Почему выгодны бумажные документы?
Попытка ответа на вопросы статьи Андрея Колесова "ИТ-преграды на пути электронных документов" (http://www.pcweek.ru/ecm/blog/andrey-kolesov/379.php)
Андрей Колесов в своем блоге разместил статью ИТ-преграды на пути электронных документов, в которой высказал интересную мысль - что переход на безбумажные технологии не выгоден большому количеству ИТ-вендоров, которые работают на стыке электронных и бумажных технологий "производители принтеров, сканеров, устройств хранения информации, производители ПО для процессов "захвата" документов".
Вообще, тема "мирового заговора производителей ПО(АО)" на столько стара, что несомненно за ней что-то есть - ну не бывает разговоров на пустом месте в течение 20 лет (да, и НЛО тоже не выдумки - их вообще обсуждают лет 70)! :)
Ну а если отставить в сторону шутки, то в сухом остатке будут несколько серьезных вопросов:
- на сколько вероятно на текущем этапе отказ от бумажных документов, в частности в областях, связанных с обслуживанием физ. лиц? Т.е. отсутствие всеобщей электронизации - это объективные сложности или чье-то нежеление работать (а тем паче происки)?
- приведет ли переход к полностью электронным документам и электронному взаимодействию к снижению стоимости и, как следствие - падению доходов заинтересованных сторон (в нашем случае, ИТ-поставщиков и интеграторов)?
Попробую изложить здесь свое видение этого вопроса. Оговорюсь, что многие моменты и мне представляются спорными, так что, если есть иное мнение - очеь буду рад услышать.
Итак, каковы причины "торможения" с переходом от бумажных документов к электронным коммуникациям?
Первая, и как мне представляется, самая важная - законадательная.
Сюда я отношу не только состояние нормативных актов, но и сложившуюся (или не сложившуюся) правоприменительную практику и пр.
Вторая причина - простота и доступность бумажных анкет и заявлений, их привычность для "простого пользователя".
Можно поставить мысленный эксперимент - представить себе операционный зал банка или регистрационной палаты: что можно было бы предложить в качестве альтернативы заполнения анкеты? Я встречался с двумя вариантами:
- установка киосков/терминалов (люди заполняют все сами, но сразу в электронном виде).
- перекладывания работы по занесению данных на операторов (через интервьюирование клиентов).
Первый вариант требует ощутимых затрат и определенного уровня компьютерной грамотности (ну и изменения некоторых процессов самой работы). Тут можно возразить, что мол банкоматами и платежными терминалами же научились пользоваться, почему бы и здесь не научиться? В целом да, скорее всего научатся, но пока те же банки предпочтут не рисковать вкладываться в такие сложные устройства, да еще и с возможной вероятностью просто отпугнуть потенциальных клиентов. Проще подождать пока "сами дорастут".
Ну а второй вариант возможен, если объём вводимых данных не слишком велик.
Кроме того, у обоих вариантов есть сложности с аутентичностью вводимых данных. Т.е. если это анкета, которая нужна только самому банку - банк волен распоряжаться ею как хочет, ни в суд, ни в арбитраж он с этим не пойдет. А если нужно подписать заявление или договор? Как клиент сможет это сделать, чтобы быть уверенным, что подписанный им экземпляр подписан реально?
Или, например, как ему получить свою копию договора? (напрашивается вариант: клиенту - бумагу, банку - цифру, так тут еще больше будет проблем с доказательствами).
Третья, на мой вгляд причина: бумага - это отработанный носитель для коммуникаций между различными компаниями и учреждениями.
Тут нужно пояснить: если вы обращаетесь за какой-либо услугой (или продуктом, и не важно в коммерческую компанию или государственное учреждение), помимо информации от себя вы предоставляете еще множество всевозможных справок, выписок, документов, ... Если весь этот ворох переводить на электронные рельсы, то сразу же всплывет просто огромное число организационных и технических проблем, таких как:
- согласование форматов передаваемой информации между всеми участвующими в обмене сторонами
- способ передачи (сейчас все бумаги носит один человек)
- обеспечение аутентичности передаваемых документов
- защита информации
- ...
Бумажный варинат, пусть и имеет кучу недостатков, но понятен и отработан за многие годы.
Есть и чисто технологическая причина: бумага (при условии изначально хорошего качества самой бумаги и соблюдении правил хранения) хранится лучше современных электронных носителей. Подозреваю, что в основном за счет наработанных методик такого хранения и восстановления в случае поврежедения (для электронных носителей просто пока нет такого длительного опыта). Но это актуально, если речь идет о сроках в несколько десятилетий. Для небольших сроков - разницы особой нет.
