Наверх

Цифровые школы – школы будущего

Архив
Время чтения: 4 минуты
5
Цифровые школы – школы будущего

В Москве прошла международная выставка IntegratedSystemsRussia 2008, посвященная как новинкам и последним тенденциям в области аудио- и видеооборудования и интегрированных систем и высокотехнологичным методикам обучения.

Елена Фрум

30 октября в Москве прошла международная выставка Integrated Systems Russia 2008, посвященная как  новинкам и последним тенденциям в области профессионального аудио- и видеооборудования и интегрированных систем для корпоративного и домашнего сектора, так и высокотехнологичным методикам обучения. Посетителям выставки предлагалось, помимо всех прочих представленных новинок, оценить возможности «цифровых» учебных заведений. На экспозиции было выставлено новейшее оборудование и технологии для образовательных учреждений: интерактивные многофункциональные классы, мобильные беспроводные проекторы, системы протоколирования, архивирования и каталогизации учебных занятий, мультимедийные лингафонные лаборатории и профессиональное оборудование.

Таким образом, на примере этого события, а также благодаря активному внедрению различного рода инноваций в сфере образования сегодня становится очевидным, что «цифровое» учебное заведение – это учебно-исследовательское пространство совершенно нового типа. Современные российские образовательные процессы радикально отличаются от традиционного образования прошлого столетия за счет внедрения и широкого использования новых средств обучения: информационных, коммуникационных, аудиовизуальных и интерактивных технологий.

Цифровая школа - это новое явление в европейском образовательном пространстве и эффективный инструмент реализации Приоритетного национального проекта «Образование», идею которого одобрил и поддержал  Президент РФ Дмитрий Медведев. Причем утверждение о том, что цифровое пространство России станет по праву европейской экспериментальной площадкой, основывается на экспертных оценках специалистов крупнейших компаний интеграторов, предлагающих свои инновационные проекты.

В современных условиях перед цифровыми учебными заведениями стоят задачи по созданию принципиально нового системного оснащения школ, которые будут являться открытой площадкой для всех заинтересованных в обучении детей на новой педагогико-технологической платформе. Внедряемые программно-аппаратные решения, интегрированные в системные комплексы, а также гибкая настройка оборудования при корректировке образовательных задач позволят перенести учебный процесс за пределы традиционного школьного пространства. Цифровое же пространство будет способствовать творческой деятельности, развитию креативного мышления, умению нестандартно мыслить и развивать конкурентоспособность каждого отдельного ученика, а также прививать системную культуру среди учителей, школьников, их родителей.

Благодаря всем вышеперечисленным технологическим нововведениям цифровые школы предоставят множество принципиально новых возможностей, например: переход от обучения в классах к обучению в любом месте и в любое время, преобразование школ в элементы единого национального образовательного портала, использование электронного документооборота вместо бумаги и ручек, снижение расходов за счет повышения скорости и качества выполнения административно-управленческих операций путем их автоматизации, достижение гибкости учебного и воспитательного процессов, повышение привлекательности получения образования в целом.

Между тем первая официально признанная «цифровая» школа появилась в России в 2007 году в Череповце. Этот статус подтверждается уникальным сертификатом, который подписали и вручили Министр образования и науки РФ и Губернатор Вологодской области. Вслед за школой в Череповце в ноябре 2008 года статус «цифровой» приобрела школа Вологды.

Также формат «цифровой» школы принадлежит гимназии Великого Устюга. За счет оснащенности интерактивными досками, беспроводными проекторами, мобильными малогабаритными компьютерами, электронными книгами и аудиовизуальными устройствами  процесс обучения становится для учеников этих школ ярким, наглядным, динамичным и интересным.

Стоит также отметить, что во многих российских школах уже введена система электронных дневников и журналов, а в некоторых высших учебных заведениях активно внедряется использование электронных зачеток.

Остается надеяться, что примеру первых цифровых школ последуют многие другие школы России, которые создадут такие комфортные условия обучения, при которых ученики будут чувствовать свою успешность и интеллектуальную состоятельность, что поможет сделать сам процесс обучения более продуктивным и позволит психологически адаптироваться к новой неизбежной реальности проникновения высоких цифровых технологий во все стороны жизни.

