Оборонительный рубеж
В последние полтора-два года на мировом рынке систем корпоративного поиска информации развернулась энергичная борьба за его передел. Отраслевые «тяжеловесы» создают в этом рыночном секторе немыслимый ажиотаж.
Роман Базаров
В последние полтора-два года на мировом рынке систем корпоративного поиска информации развернулась энергичная борьба за его передел. При наличии признанных лидеров этого рыночного сегмента в лице американских компаний Convera Technologies и Verity, британской Autonomy Corporation и норвежской Fast Search & Transfer, в его пределы стали бесцеремонно вторгаться супергиганты глобального ИТ-бизнеса — Microsoft и IBM, Google и Yahoo!. Всеми силами стараясь опередить и вытеснить друг друга, отраслевые «тяжеловесы» создают в этом рыночном секторе такой ажиотаж, которого там не наблюдалось со времен его основания.
Когда речь заходит об управлении знаниями, поисковые машины обычно не упоминаются. При этом существует класс специализированных поисковых систем, предназначенных для управления корпоративными знаниями, рассредоточенными на почтовых серверах, в базах данных, корпоративных информационных системах и локальных машинах пользователей. Такие системы обычно обладают возможностью подключения практически любых источников данных и имеют модульную архитектуру, обеспечивающую возможность тонкой настройки обработки поступающих сведений. Другая отличительная черта системы корпоративного поиска — мощные инструменты классификации информации, что, собственно, и позволяет ей выполнять функции управления знаниями. Необходимо учитывать, что корпоративная информационная среда кардинальным образом отличается от Интернета: в частности, входящие в ее состав источники не связаны между собой перекрестными ссылками, поэтому даже механизмы ранжирования результатов поиска должны быть принципиально иными. При внедрении подобной технологии, как правило, единожды разрабатывается модель предметной области и формируются правила классификации документов — фактически задается онтология корпоративных сведений, в соответствии с которой затем сортируется информация. Наиболее совершенные системы корпоративного поиска предоставляют чрезвычайно разнообразные возможности классификации документов: от простейших решений до многоуровневой таксономии и автоматически генерируемых кластеров.
Конкуренция и консолидация
Потребность в корпоративных поисковых механизмах с некоторых пор ни у кого не вызывала сомнений, и решения такого рода стали приобретать все большую популярность. А обозреватели и аналитики принялись в один голос предсказывать, что разработка этих продуктов в очень скором времени может превратиться в сверхприбыльный бизнес. И потому совершенно неудивительно, что к уже сформировавшейся группе ветеранов и передовиков рынка корпоративного поиска начали с нарастающей активностью подключаться более крупные и мощные производители программного обеспечения, в том числе систем управления базами данных, и разработчики веб-технологий.
Предвидя их агрессивное наступление, ветераны вынуждены были даже несколько снизить напряженность соперничества между собой и принять меры к консолидации. В декабре 2005 года произошло слияние двух дотоле крупнейших разработчиков корпоративных поисковых систем: британская корпорация Autonomy объявила о приобретении американской фирмы Verity и интеграции ее в свой состав. В преддверии вторжения в этот рыночный сегмент таких колоссов, как Microsoft, IBM и Google, довольно поспешное объединение двух прежних лидеров почти никого не удивило — несмотря на то что обе компании определяли свою сделку как «объединение функциональности бизнес-управления и информационного обеспечения». Очевидно, что наибольший эффект от слияния предполагалось достичь не за счет совместных технологических или маркетинговых разработок (тем более, что Verity и Autonomy используют в корне противоположные методы и технологии), а за счет объединения сил и на европейском рынке, где Autonomy уверенно держала первенство, и на американском, где Verity создала развитую сеть каналов распространения своей продукции. «Покупка Verity устраняет наиболее сильного конкурента Autonomy в его целевом секторе, с одной стороны, и укрепляет позиции перед лицом растущей опасности со стороны Microsoft, Google и IBM — с другой, — комментировал эту сделку ведущий аналитик агентства Gartner Уит Эндрюс. — Тем не менее, в ближайшем будущем у Autonomy возникнут большие сложности в процессе технической и организационной интеграции с Verity». В докладе Gartner о консолидации Verity и Autonomy содержались и весьма прозрачные намеки на то, что подобное слияние может «убить» наиболее успешный продукт Verity K2 Enterprise.
Не сидели сложа руки и другие авторитетные разработчики поисковых систем корпоративного назначения. Компания Fast в самом начале 2006 года анонсировала функциональное расширение своей системы «настольного управления поиском», а Convera проиндексировала 4 миллиарда веб-страниц и представила свою новую настраиваемую пользователем глобальную поисковую систему. Теперь семейство программных продуктов RetrievalWare (RW) фирмы Convera обеспечивает поиск, анализ и выделение информации посредством задания пользователем поисковых запросов на естественном языке. Данные могут храниться как в неструктурированном виде, так и в базах. Поиск может осуществляться как в локальной сети организации, так и в Интернете.