Ну а по поводу того, что переход на безбумажные технологии приведет к уходу с рынка ряда поставщиков... Ну да, сканеры и принтеры станут менее востребованы, а может и пропадут совсем, зато у поставщиков систем хранения, комуникаций и различных носителей работы только прибавится.
Здесь все прозрачно: да, тексты будут хранить в приличиствующих им форматах. Зато в придачу к текстам начнут хранить и изображения (страховые досье или результаты оценки недвижимости с фотографиями), чертежи (план из БТИ), ...
Да и полная оцифровка ВСЕХ накопленных за десятилетия документов произойдет очень не скоро (скорее сами документы утратят актуальность), и большинству современных электронно-бумажных поставщиков работы хватит на долгие годы вперед - им просто не о чем волноваться.
Комментарии 23
Миша, какие безбумажные технологии, о чем ты? В банке, где у меня зарплатная карта, для дополнительных услуг раз 5 снимали копию паспорта и раза 3 я им сдавал справку о доходах (при том, что каждый раз говорил: "У меня нет подтвержденных доходов, кроме зарплаты, про которую вы все знаете").
А ведь банки - далеко не самые отсталые учреждения. Они способны посчитать, во сколько обходится эта многократная возня с одними и теми же бумажками.
Тут нужно смотреть - а какова альтернатива:
Ну а то, что некоторые банки не имеют общего досье клиента, то это скорее из области общего бардака, нежели проблем электронных или бумажных документов.
А я вот как-то работал курьером: носил бумагу от нотариуса в банк и обратно. Банку не нравятся формулировки, нотариусу не нравится все переделывать -- и в итоге на официальном нотариальном бланке, выпущенном Гознаком (!), возникает исправление, описание исправления, описание описания исправления, две печати и три подписи. Все это лишь бы не выдавать мне новый бланк, который стоит денег. В итоге бумага оказывается ценнее и сведений, содержащихся на ней, и времени участников процесса.
Две вещи, которые здесь можно было бы устранить. Во-первых, меня как курьера: я бы просто выбрал нотариальную контору, сходил бы к ним, а они бы направили в банк электронный документ. Во-вторых, как следствие, носитель: документ ушел бы почтой или иным способом по каналам связи, никакой дискеты/флешки/диска бы не потребовалось.
помимо информации от себя вы предоставляете еще множество всевозможных справок, выписок, документов
Не скажу, зафиксировано ли это в нормативном документе, и если так, то в каком, но в одной из речей Медведева говорилось о том, что нужно запретить госорганам требовать от граждан информацию, которая уже есть в системе госорганов. Такая информация может быть передана по системе МЭДО в виде электронного документа. Указанные тобой проблемы как раз решаются в рамках построения межведомственного электронного взаимодействия. Иначе зачем тогда МЭДО нужно?! ;)
перекладывания работы по занесению данных на операторов (через интервьюирование клиентов)
для большинства операций (например, со вкладами) не требуется получать от клиента много данных. Нужно только сверить данные паспорта с данными в системе, выбрать операцию, ввести пару-тройку параметров (сумма, срок и т.п.). Все это может сделать сам оператор.
Электронные формы - элемент самоообслуживания. Как правило, дистанционного. С ростом числа услуг, которые можно будет получить "с дивана", вырастет и использование электронных (в том числе web) форм.
напрашивается вариант: клиенту - бумагу, банку - цифру, так тут еще больше будет проблем с доказательствами
Проблем никаких нет. Просто устанавливается приоритет одной из форм, например, бумаги. См. блог Н.Храмцовской http://rusrim.blogspot.com/2010/11/blog-post_26.html. Цитирую:
Существенное изменение внесено в ст. 4 «Принципы ведения государственных реестров».
Федеральный закон от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»
Ст. 4 Принципы ведения государственных реестров
Было:
п.1. … Государственные реестры ведутся на бумажных и электронных носителях. При несоответствии между записями на бумажных носителях и электронных носителях приоритет имеют записи на бумажных носителях, если не установлен иной порядок ведения государственных реестров.
Стало:
п.1. Государственные реестры ведутся на бумажных и (или) электронных носителях. При несоответствии между сведениями, включенными в записи государственных реестров на электронных носителях, и сведениями, содержащимися в документах, представленных при государственной регистрации, приоритет имеют сведения, содержащиеся в указанных документах.
Сергей,
помогу вашей дискуссии
Федеральный закон России от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ
«Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»
.......
2) предоставления документов и информации, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами;
Павел, спасибо за помощь!
Иначе зачем тогда МЭДО нужно?!
Вот когда система заработает, тогда проблемы решаться, однако ее построение как раз и сводится к решению всех перечисленных мною проблем. :) Это во-первых.
Во-вторых, закон, на который сослался Павел, обязателен лишь для госорганов. Для коммерческих компаний такого нет (и, кстати, я смутно надеюсь, что коммерческих компаний никогда не будет прямого доступа к государственным базам).
