Как запустить государство в облака
Применение облачных технологий меняет модель учета стоимости ИТ-сервисов. Где хранятся приложения – это один вопрос. Не менее важно, во сколько они обходятся организации.
Олег Грешнев
Очередное обращение к «модным» темам, будь то мобильные приложения или облака, вызывает оскомину. Это вполне естественно, по той простой причине, что и в облаках, и в мобильных приложениях стремятся «отметиться» практически все. Тем не менее, делать это приходятся. Хотя бы для того, чтобы облака, превратившись в реальность (а именно этот процесс мы сейчас переживаем), не стали в одночасье реальностью жестокой. Смена парадигмы выстраивания ИТ-сервисов ― не шутка, и, как бы мы не относились к модным темам, имеет смысл рассмотреть их внимательнее.
SaaS, как известно, понятие составное. Здесь пойдет речь о технологиях AaaS (Application as a Service) и PaaS (Platform as a Service). Причем в последнем случае говорится не об инфраструктурной платформе, а о прикладной платформе более высокого уровня – предназначенной для создания специализированных приложений. IaaS (Infrastructure as a Service) оставим за рамками.
Применение облачных технологий меняет модель учета стоимости ИТ-сервисов. Где хранятся приложения – это один вопрос. Не менее важно, во сколько они обходятся организации. При потреблении услуг из облака их стоимость становится прозрачной и понятной для бизнеса – в отличие от обычной ситуации, когда при расчете затрат на ИТ существует довольно много неясных моментов, таких например, как распределение стоимости аппаратного обеспечения по подразделениям. |
Проблемы
Одна из главных проблем, мешающих развитию облачных технологий в России – отсутствие необходимой инфраструктуры. В настоящее время услуги широкополосного доступа в Интернет развиты исключительно в крупных мегаполисах, где сосредоточены основные управляющие структуры предприятий. При этом основные бизнес-активы нередко располагаются в регионах с неразвитой телекоммуникационной инфраструктурой, что вынуждает собственников формировать ИТ-активы на местах и препятствует созданию даже частных облаков в пределах единого хозяйствующего субъекта.
И проблемы существуют не только с каналами связи. Надо понимать, что облако – не просто хостинг приложений. Облако – это предоставление сервиса on demand. А это предъявляет особые требования и к программной инфраструктуре, операционным системам, базам данных. Microsoft Azure (дата-центры, нацеленные на облачные технологии, с установленным серверным ПО и ПО обработки баз данных, в частности, SQL – необходимой составляющей СЭД) еще только появляется в России. А они лучше подходят в качестве базы для облачных приложений, чем традиционные Windows и SQL, поскольку предоставляют другие возможности по масштабируемости и т.п. Но их бурный рост в России еще не начался. Впрочем, и самой Azure в России пока нет.
Другая проблема – стереотип небезопасности хранения информации в «посторонних» организациях. Это заложено, похоже, на уровне менталитета – неприемлемость того, что конфиденциальными данными владеет кто-то другой. Основные опасения руководителей связаны с возможностью утечки данных при вынесении их за пределы своей сети, в том числе и при передаче их по открытым каналам внутри собственных облаков.
Риски утечки значительно возрастают для тех предприятий, чья система учета хозяйственной деятельности не совсем прозрачна. Отсутствие контроля физического доступа к информационным активам, по мнению руководителей, увеличивает шансы использования их конкурентами или государственными надзорными органами. Усложняет ситуацию и отсутствие обкатанных средств защиты. При облачных технологиях на одном устройстве хранится информация разных компаний, причем данные динамически перемещаются в рамках облака. В такой ситуации велик риск, что из-за какого-либо сбоя конфиденциальные данные будут случайно считаны третьими лицами. |
С другой стороны, облачные приложения хостятся на базе серьезных дата-центров. Так называемое continuity бизнеса – непрерывность его процессов – требует избыточной ИТ-инфраструктуры. Дата-центры с большей вероятностью, чем обычный бизнес, смогут обеспечить ее. А ведь есть области, в которых непрерывность процессов чрезвычайно важна, например, биллинговая система в ритейле. В дата-центрах доступность приложений существенно выше, чем обычная компания может себе позволить.
Тем не менее, практические примеры использования облачных приложений, даже в России, есть. Среди компаний, которые используют программное обеспечение по модели SaaS – например, российское представительство Bacardi, Sony, автохолдинг РРТ. Конечно, это более характерно для зарубежных компаний с «продвинутым» менталитетом – они не мучимы инстинктами контроля за нажитым добром. Довольно популярны облачные SFA-системы (Sales Force Automation, подкласс CRM-систем, автоматизирует работу торговых агентов) – например, Salesforce.com. Пожалуй, она – самое проработанное и популярное облачное приложение, которое есть на рынке в принципе.