Впрочем, одними только этими новациями противодействие двух «старых» лидеров рынка наступлению «новых» претендентов отнюдь не ограничилось. В апреле нынешнего года компания Convera объявила о присоединении своего подразделения Convera RetriеvalWare к компании Fast Search & Transfer. Сделка была оценена в 23 миллиона долларов, и после подписания соответствующего соглашения обе компании заявили о преемственности политики поддержки технологии RW с последующей миграцией данных на совместно разрабатываемую универсальную платформу. По условиям договора, до перехода на эту платформу специалисты Convera продолжат осуществлять техническую поддержку клиентов Convera RetrievalWare. Партнеры и клиенты Convera становятся партнерами и клиентами Fast.
Однако не менее значимым событием стала прошлогодняя покупка корпорацией IBM компании iPhrase, получившей известность в качестве поставщика систем информационного поиска на естественном языке. Это приобретение способствовало обогащению ассортимента программных продуктов IBM, предназначенных для управления информацией, расширяя возможности поиска и извлечения данных в корпоративных масштабах. По свидетельству независимых наблюдателей, программное обеспечение iPhrase открыло перед IBM пути к обеспечению ее заказчиков и партнеров усовершенствованными технологиями, позволяющими быстро находить скрытую информацию в самых разнообразных базах и материалах, «оперативно доставляя нужные данные нужным людям и в нужное время».
А в период с декабря 2006-го до апреля 2007 года корпорация IBM совместно с Yahoo! успела выпустить друг за другом две версии бесплатного приложения для поиска внутри корпоративных сетей — IBM OmniFind Yahoo Edition. За время существования первой версии это приложение было загружено 16 тысяч раз: по сведениям руководителя проекта со стороны IBM Аарона Брауна, программу инсталлировали представители различных коммерческих и правительственных структур, включая банки, консультативные и производственные компании. OmniFind поддерживает индексную базу до 500 тыс. документов для одного сервера и более 200 типов файлов. Во второй версии появились возможности создания специализированных поисковых приложений и добавление специализированного контента. По словам г-на Брауна, обновленный OmniFind облегчает доступ к поиску из других приложений и позволяет добавлять контент из сторонних источников.
Из одной тарелки
Тем временем заметно активизировала свою деятельность на рынке корпоративного поиска и корпорация Google, влияние которой на потребителей из числа малых, средних и крупных бизнес-структур настолько велико, что позволяет ей с большой уверенностью смотреть на перспективы своего вторжения в относительно новую сферу разработок. Несмотря на то что несколько предпринимавшихся ранее попыток интернет-фирм (например, Inktomi и Altavista, приобретенных затем компанией Yahoo!) выйти на рынок корпоративных поисковых систем провалились, руководители Google считают, что бренд и «глубокие карманы» их предприятия позволят им избежать трудностей, с которыми столкнулись веб-структуры, находящиеся теперь под контролем Yahoo!.
В апреле 2006 года Google Inc. объявила о запуске своей обновленной службы поиска в интранете. Речь шла о пакете программ Search Appliance, который позволяет сотрудникам компаний, установивших это программное обеспечение, легко находить релевантную информацию в корпоративной сети. В разработке этой программы принимали участие Oracle, Cisco Systems и Salesforce.com, а ее главной особенностью явилось то, что необходимая информация стала компилироваться в веб-страницу и отображаться в браузере в виде текста, а не в виде ссылок на другие страницы с текстом, что значительно повысило удобство пользования и сократило время, затрачиваемое на поиск. Новая система позволила обрабатывать до 25 поисковых запросов в секунду к каждому серверу, на котором она установлена.
Анонсирование последней версии Search Appliance переполнило чашу терпения руководства Microsoft, чьи рыночные интересы в последнее время все чаще пересекались с интересами Google. Об амбициях Microsoft на рынке корпоративного поиска было известно давно, но до прошлого лета крупнейшая ИТ-корпорация мира боролась за свои позиции с помощью технологических решений, а не заявлений. Впрочем, цена вопроса, достигшая почти 15 млрд. долларов, стала выглядеть настолько существенной, что о выборе средств и методов борьбы речь уже перестала идти. И вот в июле 2006 года на конференции Microsoft в Бостоне операционный директор корпорации Кевин Тэрнер позволил себе ряд крайне резких выпадов в адрес Google: «Этим людям не удастся красть еду с нашей тарелки», — заявил он, подразумевая под «едой» продукты для корпоративного поиска. Тэрнер назвал корпоративный поиск бизнесом Microsoft и заявил, что его компания не позволит Google прибрать его к рукам.