для большинства операций (например, со вкладами)
Все верно. Более того, там выгодно, если работает квалифицированный оператор.
А вот например, получение ипотечного кредита требует информации из 3-4 различных источников.
Нет, я только "за", если бы все это я мог отправить по электронной почте! Но ... (см. перечень проблем)
Проблем никаких нет. Просто устанавливается приоритет одной из форм, например, бумаги.
Не понятно, поясни, пожалуйста.
Ситуация: я клиент, пришел в заключать договор (например, на подключение к выделенной линии Internet).
Вопросы:
Что дадут мне (бумагу/файлик/...), и что останется у компании?
Если у них останется электронная версия - то как я оставлю на ней свой автограф, т.е. подтвержу заключение договора? (и технически и какой это статус будет иметь)
Каковы будут наши действия если, например, я умудрюсь задолжать им некую кругленькую сумму? (считаем, что они не будут действовать методами "у нас тут есть несколько крепких ребят, которые умеют уговаривать любых клиентов")
Хочу напомниь ещё одну причину сохранять бумагу и другие аналоговые носители: на случай чрезвычайных происшествий, когда может не быть "под рукой" ни компьютеров, ни электричества, а действовать нужно будет быстро. Этот вопрос особенно серьёзно учитывается в США, - а там деньги считать умеют.
Интересный пост и не менее интересная дискуссия. Сильно удивила... Вы вообще не замечаете происходящих за окном перемен?
По этому поводу я тоже написал пост-историю: http://www.pcweek.ru/ecm/blog/andrey-kolesov/396.php
А дома нужно обязательно иметь печку и запас дров, на случай... И хорошо бы еще запас крупы, соли и сахара на год вперед.
У вам дома есть такой вариант на случай чрезвычайных ситауций?
Сбербанку пришлось выделить специальных людей, которые стоят в зале и помогают людям старшего возраста все правильно сделать в терминале или взять правильный талончик в электронной очереди (где она установлена). А это тоже дополнительные расходы на зарплату.
Я думаю, от бумаги совсем мы не отойдем. Но процесс зависит еще и от смены поколений.
Здесь дело не в недоверии к ИТ-технологиям, а в понимании их уязвимости. Американцы собрали статистику, из которой следует, что компании, не сумевшие в случае какого-либо ЧП восстановить деловую деятельность в течение 48 часов, как правило, прекращают свое существование. Именно поэтому к отбору и сохранению (включая выбор оптимальных носителей) документов, которые потребуются в случае ЧП в США уделяется повышенное внимание.
Ещё в 2004 году я интересовалась этой темой, и в итоге была написана статья «Программа сохранения важнейших документов компании» в журнале Делопроизводство и документооборот на предприятии. – 2004. - №6. - С. 6 -20, http://www.eos.ru/eos_delopr/eos_analitics/detail.php?ID=13377
О серьёзности отношения к данному вопросу свидетельствует и разработка ассоциацией ARMA национального стандарта США ANSI/ARMA 5-2010 «Программы управления важнейшими документами: Идентификация, управление и восстановление критически важных для деловой деятельности документов» (Vital Records Programs: Identifying, Managing, and Recovering Business-Critical Records, см. подробнее: http://rusrim.blogspot.com/2010/09/arma-international.html ).
На сколько я понимаю, собственноручная подпись сейчас является хорошим средством авторства только потому, что наработана технология экспертного анализа почерка. А как обстоит дело с электронными ручками? Т.е. я не утверждаю, что эти ручки искажают почерк - просто в целом это дополнительный риск для организации.
Не только. Подпись (печать) и документ образуют единое целое. Чернила достаточно трудно (если возможно) бесследно убрать с документа. Нарисовав на пустом месте буковку "Z" или иную кракозябу, мы блокируем возможность дополнить документ в этом месте новыми данными.
Электронные ручки содержат стержень с чернилами - запись на бумаге, сделанная при помощи такой ручки, ничем не отличается о записи, сделанной обычной ручкой. По форме e-pen так же не отличается от традиционной, так что для подписанта никаких новых неудобств пользование такой ручкой не несет. Тем более, что для специалиста-почерковеда не составит труда сопоставить текст, написанный левой и правой рукой, но одним и тем же человеком. Некоторые особенности почерка находятся, что называется, "в голове", поэтому не важно, какой частью тела писал человек - результат будет один.
Что касается рисков, я уже говорил - каждая организация в каждом конкретном случае определяет его сама. И сама же принимает решение о переходе на электронный документооборот. Разумеется, кроме случаев, когда электронная форма взаимодействия прямо предусмотрена нормативными актами или регламентом (например, электронные торги).