Наверх

ЭДО в ритейле — 2020. Через маркировку и пандемию к новым экспериментам государства и ИТ-трендам

Время чтения: 12 минут
0
ЭДО в ритейле — 2020. Через маркировку и пандемию к новым экспериментам государства и ИТ-трендам

В 2020 году Всем нам было нелегко, но благодаря представителям торговли, которые своевременно адаптировались к новым условиям работы и жизни, россияне не почувствовали дефицита в необходимых товарах.

2020-й год задал ритейлу высокую планку. Сложности закаляют сильных игроков, а слабых — вытесняют с рынка. Всем нам было нелегко, но благодаря представителям торговли, которые своевременно адаптировались к новым условиям работы и жизни, россияне не почувствовали дефицита в необходимых товарах. Ритейл давно идёт по дороге с цифровой трансформацией, а прошедший год усилил понимание, что все шаги были сделаны не зря.

COVID-19 ускорил цифровизацию ритейла

В условиях пандемии многим торговым компаниям пришлось перестроиться на формат удаленной работы и свести к минимуму личные контакты. Вопрос подключения ЭДО стал актуальным как никогда. Организации, которые раньше откладывали запуск проекта, перешли в активную фазу. Это позволило им сократить накладные расходы на подготовку бумажных документов и их доставку курьерскими или почтовыми службами.

Вторая категория активизировавшихся — те компании, которые ранее уже внедрили ЭДО и EDI. В условиях турбулентности они решили оптимизировать другие бизнес-процессы: автоматизировали работу службы доставки, пешие и автомобильные маршруты и т. д.

Иван Агапов, руководитель бизнес-направления Synerdocs:

«В 2020 году изменилось поведение потребителей — люди стали избегать покупок в магазинах. Ритейлу пришлось срочно адаптироваться — развивать сервисы по доставке товаров, интернет-магазины, мобильные приложения.

Также настала пора для отказа от бумаги. В 2020 году у Synerdocs появилось много новых клиентов из отрасли ритейла, которые перевели в электронный вид транспортные накладные и благодаря этому перестали терять время и деньги на согласовании документов. В числе таких примеров — торговая сеть «Впрок», компания Kari».

В целом, революционных изменений, связанных с пандемией, не произошло:

Денис Фокин, технический директор E-COM:

«То, что давно было в трендах, стало обязательным. Например, ускорился процесс автоматизации розничных точек продаж — магазины стали внедрять электронные ценники, кассы без продавца. Несколько федеральных сетей запустили личные кабинеты и порталы для поставщиков».

В 2020 году на ЭДО и EDI перешли ещё 20% ритейлеров

Последние несколько лет наблюдается положительная динамика — растет доля торговых компаний, внедряющих юридически значимый электронный документооборот. Но в 2020-м произошёл настоящий скачок. По отзывам операторов ЭДО, число ритейлеров, перешедших на ЭДО, составило от 10 до 20%. Это преимущественно средний и крупный бизнес.

Причина такого роста заключается не только в пандемии, но и в маркировке, которая постепенно охватывает всё новые товарные группы и затрагивает всё новых ритейлеров. Это подталкивает бизнес переходить на ЭДО, так как обрабатывать бумажные документы с уникальными кодами проблематично.

Помимо классического ЭДО, рост показал и рынок EDI.

Ксения Белякова, эксперт сервиса для ритейла Контур.EDI:

«В 2020-м рост абонентов нашего сервиса составил около 20% в сравнении с прошлым годом. Основная масса подключившихся клиентов — малые и средние компании, поставляющие товары торговым сетям. Ожидаем, что в будущем году положительная динамика сохранится».

Стоит ли ожидать повышения цен на обмен электронными документами?

Средняя рыночная стоимость за отправку одного первичного документа — 6 рублей. У разных операторов ЭДО она варьируется от 5 до 10 рублей, в некоторых случаях потолок бывает и выше. Конечная цена зависит от многих факторов: объёма документов, числа контрагентов, товарооборота компании, сложности бизнес-процесса, уровня автоматизации и т. д.

