Наверх

Изменение стратегии цифровизации. Какие пути выбирает бизнес

Время чтения: 5 минут
0
Изменение стратегии цифровизации. Какие пути выбирает бизнес

В 2022 году бизнес столкнулся с новым вызовом — сохранить устойчивость и непрерывность деятельности в условиях санкций и ухода крупных международных компаний. Поэтому на первый план в стратегии цифровой трансформации вышли вопросы импортозамещения. Представители бизнеса поделились своими форсайтами по выживанию в новых условиях.

Ситуация на отечественном рынке ИТ-решений

В начале года компаниям пришлось провести ревизию программного обеспечения на наличие импортных компонентов, а также проанализировать рынок российских ИТ-решений, которые смогут заместить западные аналоги.

По данным опроса Ассоциации разработчиков программных продуктов «Отечественный софт», спрос на российские системы вырос до 10 раз за 2022 год. Летом в России сформировались индустриальные центры компетенций (ИЦК) по замещению зарубежного ПО. Они определяют приоритетные направления, виды и классы замещаемых систем, а также регулируют государственное финансирование на разработку отечественных цифровых решений. Центры помогают бизнесу расширять круг общения с коллегами из отрасли, обмениваться наработками и выявлять узкие места. Например, уже сейчас ряд компаний предложили свои системы как коробочные решения, чтобы другие могли ими воспользоваться.

Бизнес и государство понимают, что реализовать стратегию импортозамещения в короткие сроки не получится. Однако курс в этом направлении задан. Для государственных компаний срок перехода закреплен на законодательном уровне — до 2025 года.

Компании разрабатывают различные подходы, чтобы заместить зарубежные системы с минимальными рисками для своей основной деятельности и ИТ-инфраструктуры. Рассмотрим их подробнее.

Собственная разработка или решения вендоров

Крупные компании часто смотрят в сторону собственной разработки. В основном это касается узкоспециализированных решений под конкретные технические задачи. Обычно в процессе участвуют внутренние методологи, которые знают процесс изнутри, поэтому бизнесу не приходится тратить время на объяснение потребностей предприятия. Период опытной эксплуатации тоже сокращается за счет того, что замечания и ошибки отрабатываются оперативно в процессе внедрения.

Для решения общекорпоративных задач на рынке уже давно есть проработанные системы. Компании предпочитают обращаться к решениям вендоров, когда речь идет об автоматизации взаимосвязанных бизнес-процессов. Сейчас большое распространение получают low-code-платформы, которые помогают самостоятельно доработать системы под потребности компании.

Правительство РФ предлагает развивать существующие на рынке системы вместо того, чтобы множить новые. Для этого оно призывает объединяться и создавать платформенные и кросс-отраслевые решения.

Подход к построению ИТ-ландшафта: мульти- или моновендорность

Движение в сторону моновендорности дает ряд преимуществ:

  • полная автоматизация бизнес-процессов;
  • сквозная инфраструктура;
  • минимальные затраты на интеграцию;
  • уменьшение расходов на ИТ-персонал.

Однако на отечественном рынке мало крупных вендоров, у которых есть большой штат работников, партнерская сеть и широкий спектр готовых решений. Поэтому чаще всего корпоративный ИТ-ландшафт крупных компаний — это «зоопарк» систем. Бизнес при выборе лучших решений от разных вендоров может полноценно закрыть требуемую функциональность и потребности пользователей.

Критерии при выборе ПО

В первую очередь компании обращают внимание на:

  1. «Коробочные» возможности системы. Бизнесу важно, чтобы решение максимально закрывало процессы, которые просят цифровизировать функциональные заказчики.
  2. Стоимость. Она должна быть сопоставима с предыдущими затратами на заменяемую систему.
  3. Широкий рынок специалистов, которые будут разрабатывать, внедрять, сопровождать и поддерживать решение.

Сегодня бизнес уделяет пристальное внимание последнему критерию. Так как не всем компаниям удалось сохранить те команды, которые имеют опыт внедрения до начала 2022 года. По информации из открытых источников, около 10% специалистов покинули страну. Поэтому вендоры, которые смогли быстро скоординироваться в новых условиях и сохранить компетенции, занимают сегодня выигрышные позиции.

На рынке уже есть команды, которые готовы не просто скопировать зарубежные решения, а предлагать новые, на которые еще вчера никто не смотрел. Поэтому перед российским ИТ-рынком стоит вызов — не просто догнать системы с мировым именем, а сразу придумывать ПО следующего поколения.

Как компании работали над вызовами нового времени, проводили импортозамещение и цифровую трансформацию, какие инструменты и решения для этого есть, читайте в библиотеке кейсов Directum Awards.

Чтобы прочитать эту статью до конца,
или зарегистрируйтесь

Комментарии 0

Чтобы прокомментировать, или зарегистрируйтесь