Электронное коммерческое правительство
Почему в России электронное правительство, госуслуги работают слабо? Потому что из-под палки. Я хотел бы упомянуть те реализованные проекты-исключения, которые формируют правило.
Почему в России электронное правительство, госуслуги работают слабо? Потому что из-под палки: нашим органам власти навязывают еще один (электронный) канал взаимодействия с населением(тм) и коммерческими структурами. Т.е. мало того, что на местах придется потратить определенные усилия и деньги на реализацию пунктов программы, но и придется потом справляться с валом электронных заявлений и запросов, и чёрт его знает, какие неожиданности это принесет.
Однако есть приятные исключения. Нет, я не говорю об энтузиастах электронного взаимодействия, они, безусловно есть. Я хотел бы упомянуть те реализованные проекты-исключениях, которые формируют правило.
Например, сдача налоговой отчетности в электронном виде. Работает очень давно и успешно, организована целая сеть независимых "провайдеров отчетности", развиваются форматы, идет их поддержка в бухгалтерских и ERP-системах. Сделали реально работающую проверку налоговой задолженности через интернет (я тут проверил — на мне 41 рубль висит, надо будет разобраться, пока до приставов дело не дошло :)). Внедрили 2D штрих-коды в платежки для сокращения времени живого общения с добрыми сбербанковскими операционистами.
С ЭЦП (переименнованной в аналог собственноручной подписи) давно и успешно работает Центробанк, взаимодействуя с коммерческими банками. Он же недавно озаботился сохранением цифровых активов. Еще из моих наблюдений: активные проекты по взаимодействию финансовых органов с бюджетополучателями.
Так вот, очевидное правило: те, кто зарабатывает деньги или боится их потерять, тот будет всячески оптимизировать процесс, переводить его на электронные рельсы. Особенно показательна история ФНС. По сути, это единственное зарабатывающее подразделение нашего правительства. Которое, кстати, на всех уровнях (включая зарплату персонала) замотивировано собрать побольше налогов. Разработать стандарты, создать партнерскую сеть, проводить активную рекламную кампанию — вообще, действовать как нормальная коммерческая структура — этому надо поучиться и другим госорганам.
Комментарии 8
Я считаю, что для более быстрого внедрения технологий «электронного правительства» нужно думать не только о его клиентах, но и об интересах ведомств. Если и ведомство в целом, и его сотрудники не мотивированы внедрять современные технологии, то получить что-то большее, чем формальные «отмазки», не удастся.
Мотивация может быть разная: это и возможность вообще справиться с огромными объёмами работ, и возможность переложить часть наиболее трудоёмкой, неинтересной и малооплачиваемой технической работы (такой, как ввод и проверка данных) на самих потребителей государственных услуг. А иногда это может быть возможность провести определенные расходы по другой статье :)
Кое-что может и должно делать правительство, которое иногда плохо понимает очевидные вещи. Например, освоение сотрудниками современных технологий повышает их квалификацию, и, соответственно, их стоимость на рынке труда. Фонд зарплаты нужно увеличивать, иначе люди уйдут (и уходят!).
Хочу обратить внимание на то, как происходит собственно "электронизация".
Берут регламент, разработанный для "бумажного" документооборота, его "оптимизируют" - в нужных местах делают "электронные" документы и гоняют их по "согласующим" организациям. Получается: в переди вроде телега, а сзади реактивный двигатель. Понятно, что так долго продолжаться не может, что-то сломается, да и людям может навредить.
Нам нужно не "оптимизировать" неоптимизируемое, а менять в корне подход. Нужно понять, нам нужна справка, выписка, сертификат и т.п. или нужно зарегистрироваться в каком-либо реестре: малоимущих, многодетных, в очередь на квартиру или любых других прав и т.п. Для доказательства своих прав достаточно показать документ, удостоверяющий личность.
Изменение подхода в регистрации и подтверждении прав граждан и организаций существенно снизит затраты на формирование записей и предоставление сведений.
Сейчас переносчиком информации при межведомственном взаимодействии являются заинтересованные граждане и организации. С ведомственной точки зрения, это дешёвый (для ведомства) и пока ещё работоспособный механизм. Когда начинают бегать данные, а не граждане, то у конкретного ведомства появляются дополнительные проблемы и дополнительные расходы, да и объёмы работы растут. Отдача же от перестройки бизнес-процессов ведомства (если она есть) попадает в виде налогов в казну, - и ведомство её не чувствует. Таким образом, получается, что кнут (в виде давления со стороны руководства страны. региона) есть, а с "пряником" проблематично.
После введения режима «одного окна» для налоговой по всей стране, для других органов власти в продвинутых местах, у органов власти появилась прямая заинтересованность в "электронизации". Известно много примеров, где органы власти добиваются электронного документооборота. Известно, что многие ОВ вынуждены обмениваться бумажными документами и это очень затратно именно для ОВ!
Проблема "электронизации" стоит не в головах чиновников, а в головах автоматизаторов. Им выделяют значительные средства, все тратится на установку серверов, оборудование рабочих мест и установку программного обеспечения. Остается только одна неувязочка - отсутствует понятие о предмете автоматизации. Элементарного перечня используемых документов нет. Все говорят, что нет нормативного определения услуги. А его не должно быть, пока не появится модель госуслуги. Автоматизаторам нужно построить эту модель.
Насчет цены. Нужно для себя определить, что такое государство - добро или дьявол. Если добро, то отдай ему свои персональные сведения и возрадуйся. Если дьявол, то борись с ним, отдай ему свои персональные сведения и не мучайся. Других вариантов просто нет. И, кстати, по большей части дьявол у нас в душе, когда мы хотим завладеть чем-либо и зарегистрировать.
"Элементарного перечня используемых документов нет. Все говорят, что нет нормативного определения услуги. А его не должно быть, пока не появится модель госуслуги. Автоматизаторам нужно построить эту модель." Модель - это всего лишь упорядоченная последовотельность, Вы часто встречали упорядоченность и тем более последовательность. А подзаконных актах и инструкциях противоречащих друг другу, в мерии Амстердама , например, при ежемесячной корреляции их число доходит до 1500. Иногда меньше иногда больше, не суть. У нас-то кто коррелировать будет.
Приведу избитый, конечно, пример: Хрущёв прописал через 20 лет построить коммунизм, ну и что? Чтобы записанное в должностной инструкции выполнялось, должен быть соблюден ряд условий, в том числе:
- задание выполнимо (с учетом наличия у работника и других обязанностей),
- задание подкреплено необходимыми ресурсами, в т.ч. кадровыми (причем людям должны платить по расценкам, соответствующим их квалификации),
- выполнение задания нужно руководству и им контролируется (ну или хотя бы в его выполнении заинтересован сам работник).
Если этого нет, то пиши-не пиши, ничего сделано не будет, и примеры тому в огромном количестве встречаются на каждом шагу. Особенно много глупостей сочиняется, когда одна служба (например, ИТ) пишет инструкции для другой (например, ДОУ или деловых подразделений) - чужая-то работа всегда легче...