СЭД несколько отстают в движении к облакам. На рынке есть лишь отдельные примеры ― в частности, SpringCM (на этой платформе существует приложение Privia для автоматизации подготовки тендерной документации для участия в государственных конкурсах), или такие collaboration-платформы как Google Docs или пока только планирующийся Office 365. |
При этом надо иметь в виду, что, западный рынок, конечно, развивается довольно активно, но российские СЭД и западные ECM – разные системы с разными задачами. Документооборот по-русски – это, во многом, способ управления компанией, в то время как ECM – это способ управления корпоративной информацией. В России очень многое построено на делопроизводстве: приказах, поручениях, входящих-исходящих документах, контроле исполнения и т.п. Западные облачные ECM-системы не то, чтобы не пришли в Россию – их предложение не соответствуют потребностям местного рынка. Надо отметить, что это проблема не только облачных, но и классических проприетарных западных решений: компетенция по российскому рынку сконцентрирована у российских компаний, которые в большей степени нацелены на работу с российскими же платформами. Поэтому, если облачная СЭД и появится, то она появится именно в России, у российской компании.
Облачное государство
В ряде случаев применение облачных технологий может существенно повысить эффективность расходования средств на СЭД. Пример, ― автоматизация документооборота в региональных и муниципальных органах государственной власти.
Конечно, применение облачных СЭД в государственных организациях требует серьезной проработки в связи с требованиями по защите и качеству удаленного соединения с системой. Одним из способов решения проблемы безопасности является размещение СЭД для муниципальных предприятий не в интернете, а в сети регионального (или вышестоящего муниципального) органа управления с организацией защиты каналов, учитывающей соответствующие требования.
Сейчас муниципальные органы государственной власти вместе с муниципальными организациями и предприятиями представляют собой десятки и сотни отдельных объектов автоматизации в любом регионе России. При этом они, как правило, должны использовать общие регламенты организационно-распорядительного документооборота, во многом определяемые региональным правительством. В большинстве случаев муниципальные органы государственной власти не имеют достаточных бюджетов и не обеспечены необходимой инфраструктурой и компетенцией (опытных ИТ-специалистов в них не хватает хронически). Поэтому зачастую «внедрение СЭД» на муниципальном уровне выглядит так: автоматизируется документооборот вышестоящего органа власти (крупного муниципального или регионального), а каждому подведомственному муниципалитету или организации выделяется одно рабочее место для работы с документами вышестоящих инстанций. Собственная же деятельность этой подведомственной организации остается никак не автоматизированной, и такая ситуация «закрепляется» на неопределенное время. И это при том, что объем документооборота в последнее время заметно увеличился. Это связано как с активным распространением электронных госуслуг, так и инициативой Администрации Президента и Аппарата Правительства по внедрению межведомственного электронного документооборота.
Где же выход? Одним из решений может быть использование модели частного облака. На уровне региона, при использовании этой схемы создается частное облако, в котором разворачиваются все решения, необходимые как для автоматизации самого регионального органа государственной власти, так и всех подведомственных муниципальных. |
Это и система управления деятельностью органа государственной власти на основе автоматизации организационно-распорядительного документооборота, и «Общественная приемная» для автоматизации взаимодействие органа государственной власти с населением с помощью Интернета, и специализированное рабочее место руководителя, и межведомственный документооборот.
Интеграция этих решений проводится изначально, непосредственно в рамках облака. Это обеспечит бесшовную передачу документов как в вышестоящие органы, так и между муниципалитетами, и прозрачный контроль состояния исполнения по документам, поступившим из вышестоящих учреждений. За счет управления правами доступа работа пользователей не отличается от работы на выделенном сервере. При этом обеспечиваются единые подходы как к защите информации, так и к регламентам работы.
Такая схема решает задачи автоматизации документооборота головного муниципального (регионального) органа управления, документооборота и электронных регламентов оказания госуслуг муниципальных учреждений по единым правилам и регламентам, процедур взаимодействия муниципального органа и муниципальных учреждений.
При этом эффективность внедрения увеличится, а сроки автоматизации всех муниципальных объектов сократятся в десятки, если не в сотни раз. Процедуры управления будут унифицированы на базе «лучших практик» и в соответствии с нормативными документами с полным учетом специфики региона.
Автор - директор по развитию бизнеса компании Digital Design
Комментарии 0