Андрей Ардашев: "С помощью облака мы сократили внутренние непроизводственные издержки"
В последние годы компания DIRECTUM активно разворачивает элементы своей инфраструктуры в облаке. Приводим интервью Андрея Ардашева, архитектора облачных решений компании DIRECTUM, об опыте использования облачных сервисов.
В последние годы компания DIRECTUM активно разворачивает элементы своей инфраструктуры в облаке. В облаке преимущественно размещены демостенды DIRECTUM, предназначенные для общего доступа, коммерческие проекты DIRECTUM и сопутствующие сервисы, которые применяются в повседневной работе, которые невыгодно содержать на локальной инфраструктуре компании.
Приводим ответы Андрея Ардашева, архитектора облачных решений компании DIRECTUM, для блога о корпоративных IaaS об опыте использования облачных сервисов.
Какими коммерческими облачными сервисами вы пользуетесь?
Преимущественно потребляем услугу IaaS. Приведу две причины:
● IaaS предоставляет гарантированные мощности, что позволяет планировать расходы в соответствии с существующей нагрузкой на размещаемые сервисы, при необходимости ресурсы всегда можем увеличить;
● в отличие от PaaS и SaaS, услуга IaaS предоставляет большую самостоятельность, позволяет применять существующие в компании политики безопасности.
Каким образом вы выбирали облачного провайдера, на что обращали внимание? Какие критерии были для вас на первом месте?
При выборе поставщика облачных услуг преимущественно анализируем обзоры на популярных информационных ресурсах, иногда обращаем внимание на отзывы о провайдерах в Интернет, отзывы зачастую не предоставляют реальную информацию о качестве провайдера.
Принятие решения о выборе провайдера – для нас очень серьезное решение. Компания DIRECTUM сама является разработчиком облачного программного обеспечения, что и накладывает дополнительные требования, так как на выделенных облачных мощностях должны были разместиться коммерческие продукты компании. Взаимодействие с конечными пользователями идет через наши продукты, сервис обмена Synerdocs или облачную ECM-систему DirectumRX, и любые недостатки качества сервиса провайдера будут восприниматься как недостатки наших облачных продуктов.
Чтобы обеспечить высшее качество обслуживание клиентов, мы провели серьезный анализ, исследование рынка и нагрузочное тестирование отдельных поставщиков. Кроме того, мы используем основного и резервного провайдеров.
Выбор состоял из нескольких этапов:
1. Определение списка провайдеров, которые будут участвовать в анализе. Преимущественно это крупные провайдеры, которые могут обеспечить доступность ресурсов более 99,9%.
2. Сбор информации о параметрах предоставляемых провайдером услуг.
3. Запрос тестового доступа и нагрузочное тестирование провайдера. Один из вариантов нагрузочного теста представлен в статье.
У нас есть опыт перехода на другой хостинг, который тоже делается не сразу. В этом случае на хостинг нового провайдера, с которым был заключен договор, сначала переносим некритичные вспомогательные сервисы и анализируем, насколько качественно предоставляется услуга, укладывается ли служба поддержки провайдера в заявленный SLA. И только уже после «опытной эксплуатации» переходим на более полное использование.
Чем ваш провайдер значимо отличался от конкурентов?
Компания DIRECTUM ориентируется на качество предоставляемых услуг. А именно, стабильно ли предоставляется заявленная производительность, выполняет ли провайдер заявленное SLA. Немаловажным фактором является стоимость услуги. Наш текущий провайдер предоставляет наилучшее соотношение цена-качество по сравнению с другими провайдерами, которых мы рассматривали.
Какую задачу вы решали с помощью облачных технологий?
Мы сторонники использования облачных технологий, используем сервисы для предоставления услуг клиентам по хранению документов, автоматизации бизнес-процессов и обмена электронными документами. Сами являемся пользователями аналогичных услуг на своих продуктах – документооборот с нашими партнерами осуществляется с помощью облачных сервисов.
Кроме того, облако на фоне кризисных явлений является новым этапом развития организаций, которые осознают экономическую эффективность облачных решений. С помощью облака мы сократили внутренние непроизводственные издержки на поддержание существующих рабочих процессов, а также повысили качество предоставляемых услуг внешним и внутренним заказчикам.
Есть ли какие-то проблемы при работе с облаком? Были ли значимые инциденты?
Критичные ресурсы размещаем одновременно на площадках разных провайдеров, чтобы закрыть возможные риски потери данных в случае выхода из строя всего оборудования текущего провайдера. Мы тщательно выбираем хостинг, чтобы минимизировать возможные риски.
За время работы с облачными провайдерами был зафиксирован один серьезный инцидент. Выход из строя дисковой подсистемы одного крупного облачного провайдера. Утерянные данные были восстановлены из резервных копий, работоспособность сервисов наших заказчиков была восстановлена быстро.
В результате мы начали выбор нового основного провайдера, а также поиск резервного провайдера. Мы стремимся предоставлять нашим заказчикам наилучший сервис и минимизировать риски простоя.
Какой функциональности вам сейчас не хватает? Что вы бы хотели улучшить?
Не все облачные провайдеры предоставляют удобные механизмы импорта/экспорта виртуальных ресурсов. Такой механизм мог бы существенно снизить издержки на перенос существующей виртуальной инфраструктуры в облако. Об этих вопросах подробнее я рассказал в статье Перед гиперпрыжком в облако не забудь про план "Б".