Несмотря на коронакризис и постоянно повышающиеся цены на продукты и другие товары, операторы ЭДО показывают стабильность в ценообразовании. Более того, они постоянно наращивают функциональность своих решений для удобства бизнеса и ритейла в том числе.

Что же будет с тарифами в 2021-м году? Вероятно, ценовая политика операторов изменится несильно. Но в целом затраты ритейла на цифровизацию повысятся. Чтобы поддержать конкурентоспособность, потребуется финансировать ИТ-направление: выделять бюджеты на покупку и внедрение ПО, дополнительных сервисов, обучение сотрудников работе с новыми инструментами и технологиями.

Как глубоко ЭДО проник в торговлю

Рынок ритейла — один из самых продвинутых в части цифровизации. Тема ЭДО развивается с 2005 года, а всплеск подключений пришелся на 2012-й, когда законодатель закрепил обмен электронными счетами-фактурами. С этого момента на электронный документооборот стали переходить федеральные торговые сети, за ними последовали представители среднего сегмента бизнеса. Сейчас большая часть поставщиков также работает с электронными документами, неохваченным остался только малый бизнес, продающий товары в розницу.

Высокое проникновение ЭДО (а также EDI), как отмечает Денис Фокин (E-COM), наблюдается в food-ритейле. А вот если взять непродуктовый сегмент, например, канцелярию, промышленные товары, электронику, здесь зачастую под ЭДО подразумевается только обмен УПД. Остальной документооборот непопулярен и находится в зачаточном состоянии.

Захар Сывороткин, коммерческий директор Edisoft:

«Сейчас проникновение УПД во всём рынке составляет не более 10%. В сетевом ритейле показатель значительно выше, а у ведущих торговых сетей он вообще стремится к 100%. Крупный бизнес стимулирует переход своих поставщиков на ЭДО. Для таких компаний, как X5 Retail Group, Тандер и Окей, переход на электронный документооборот помог существенно сократить трудозатраты персонала и расходы на бумагу, ускорить обмен документами.

В несетевой рознице процент перехода на ЭДО катастрофически низкий, там нет драйвера вроде крупных ритейлеров, которые бы стимулировали процесс».

Рейтинг ИТ-трендов на ближайшие годы

Представители операторов ЭДО приняли участие в опросе ECM-Journal и рассказали, какие направления в перспективе предстоящих нескольких лет будут развивать ритейлеры. И вот какие результаты получили. На первом месте — тренд, набравший большинство голосов, на последнем — их наименьшее число.

Место

Тренд

Обоснование

1

Внедрение электронных перевозочных документов (транспортных накладных, путевых листов и др.)

В 2020-м году Минтранс запустил эксперимент по использованию ЭТрН и ЭПЛ. А 21 декабря вышло Постановление Правительства РФ № 2200, которое официально закрепило понятия «электронные перевозочные документы», «электронная транспортная накладная», «электронный заказ-наряд» и «электронная сопроводительная ведомость». Компании, которые сомневались в легитимности цифровых документов, могут смело выбирать оператора ЭДО, проводить пилотные проекты и начинать внедрение, чтобы быть готовыми к использованию ЭДО с 2022 года.

2

Переход с контрагентами на обмен формализованными и неформализованными электронными документами (счетами-фактурами, актами, договорами и др.)

ЭДО охватил ещё не весь ритейл, поэтому компании будут активно налаживать цифровые взаимоотношения с поставщиками, партнёрами и клиентами. На первый план выходит автоматизация работы не только с первичкой, но и с договорами и специфическими отраслевыми документами.

3

Поддержка инициатив государства

Меняющееся законодательство диктует свои правила, и компании, чтобы остаться на плаву, вынуждены внедрять новые инструменты в свою работу, обновлять имеющееся ПО, разрабатывать новый функционал, интегрироваться с разными операторами, учетными системами и т. д. Яркий пример — поддержка маркировки.