Microsoft имеет серьезные намерения относительно завоевания поискового рынка. В придачу к своему веб-поисковику MSN Search и встроенной в операционную систему Windows технологии поиска файлов, Microsoft анонсировала проект Strider Search Defender. Это набор решений, целью которых является улучшение качества информации, найденной с помощью средств веб-поиска. Strider Search Defender предназначен для исключения лишних данных из результатов поиска, выдаваемых в ответ на запросы пользователей. Лишними данными считаются ссылки на промежуточные веб-страницы, созданные для «накручивания» трафика сайтов, пользующихся услугами спамеров для продажи своих товаров и услуг.
В ответ на атаку своего главного конкурента Google и IBM объявили о заключении соглашения, направленного против Microsoft. «Голубой гигант» пообещал включить в свою интеграционную платформу IBM WebSphere поддержку Google Gadgets — небольших приложений, предназначенных для решения узких задач. Сейчас таких свободно распространяемых приложений насчитывается порядка 4 000. Интегрированные в среду бизнес-систем класса ERP и CRM, они смогут оказать пользователям значительную помощь при обработке и визуализации бизнес-информации. При поддержке WebSphere Portal такие приложения станут доступны как малым, так и большим компаниям. Таким образом, хотя Google не «атакует» Microsoft напрямую и «на ее поле», однако, по мнению ряда аналитиков, поисковая компания уверенно прокладывает свой путь к пользователям бизнес-ПО, завоевывая их доверие, делая для них привычным использование своих разработок и в этой области.
Горячие споры между Google и Microsoft о будущем рынка корпоративного поиска нашли свое продолжение на проходившей в апреле этого года конференции по системам управления контентом Gilbane. От Microsoft на ней выступал менеджер группы продуктов корпоративного поиска Джаред Спатаро, а Google представлял ведущий менеджер проекта Google Search Appliance Нитин Мангтани. По мнению Google, корпоративный поиск — это то же самое, что и поиск на домашнем компьютере: ищет «тот же самый человек». Microsoft с таким подходом не согласна: у домашнего и корпоративного пользователя совсем разные потребности. Г-н Спатаро сказал, что поисковый рынок можно разбить на три части: общий, высококлассный специализированный и средний «настоящий корпоративный». По его словам, Microsoft инвестирует в три этих рынка и развивает их отдельно. Попытку Google организовать всю информацию в мире он назвал «целью из области фантастики».
Microsoft считает, что организация информации — лишь отправная точка. «Мы сосредоточены на том, что людям нужно делать с этой информацией». Спатаро сравнил подход Google с попыткой решить все проблемы при помощи гвоздей и молотка, поскольку других инструментов под рукой нет. «Мы понимаем, что корпоративный поиск отличается», — сказал г-н Мангтани. Он отметил, что большинство людей, работающих в его группе поисковых устройств, пришли из компаний, разрабатывающих корпоративное ПО. Google кое-что понимает в корпоративном поиске: поисковый аппаратно-программный комплекс Google Mini Search Appliance ценой почти в 2000 долларов купили более 7 тыс. компаний, включая такие «голубые фишки», как Boeing, Honeywell и Intel. Мангтани подчеркнул, что Google может работать как со структурированной, так и с неструктурированной информацией, «будь то СУБД Oracle, вики или сервер SAP». «Мы нейтральный поставщик, и мы строим структуру безопасности, которая предоставляет вам отличный отборный контроль. Если у пользователя нет доступа к тем или иным данным, он даже не видит ссылки», — сообщил он. Мангтани также отметил, что конкуренты показывают ссылки, хотя и не допускают к материалу, доступ к которому отсутствует.
У Oracle и SAP есть собственные поисковые предложения для корпоративных клиентов. SAP готовит к запуску сервис корпоративного поиска в этом году. По словам Спатаро, интерес ИТ-компаний к поиску растет, но поиск нужен им не в виде «отдельно стоящей системы, а как часть инфраструктуры». Microsoft может преуспеть в корпоративном поиске, предложив что-нибудь более чем 400 млн. пользователей Office и еще большему количеству пользователей Windows. Нитин Мангтани сказал, что у Google другой подход: «Мы можем опробовать продукт на миллионах пользователей, а затем настроить его для корпоративных нужд». Google сначала предлагает бета-версии новых сервисов, например, Gmail, Docs & Spreadsheets, а затем выпускает их для корпоративных клиентов. По мнению директора корпорации Oracle по стратегии управления контентом Рича Буххейма, которого попросили прокомментировать дискуссию, конкурентоспособный продукт должен помогать справиться с хаосом растущей информационной массы: «Мы тоже занимаемся этим и можем констатировать, что с течением времени хаос уменьшается за счет категоризации и повышения надежности информации».
(Поматериалам NVision Group, Convera Technologies International, Internet News, K2Kapital, ТАdviser)
Источник: "CIO" №6 от 09 августа 2007 года
Комментарии 0