Комментарии 11
Я достаточно внимательно прочел всю статью но, так и не понял на сколько и главное - за счет чего, были получены озвученные результаты. Большая часть статьи - это размышления о том, как нужно выбирать провайдера.
На чем основано это утверждение? Ваш поставщик предоставляет вам железо в эксклюзивное пользование?
Откровенно странные (для меня) критерии выбора. Возможно, они обусловлены исходной задаче (которая не озвучена).
Может вы всё же откроете завесу тайны - для чего вам вообщее переезд в облако?
Михаил, благодарю за комментарии!
>> так и не понял на сколько и главное - за счет чего, были получены озвученные результаты
Изначально производился анализ делать ли нам собственный ЦОД или арендовать мощности у облачных провайдеров. По полученным расчетам выяснилось, что ресурсы на разворачивание и поддержку собственного ЦОДа будут окупаться довольно долго, а через 5 лет в любом случае придется перестраивать ЦОД и обновлять оборудование и ПО (увеличится нагрузка, оборудование и ПО устареет, начнет выходить из строя). Облако по расчетам предоставляло преимущество и начало окупаться уже в первый год использования.
>> На чем основано это утверждение? Ваш поставщик предоставляет вам железо в эксклюзивное пользование
Современные гипервизоры позволяют выделять пользователю ресурсы не менее заявленных требований. Провайдеры для наших задач выделяют гарантированный Интернет канал, гарантированные ядра CPU, гарантированный объем ОЗУ, гарантированные IOPS диска. Характеристики предоставляемых ресурсов мы регулярно проверяем. Поэтому мы точно знаем, какими фактическими ресурсами мы располагаем.
>> Может вы всё же откроете завесу тайны - для чего вам вообщее переезд в облако?
Главная причина переезда в облако - предоставление заказчикам DirectumRX стабильного, надёжного и быстрого сервиса.
Мне так кажется, что это весьма нетипичная задача для большей части клиентов...
Большинству интересен вопрос целесообразности переноса внутренней инфраструктуры в облако. Верно ли я понимаю, что вы эту задачу не решали, т.е. свои внутренние системы в облако не переводили?
Про то, какие внутренние процессы переведены в облако, описано в статье Кто сильнее: сисадмин или 15 облачных сервисов? Наиболее существенный выигрыш в плане окупаемости - взаимодействие с партнерами в облаке. Остальное выигрыш в гибкости и быстроте закрытия задачи - сервисы для локальных задач, их перечислено много.
Честно говоря, немного странная статья. Особенно вот эти 3 момента:
Коммуникация внутри компании, хранение документов, взаимодействие с партнерами и заказчиками большей частью покрываются корпоративной информационной системой на базе DIRECTUM и другими внутренними сервисами, развернутыми на серверном оборудовании компании
+
Хранение документов происходит в DIRECTUM, потому что файлы большей частью конфиденциальные
и
Учёт времени реализован во внутренней учетной системе на базе облачного приложения DirectumRX
Звучит так, словно свой собственный облачный сервис (DirectumRX) не используется ни для чего, кроме учета рабочего времени, а документы как хранились в on premise системе так и хранятся (причем причина - недостаточная конфиденциальность DirectumRX)
Как пользоваться облачным сервисом, которому не доверяет сам вендор?
Ну и на фоне этого: агитировать за переход в облако, когда из всей твоей инфраструктуры туда переведены только телеконференции, по меньшей мере странно.
Михаил, DirectumRX используется преимущественно и для хранения документов и взаимодействия по задачам, но всё зависит от проекта и направления.
При этом мы остаемся разработчиками и on-premise решений, потому и используем в работе разные решения.
Ну и разумеется не все бизнес-процессы можно быстро перенести на новую СЭД. DirectumRX внедряется внутри компании постепенно.
Этот вариант также возможен и на стороне клиентов, когда сочетаются облачные и локальные бизнес-приложения :)
А безопасность DirectumRX не хуже, а в чем-то и лучше. Поскольку это приложение изначально разрабатывалось для работы в агрессивной среде.
В указанной Еленой статье вы говорили иное (по крайней мере приведенные мною цитаты я трактую прямо противоположным образом тому, что вы написали сейчас)
Тогда я вообще не понимаю фразу о хранении конфиденциальных документов. Можете пояснить - если DirectumRX более защищен, чем on premise DIRECTUM, то почему вы предпочитаете хранить конфиденциальные документы в последнем?
Ну и по поводу вот этого момента:
Да, интеграционные решения возможны они встречаются часто, но любая интеграция это практчески гарантированно рост затрат, головная боль, куча проблем, ...
У вас есть решение для бесшовной интеграции On-Premise и облачного решения (DIRECTUM и DirectumRX)? Или всё делается руками?
Для импорта данных в DirectumRX в настоящее время существует несколько утилит импорта данных. Интеграция между DIRECTUM и DirectumRX также может быть реализована с использованием этих утилит.
Вы говорите о:
А я спрашивал о реализованном конкретно у вас решении. Более того, меня интересует не только техническая сторона (хотя интеграция двух родственных систем через какие-то утилиты выглядит, несколько странным, но может быть вы под "утилитами" имеете в виду что-то более технологичное), а в большей степени - идея или методика работы: в каком случае и когда пользователи работают с внутренней системой, в каком с внешней, как (на основании каких правил) происходит обмен данными, когда документы появляются в той или иной системе, ...
Вот это я называю готовым решением.
Опять это "может быть" - вы расскажите, как это сделано у вас.
Или у вас на текущий момент нет нормальной интеграции облачной и внутренней систем?
Да вы, собственно, всё и так ответили.