4

Автоматизация различных бизнес-процессов

Со стороны ритейла есть масса запросов на оптимизацию самых разных процессов — от заведения и согласования договоров с поставщиками до выставления счетов.

5

Развитие омниканальности

Появление новых каналов сбыта, переход на интернет-торговлю, работу через мобильные приложения, например, для наложения электронной подписи или сканирования кодов маркировки при отгрузке/приемке товаров.

Функциональность ЭДО расширяется. Сегодня представители ритейла используют его не только в рамках цепочки заказа, но и в других областях. Конечно, развитию электронного документооборота в России сильно способствуют государственные инициативы.

Представители ритейла автоматизируют бизнес и выводят электронный документооборот на уровень долгосрочных стратегий — эта тенденция будет стремительно развиваться и в 2021-м году. Торговые сети форсируют перевод на ЭДО и стремятся подключить 100% своих поставщиков.

О концепции ФНС, эксперименте Минтранса и других инициативах власти

Государство с каждым годом всё больше регулирует отрасль ритейла, вводя, а иногда и обязывая работать по новым правилам. Какие нововведения будут регламентировать работу торговых компаний в перспективе ближайших 1-2-х лет?

Многие сейчас обсуждают концепцию развития электронного документооборота, которую продвигает ФНС. По задумке налоговой, она должна усилить проникновение ЭДО во все сферы экономики. Если ФНС не спустит на тормозах развитие концепции, то таким образом подтолкнет компании ритейла на автоматизацию процессов документооборота.

Ещё две темы, которые «двигает» государство, это маркировка и прослеживаемость товаров. У государства на них грандиозные планы. Так, к 2024-му году в стране должно маркироваться всё. У операторов ЭДО есть сомнения насчёт 100%-го достижения результата, но большая часть продукции через 4-5 лет действительно будет содержать коды маркировки.

Елена Апарина, руководитель департамента по работе с корпоративными и ключевыми клиентами компании «Такском»:

«Маркировка, которая стала одним из драйверов продвижения ЭДО в ритейле, затрагивает пока только отдельные категории товаров, что позволяет применять ЭДО не для всей ассортиментной линейки магазина. Таким образом, применяется бумажный документооборот для одних товаров и электронный для других. Следует предположить, что ведение учета на бумаге и в цифре неудобно, и ритейл будет переводить всех своих поставщиков на использование ЭДО».

Следующее нововведение, которое однозначно затронет все торговые компании (если не напрямую, то косвенно), это изменение нормативной базы в части оформления перевозочных документов и утверждение форматов. С 2021-го года бизнес сможет использовать транспортные накладные и ряд других отраслевых документов в электронном виде. Для этого компании будут активно выбирать операторов ЭДО и осваивать новые механизмы работы с перевозочными документами.

Захар Сывороткин (Edisoft) добавляет, что в ближайшей перспективе рынок ритейла ожидает внедрения новых форматов таких документов, как договоры, акты сверки, счета, документы на возврат. В интересах ФНС — перевести в электронный вид все документы, связанные с налогообложением и фиксирующие произведённые хозяйственные операции. Но пока именно отсутствие «легитимных факторов для некоторых типов документов», по мнению Ксении Беляковой (Контур.EDI), является тормозом для развития ЭДО в ритейле.

По-прежнему неизменны два двигателя, которые ускоряют развитие отрасли в сторону цифровой трансформации. Это государственное регулирование и пандемия. Что касается первого, здесь у регуляторов масса планов. Ну, а пандемию пока никто не отменял. И в 2021-м году, по крайней мере, в первой его половине, торговые компании не сбавят обороты по переходу на ЭДО и внедрению цифровых решений. Как отметил Иван Агапов (Synerdocs), ритейл — это высокотранзакционный бизнес, для которого и дальше актуально отказываться от бумаги и оптимизировать обработку товаросопроводительных документов, чтобы не тормозить поставку продукции на полки (в том числе и виртуальные), а также в корзины покупателей.

Чтобы прочитать эту статью до конца,
или зарегистрируйтесь

Комментарии 0

Чтобы прокомментировать, или зарегистрируйтесь