Чтобы прочитать эту статью до конца,
или зарегистрируйтесь

Комментарии 5

Я очень хотела бы, чтобы дети автора этой статьи попали учиться именно в такую крутую школу, - и особенно, чтобы они обучались не в классе, а «в любом месте и в любое время». Жестоко, конечно, - но, согласитесь, справедливо.

Людей, забывающих, что главным элементом любой хорошей школы - еще с доисторических времен - был и всегда останется живой учитель, нельзя и на пушечный выстрел подпускать ни к управлению образованием, ни к писанию статей о нем.

Наталья, позвольте с Вами не согласиться.

Вы говорите, о роли учителя и о роли фиксированного места и времени проведения уроков.

Касательно первого: неужели в Вашей школе не было плохих учителей, действительно плохих – т.е. позволяющих себе кричать на учеников, оскорблять их за тройки и двойки? В моей были. И я думаю, что в большинстве школ есть такие учителя. Как есть плохие чиновники-взяточники и непорядочные продавцы в супермаркетах. По сути, это тот же самый человеческий фактор. Роль учителя как наставника, как некоего идеала, необходимого на стадии формирования человека как личности, безусловна. Но если бы мне предложили выбирать, как изучать математику в 5-7 классах, я бы выбрала обучение онлайн, а все остальные уроки продолжила бы посещать в стенах родной школы. )

О фиксированном месте и времени проведения уроков – аналогично. Это вопрос сознательности ученика, его способности контролировать себя, управлять своей свободой. Способности выбрать, как обучаться. Если, например, по болезни ученик пропустил занятие – почему бы ему не воспользоваться видео-записью урока, где будет присутствовать тот же самый учитель? Понятно, что рядовому первокласснику сложно самостоятельно составить расписание, распределив его между уроками онлайн и уроками «традиционными». Но для среднего и старшего звена такое комбинированное обучение может стать более продуктивным, чем то, что мы имеем сегодня.
 

Михаил Романов 5 декабря 2008

Не могу не согласится с Натальей - "не в цифре счастье"!

Школа, и это признают, к счастью, не только педагоги, это в первую очередь институт социализации, а уж только потом - центр обучения (впрочем и с обучением в современной школе не все гладко). Дистанционное образование не плохо подходит для получения специальных знаний, но это удел средних и высших специальных учебных заведений.

А вообще, это статья почему-то сразу напомнила рассказ Ллойд Биггл-младшего «Какая прелестная школа!..». Пусть немного наивно - но как верно схвачена тенденция (а ведь это написано почти 50 лет назад!).
 

А что делать детям, которых не принимают в коллективе? Есть примеры, когда детей буквально забивают и заклевывают одноклассники. И кому нужна эта "жизненная школа"? Для социализации может хватать и кружка "Мягкая игрушка", и художественной школы, где тругая атмосфера, другие люди, где ребенок не являтеся "белой вороной".

Еще раз подчеркну - я не говорю о тотальном переходе на дистанционное обучение всех от мала до велика. Я говорю о том, что есть случаи - с трудными детьми или с элементарно пропустившими уроки по болезни, - которые можно "оптимизировать" благодаря "цифровой школе" и "цифровым урокам".

Татьяне: Случаи, действительно, бывают разные. Но именно в трудных случая ученик особенно нуждается в общении с человеком, а не с машиной. Цифровые технологии могут стать полезным подсобным средством, но только в умелых руках педагога. Пример: почти все школы страны сейчас подключены к Интернету, а что от этого толку?

Вы молоды, и, естественно, не знаете, что ровно то же самое говорили некоторые «новаторы» лет 40 назад, когда в школах стали появляться телевизоры, магнитофоны, кинозалы… IMHO, без учителей и/или в отрыве от сверстников можно растить только томагочи!

Спасибо Михаилу – он совершенно правильно напомнил о том, что школа в первую очередь готовит обществу полноценных граждан, и только во вторую – набивает головы учащихся знаниями.

Чтобы прокомментировать, или зарегистрируйтесь