межкорпоративного ЭДО", как минимум на примере одной компании, вырос сильно. И тут интересен не только рост, но и насколько системы с новой "ментальностью" смогут потеснить ветеранов рынка. 

Ведь что такое ЭДО у ветеранов? Как бы они не пытались представить ситуацию иначе, это, прежде всего делопроизводство. А тут рост показывают системы, где делопроизводства нет и близко. Наконец-то ветер перемен? 

Сергей Бушмелев 16 февраля 2015

Я не знаю, "рассекретили" ли соотношение формализованных (ЭСФ, ТОРГ-12, формализованные акты) и неформализованных документов, но без цифр просто скажу, что формализованных документов через сервис передается больше. Так что для сервисов ЭДО в плане роста трафика больше результата дает интеграция с системами класса ERP, нежели с ECM. И с сервисами EDI, так как часть формализованных документов - это "юридически-значимое продолжение" обмена EDI-сообщениями.

Не будет тайной и тот факт, что возможности кастомизации multi tenant cloud сервиса ЭДО пока отстают от возможностей кастомизации on premise ли single tenant cloud ECM-системы. А в случае автоматизации какого-нибудь по-российски заковыристого бизнес-процесса типа согласования счетов на оплату, эта возможность кастомизации и есть главный товар. Но и здесь, думаю, сервисы ЭДО в обозримом будущем смогут откусить некий кусочек от пирога, которого ECM-вендоры до недавнего времени считали исконно своим :)

Виктор Золотов 16 февраля 2015
Но и здесь, думаю, сервисы ЭДО в обозримом будущем смогут откусить некий кусочек от пирога

Не сомневаюсь в этом. Жизнь заставляет быть "проще", избавляться от бюрократического зарегулирования. Быстрое решение "из облака", без бессмысленного внедрения очередного делопроизводства это разумно на фундаментальном уровне для большинства компаний и почти для 100% SMB. Так что если экономика хоть как-то будет развиваться в рыночном направлении, то переток клиентов между "подходами" неизбежен. Смогут ли текущие лидеры рынка "классических" СЭД перестроиться - большой вопрос.  

Сергей Бушмелев 16 февраля 2015
Смогут ли текущие лидеры рынка "классических" СЭД перестроиться - большой вопрос.

Я бы пока говорил скорее об общих для сервисов ЭДО и ECM-систем задачах - согласование входящих счетов. В этой задаче, правда, от желающих поучаствовать в дележке пирога нет отбоя: плюсом к первым двум участникам это и инструменты BI и BPM (Business Performance Management), и интеграция с платежными системами и т.п.

Что иже касается ECM, то можно придумать и кучу других задач, кроме согласование счетов на оплату и делопроизводства ;)

Сергей Бушмелев 16 февраля 2015
Не сомневаюсь в этом. Жизнь заставляет быть "проще", избавляться от бюрократического зарегулирования.

Тут, на мой взгляд, нужна "управленческая революция", когда у организаций, включая РАО и прочий "крупняк с участием государства", будут силы желание серьезно оптимизировать управленческий аппарат, реформировать управление в строну предоставления больших полномочий подразделениям.

Андрей Колесов 17 февраля 2015

Написал некоторые соображения по теме: http://www.pcweek.ru/its/blog/ecm/7294.php
В моем представлении, направление ФНС-ОбменДокументами - это пока некоторая "вещь в себе", такая тусовочная. Весьма узко-специализированное направление и по многом поддерживаемое за счет нашего замысловатого законодательства.
Какую конкуренцию эти сервисы могут представить традиционным продуктам - не очень понятно (или не понятно вовсе).

Чтобы прокомментировать, или зарегистрируйтесь