Признаки «заботливого предприятия» в контексте управления данными
Каковы признаки социально-ориентированного, «заботливого» предприятия? На ум приходят такие признаки заботливости, как превентивное улучшение условий работы сотрудника, ориентация на обеспечение его максимальной продуктивности и сверх этого — на зарождение у него ощущения, что на работе ему так же хорошо, как дома. Всё это верно, но я попробую сузить круг до информационной составляющей: что хорошего может сделать предприятие в контекте информации?
Каковы признаки социально-ориентированного, «заботливого» предприятия? На ум приходят такие признаки заботливости, как превентивное улучшение условий работы сотрудника, ориентация на обеспечение его максимальной продуктивности и сверх этого — на зарождение у него ощущения, что на работе ему так же хорошо, как дома. Всё это верно, но я попробую сузить круг до информационной составляющей: что хорошего может сделать предприятие в контекте информации?
На ум приходит много разных способов управления информацией, все они так или иначе проистекают той идеи, что «заботливое предприятие» (aka social enterprise) немыслимо без знаний о сотрудниках, которые на нём работают, и без использования этих знаний во имя этих же сотрудников. Информация о сотрудниках многогранна и разнообразна и, на мой взгляд, имеет много пересечений с Big Data, с управлением процессами и взаимодействием, даже с деловым туризмом.
Что можно получить на вход, имея, например, тысячу сотрудников, работающих в стенах предприятия, от уровня руководства компании и до уровня линейного персонала? Допустим, на предприятии уже внедрена система электронного документооборота, и все документы и процессы качественно каталогизированы, детерминированы и стопроцентно управляемы, — но это ещё не всё. Каждый сотрудник, выполняя свои обязанности, проявляет гораздо бóльшую активность, чем кажется, и содержит в себе бóльший объём информации. Привычки, желания, даже ежедневные ритуалы каждого сотрудника — это всё можно использовать в пользу улучшения качества внутренних процессов и, как результат, повышения прибыльности предприятия. Информацию о том, что делают сотрудники, как они это делают, как они себя при этом ведут, какие группы организуют и даже какие личные интересы учитывают, «заботливое предприятие» может использовать во благо.
Даже если брать в расчёт известные ограничения на эксплуатацию персональных данных, можно, тем не менее, позволить сотрудникам самостоятельно выстроить сеть социальных связей предприятия, выходящую за его рамки и захватывающую их друзей, родных, их личные деловые контакты. Даже мечты о странах, в которых хочет побывать сотрудник, можно использовать для планирования поездок, основная цель которых — совсем не отдых, таким образом совместив достижение деловой цели и личную мотивацию сотрудника. «Заботливое предприятие» — уже в большей степени друг работника, а не его наниматель.
Открытым остаётся самый главный вопрос: с помощью каких технических средств, какими методами собирать и использовать эту информацию, и может ли это делать система электронного документооборота? На мой взгляд, это задача систем совсем другого класса, хотя они и могут или даже должны, чтобы быть эффективными, иметь большую площадь соприкосновения с ECM-системами. Им нужен стандарт обмена данными, очень большими данными. Существует несколько готовых стандартов для обмена данными между системами известных классов, но подойдут ли они для системы нового класса? Тоже открытый вопрос.
В качестве дисклеймера позволю себе сказать, что всё-таки подобные мероприятия по управлению социальной информацией о сотрудниках и связях между ними имеют смысл, когда процессы предприятия уже известны, контролируемы и поддаются оптимизации. С другой стороны, очевидно, что даже абсолютно отлаженному предприятию есть, куда стремиться, и горизонт побед совсем не под ногами, а всё так же где-то вдали.
Комментарии 4
Данная статья мне напомнила один замечательный доклад, услышанный на одной школьной конференции. Суть его сводилась к фразе "Если бы у человечества были бы нанороботы, то человечеству жилось бы не в пример лучше, но вот беда - никто не знает как этих роботов делать".
Интересное продолжение темы и кейс "Виртуальное Сколково" http://www.iemag.ru/analitics/detail.php?ID=26691
"Начальники постоянно пытаются соединить нужных людей. И никак у них это не получается. Потому что сотрудники заняты повседневной работой, сфокусированы на повседневных делах, а не на обмене информацией. Как вы назовете сотрудника, который не работает, а только «обменивается информацией»? Болтуном, бездельником.
Главный вопрос Enterprise 1.0: какую информацию и кому открыть? Главный вопрос Enterprise 2.0: какую информацию закрыть?"
вот да... те же ассоциации...